ru.ult.kz
  • Главная
  • Общество
  • Культура
  • Спорт
  • U magazine
  • Вторая Республика
  • В мире
No Result
View All Result
  • Главная
  • Общество
  • Культура
  • Спорт
  • U magazine
  • Вторая Республика
  • В мире
No Result
View All Result
ru.ult.kz
No Result
View All Result

Главная страница » Национальная история » Где страна, которая чтит героя Еспенбета?!

Где страна, которая чтит героя Еспенбета?!

Редакция Ult.kz by Редакция Ult.kz
3 октября, 2016
in Национальная история
0

Где страна, которая чтит героя Еспенбета?!

Из края Аягоз вышли такие полководцы-богатыри, как Актанберды, Кабанбай, а также остроумные бии, известные своим красноречием и поэтическим даром, как Куттыбай, и целая плеяда таких батыров и биев, как Боранбай, Актайлак, которые пользовались безграничной любовью народа. Поэтому, даже если тела наших великих личностей уйдут из жизни, их дух будет жить вечно вместе с нашей страной, и с момента обретения Независимости мы чтим их как единый народ. Нация, которая растет и развивается, учится на горьких и неприятных уроках своей истории, а народ, который не развивается, думает только о своем брюхе, стремится только к обогащению, не вспоминая героев, защищавших страну.

Одним из таких выдающихся личностей, равных упомянутым батырам и биям, чьи потомки считают этот край Аягоз своим родным домом, но который, кроме упоминаний в некоторых исторических книгах, остается недооцененным и даже не упомянутым, является батыр Ер Еспенбет, получивший от хана Аблая прозвище «Адак» за то, что превосходил тысячи воинов своим умом, отвагой и меткостью, по предложению Казыбека, Толе биев. Мы узнали из не только из легенд и преданий о батыре, но и из книги его современника Казыбека бека Тауасарулы «От корней до меня», а также из труда историка Курмангали Халида, проведшего большую часть жизни в Аягозском крае, «Тауарих хамса»: «В эпоху хана Аблая такими людьми, как батыры и военачальники, были батыр Кабанбай из рода Кара-Керей, батыр Актанберды, батыр Ер Еспенбет, батыр Жанибек из рода Керей, батыр Акбантай из рода Бура, батыр Богенбай из рода Канджигалы, батыр Малайсары из рода Басентиин и другие…». Бухар жырау, советник хана и певец походов, выразил особую признательность за битву при Шорге, длившуюся 80 дней: «Еспенбет, вышедший из благородного рода, много раз преграждал путь калмыкам!». Карибай Танатарулы, родившийся и выросший на земле Аксуатского района Семипалатинской области, вдохновенно воспевал Ера Еспенбета, а Дулат Бабатайулы, который не преувеличивал, сказал: «Я не понравился себе, куда мне теперь деться?» в своем дастане «Еспенбет»:

Ер Еспенбет в прошлом,

Говорят, особенный герой.

Красноречивый из всех говорящих,

Не уступает никому в собрании.

Если дает пример – мудрый,

Если нападает на врага – грозный, — так он изображал его. Детство этого Ера Еспенбета пришлось на время, когда хитрые политики России и Китая, стремясь ослабить казахский народ и захватить его земли, направили на нас джунгар-калмыков, бушевавших в степи, как ураган, снабжая их пушками, ружьями и порохом. Еспенбет, осиротевший в 7 лет из-за жестокой войны, потерял родителей. Годы его рождения и смерти неизвестны, и хотя в народе говорят, что его родные места – Аягозский край, исторические данные противоречивы. Многие исторические источники утверждают, что найманы, в том числе кара-кереи, кочевали по берегам Сырдарьи в начале XVIII века.

После битвы казахских и калмыцких войск в верховьях реки Аягоз в 1718 году, французский географ-путешественник, встретившийся с остроумным бием Куттыбаем, хоронившим павших воинов, лично рассказал ему, что, хотя казахи и имели преимущество в начале битвы, они потерпели поражение из-за раздоров между ханами и султанами. Этот факт дошел до наших дней. Исходя из этих данных, можно ли предположить, что в годы рождения Еспенбета род Сыбан поселился в Аягозском крае? По словам Бахытмира ага Шалгынбая, который очень хорошо знает историю и издает в Аягозе 1 газету и 2 журнала, Еспенбет – один из пяти сыбанов, сын Сары, происходящий от Сарыкобека, на 38-40 лет моложе своего сородича Актанберды, родившегося в 1675 году. Исходя из этих данных, он родился в 1713-1715 годах. По словам краеведа, литературоведа Габита Зулхарова, Еспенбет погиб на фронте под Ташкентом и прожил недолго, его могила находится там же. Другие же говорят, что могила батыра находится в Талдыкорганском крае. Бакыт апа, дочь Магауии, потомок Еспенбета, которая с уважением относится к истории предков и много знает, хотя и согласна, что ее предок Еспенбет прожил всего 49 лет и умер в возрасте мушел жас, не согласна с тем, что он погиб на фронте под Ташкентом. Наличие белого борте коня, подаренного его дядей в конце жизни, также свидетельствует о ранней смерти батыра. Дулат Бабатайулы говорит: «Он жил ради народа до самой смерти, такова была мечта Еспенбета. Он жил вместе с ним, под ним был скакун», зная его жизнь лучше других. Это потому, что отец Бабатая, Ескельды, и Еспенбет были братьями. В любом случае, исходя из этого расчета, батыр Еспенбет скончался после того, как окончательно покорил свирепых и жестоких калмыков. Расскажем и о некоторых тайнах из личной жизни этого выдающегося деятеля, которые дополняют его личность. Еспенбет, посватавшись к девушке из Семиречья и привезя ее, остановил свадьбу, узнав о ее нечистоте. Он сказал: «Назови имя парня, который совершил насилие над тобой. Я убью его! Если не скажешь, я убью тебя». Узнав об этом, сестра насильника пришла и сказала: «Не убивайте моего брата. Я выйду за вас замуж без калыма в качестве выкупа за него». Эта история закончилась тем, что обе женщины жили в мире.

Примерно в 40 лет Еспенбет снова влюбился и взял в жены молодую девушку из Семиречья. Через несколько лет две старшие жены, ревнуя Еспенбета к молодой жене, которая пользовалась его большим вниманием, обманули ее, сказав, что они собираются в поход, когда она была беременна и у нее были маленькие дети. Когда молодая жена попыталась сесть на лошадь, две старшие жены испугали резвого коня, и она была увлечена и убита. Когда батыр вернулся, узнав, что его убили намеренно, он схватил нож, чтобы убить своих двух жен. Однако, будучи сильным и умным, батыр, думая о своих детях, не тронул своих старших жен. Но, сильно любя свою жену, Ер Еспенбет, подобно лебедю, потерявшему пару, вскоре умер от тоски. Боранбай, бий и батыр из рода найман, который проявил храбрость в разделе земель своего рода с более многочисленными родами аргынов, опираясь на хана Аблая, предоставил потомкам Еспенбета земли на берегу Акшаули и в окрестностях Акшатау. То, что мудрый бий дал сыновьям одного отца земли в двух местах, вероятно, было сделано из-за опасения, что дети от ревнивых жен и наложниц могут враждовать друг с другом. Существует множество данных о том, что Ер Еспенбет участвовал в решающей битве против калмыков у Жонгарских ворот около 1757 года и вернулся домой целым и невредимым с богатой добычей. Однако после этого его имя не упоминается в других войнах. В 1769 году, когда полководец Кабанбай батыр отправлялся в поход на кыргызов, были упомянуты имена многих батыров, но имя Ера Еспенбета не упоминалось в дастанах и песнях, что свидетельствует о его смерти к этому времени. В период «Актабан шубырынды» 1723 года, отступая, род найман, поселившийся в Акмолинской области примерно на 50 лет, оставил множество поселений и могил на Арке. При возвращении на родину в Алтай-Тарбагатайский регион поэт найманов Кудери сказал:

Земля, где вырос мой предок,

Земля, где похоронен мой дух.

Наши дорогие Есиль и Нура.

Куда нам идти?..

Помоги и поддержи,

Дух предков, покоящийся на Арке, — так он прощался с окрестностями Караоткеля. Место, где сегодня находится наша Астана, в то время называлось «Караоткель перевала» богача из рода кыржы, которому благоволил Кыдыр, и это название сохранилось до наших дней. Например, «Зимник Кабанбая» в Ерейментауском районе, села «Ажы», «Шагалак», «Жанболат», «Оразак» (Токпак), «Шунет», станция «Жолымбет», могила наймана Еспенбета батыра, Большой Найманский заповедник, Малый Найманский заповедник, помимо других родов, есть множество названий мест, связанных с пятью родами Байыс. Название местности «Кара Мурын» в Карагандинском крае свидетельствует о временах «Актабан шубырынды» и указывает на то, что происхождение казахских родов уходит в глубокую древность (название рода Мурын из рода Найман связано с реками Кара Мурен и Шара Мурен, и было дано в связи с приходом с войском Чингисхана). К югу от Коргалжына, в пойме реки Нура, есть озеро Еспенбет. Исходя из этого, могила Ера Еспенбета батыра также может находиться в Акмолинской области. Кажыгулов Кайыртай аксакал, уроженец Акшатау и знаток истории и шежире, говорит: «Дулат Бабатайулы показал могилу, и единственным человеком в народе, кто это знал, была наша бабушка Шарбану, дочь Аскара, потомка Дулатов, прожившая долгую жизнь. Она уверенно сказала, что могила Ера Еспенбета находится на склоне высокой горы к югу от могилы Дулата». В одном из рассказов, имеющих под собой реальную основу, молодой парень из Акшатау около 100 лет назад, пасший овец в этом месте, уснул. Ему приснился батыр в доспехах, едущий на коне: «Я – батыр Еспенбет! Почему ты позволяешь скоту топтать мою могилу?». Проснувшись в испуге, он увидел, что его овцы пасутся среди могил в густом лесу. Когда он рассказал об этом людям, один из старейшин деревни сказал: «Это был вещий сон. Там находится могила нашего предка Ера Еспенбета». Потомки, похожие на батыра, отложив на время свои заботы, должны выяснить, где нашел покой их предок, опираясь на свидетельства старожилов и исторические исследования. Некоторые потомки рассказывают, что Еспенбет, как и жырау Актанберды, который построил плотину на реке Караккол для орошения, также построил плотину. Говорят, что камень, поднятый Актанберды, находится недалеко от Таскескена, а камень, поднятый Еспенбетом, мы видели своими глазами в «Акшаули», 1-м отделении села Мынбулак. Позже его перетащили трактором и сбросили на окраине села, — говорят Омаргазы аксакал, прямой потомок Еспенбета, и другие старейшины. Так как же этот тяжелый камень, поднятый в Таскескене, мог быть доставлен в «Акшаули» в те времена, когда не было такой техники? Жизни этого батыра не хватило, чтобы вместе с Актанберды заниматься земледелием. Однако в словах Омаргазы ата есть доля правды. Ведь в 1755 году, после сокрушительного поражения калмыков, поле битвы, где несколько дней лежали трупы убитых калмыков, пронзенных мечами и копьями, получило название «Нарын» только в окрестностях горы Акшаули. Учитывая толгау Бухар жырау, который был свидетелем этого исторического события: «Разрушив каменную преграду, с перевала Тарбагатай. Разбив лагерь, поставив юрты, у озера Борлы. Разгромив калмыков, с вершин Акшаули. Выгнав всех с земли, поселившись здесь, найманам», можно не сомневаться, что Ер Еспенбет участвовал в этой битве от начала до конца, отдыхал несколько дней у прекрасной Акшаули и поднял этот камень.

Еспенбет, рано потерявший отца Досыма и мать, рос на попечении своих дядей по материнской линии. Его дядя по материнской линии, Ер Косай, также был батыром, проявившим великую доблесть в защите Родины. Заметив в своем племяннике ум, упорство и качества настоящего батыра, дядя не только проявлял особую заботу, но и вливал в его сознание историю и шежире страны, а также обучал его различным тонкостям военного искусства. Хотя он рос свободно на попечении дядей, когда ему исполнилось 13-14 лет, услышав, как некоторые в шутку называют его «сыбанским парнем», он вспоминал свою родину и землю, становился печальным, хмурым и часто не отвечал на вопросы.

Чувствуя, что молодой человек, испытывающий все большую тоску по своей родине и ставящий перед собой различные цели, замыкается в себе, Ер Косай сказал: «Почему ты грустишь? Я принесу тебе выбранную красавицу. Я исполню все твои желания». На что Еспенбет ответил: «Мне не нужна ни красавица, ни что-либо другое. Дядя, я скучаю по своей стране и родной земле». Тогда старый батыр сказал: «Возьми столько из моего скота и имущества, сколько захочешь. Я не буду удерживать тебя». Еспенбет ответил: «Я возьму только белого борте жеребца, которого выбрал сам, и твое благословение». Ер Косай, довольный своим племянником, который ценил честь выше богатства и имущества, дал ему свое искреннее благословение и, сказав все свои наставления: «Друг, зависть и вражда исходят от твоей страны. И удача приходит от твоей страны», снарядил Еспенбета всем необходимым оружием и доспехами и отправил его на родину, где он и остался. Актанберды жырау, остроумный бий Куттыбай, батыр Ботакара радостно встретили Еспенбета, но среди них нашлись и те, кто говорил с насмешкой. Слухи и завистливые слова не достигли ушей молодого парня. Белый борте конь, на котором он приехал от дяди, в год своего совершеннолетия выиграл аламан байгу на большом аста в Семиз найманском роду. Получив в награду сто жеребцов с горбатой спиной, он раздал их всем потомкам пяти сыбанов, считая, что его славы достаточно! На следующий год, по приказу Кабанбая, главы найманов, он присоединился к войску, выступившему против калмыков. Когда войска двух сторон встретились, и по древнему степному обычаю начался поединок, калмыцкий батыр ростом с гору, с телом, выкованным из чугуна, на черном коне в возрасте 50 лет, убил одного за другим 8 казахских батыров. В те времена истинное мужество и героизм проявлялись только в таких поединках, и сила победившего батыра признавалась не только его народом, но и врагами. Когда прозвучало, что никто, кроме Актанберды, не сможет разгадать его хитрость, Еспенбет, прежде чем старый батыр вышел на поединок, сказал: «Я пойду вместо вас», получил его благословение и вышел на поединок с обезумевшим калмыцким батыром, убил его, привязал голову к седлу и, приведя молодого батыра, привел его в ужас. Дух казахского войска поднялся, и калмыцкое войско было разгромлено, а казахи обогатились богатой добычей.

Еспенбета, сына героя,

Тогда признал народ.

Не повернул назад,

Перед тысячами врагов, — как он пел, так он впервые проявил себя народу.

Где бий Байкара, державший дух народа,

Указывавший прямой путь?

Где бай Едиге с широкими плечами?

Где герой Еспенбет, прорывающийся на поле боя,

Разрушающий крепости?

Шагалак акын, соратник Кабанбая и батыр, высоко оценил героизм Ера Еспенбета перед ханом, и вот как это было с золотым воротником от хана Аблая: чтобы окончательно изгнать захватчиков с наших земель, хан и батыры во главе с Кабанбаем выгнали джунгар, укрепившихся в Баянауле и Каркаралы, силой белых копий и белых рук. Прибыв к горе Чингис, хитрые калмыки укрылись в пещере «Конгыр Аулие» на правом берегу реки Шаган, где была вода, и обстреливали казахское войско из пушек и луков, нанося огромный урон. Сколько бы казахское войско ни атаковало, калмыки, имевшие сильное оружие и хорошо укрепленные позиции, не отступали. Хан Аблай, потеряв много воинов и понеся потери, сказал:

Какой батыр, проявив отвагу, разрушит крепость,

Говорят, поднимет славу народа.

Прислушавшись к словам Аблая,

Кабанбай и Ер Еспенбет засмеялись.

Аблай сказал двум героям соревноваться,

Говоря, что вражеская крепость высока и далека.

Кабанбай, у тебя ведь есть дар,

Разбей ее одним ударом.

Эти двое решили разрушить крепость,

Применив ум, отвагу и хитрость.

Несмотря на сопротивление врага,

Батыр разрушил крепость.

Короче говоря, казахи победили и взяли калмыков,

Кабанбай был удостоен чести, как хан.

Аблай назвал Кабанбая «ханом»,

Наградил Еспенбета ценной шубой.

Хотя в этом сказании есть небольшое литературное преувеличение, историческая достоверность этого события подтверждается трудами историков и литературоведов, таких как Курмангали Халид, М. О. Ауэзов и другие. Они убедительно описывают, как Кабанбай, имея малочисленное войско, неустанно сражался против калмыков в этой крепости, а группа лучников под предводительством Еспенбета нанесла им огромный урон стрелами и выгнала их. Множество каменных могил с различными родовыми тамгами, расположенных ниже этой пещеры, являются прямым свидетельством той битвы. Из народных преданий:

Кабанбая сделал ханом,

Благодаря Еспенбету.

Рядом с ним был тогда.

Марка из рода Кулманбет.

Стрелявший из лука

В прибывших калмыков, — согласно этим забытым, обрывочным толгау, бдительный Еспенбет заметил калмыцкого нойона, который незаметно подобрался к Кабанбаю, сражавшемуся в крепости, и собирался ударить его кривым мечом по голове, и убил его. Его потомки также рассказывают следующую легенду, связанную с этим: когда Кабанбай предложил Еспенбету сесть на трон, тот отказался, сказав, что он молод. Когда хан Аблай надел на него золотой воротник, Кабанбай сказал: «Я не буду носить его» и бросил его. Тогда калмыцкий прорицатель-толкователь, попавший в плен, сказал: «Ты не получил благословения, не сев на трон. Из твоих потомков не будет никого, кто сядет на трон. Из твоих 7 потомков выйдет один батыр. Твой род будет расти только из одного источника и не будет многочисленным. Ты не умрешь от врага. Ты умрешь от молодости, от тоски». Подобные легенды, если не полностью идентичные, то похожие, рассказываются и о жизни других батыров и биев. Как говорится, в основе легенды лежит истина, и конец жизни батыра Еспенбета действительно был таким.

Из народных преданий того времени: «Врага одолеет Марка,

Слава останется Еспенбету».

Достаточно и таких поговорок, как «Врага возьмет много, слава останется Аблаю или Кабанбаю». Из этих поговорок видно, что наши предки, защищавшие страну и землю, не стремились к славе и почестям, а подчинялись своим ханам и батырам, думавшим о нации, и достигали своих целей благодаря единству.

В 1740-х годах жырау и батыр Актанберды, считая себя старым, передал командование родом Сыбан своему потомку Жараскулу, первенцу Сыбана, Еру Еспенбету. Сам он, тем не менее, не переставал участвовать в войнах. Главный полководец Кабеке, чтобы поднять боевой дух солдат, специально ставил Актанберды впереди строя. Отсюда и пошло выражение «Актанберды Сапбастай». Батыр Марка, происходящий от Байкобека из рода Сыбан, до и после того, как стал командующим Сыбана, вместе с Еспенбетом участвовал во всех войнах, больших и малых, и был его закадычным другом.

Баянаул, Кызыл тау,

Абыралы, Чингистау,

Овцы блеют, ягнята блеют,

Между ними много калмыков,

Вы прогнали калмыков,

Перегнав их через Черный Иртыш.

Выгнали их к Алтайским горам! — как пел Умбетей жырау о битвах, в которых участвовал батыр Марка, он героически погиб на берегу чистого озера у подножия Алтая и был похоронен там. Озеро рядом с местом захоронения батыра Марки с того дня стало называться «Маркаколь».

Название «Адак», данное Еру Еспенбету, равнозначно названию «Дарабоз», данному хану-батыру Кабанбаю. Значение «Адак» описывается как скакун, вырвавшийся вперед в аламанских скачках: «Скакун, вырвавшийся вперед, показал свою резвость». В нашем народе есть выражение «Скажу, вырвавшись вперед!». Значение «Адак» означает «передовой, выдающийся». Перед тем, как дать батыру это прозвище, народ отметил одну из крупных побед над калмыками в Арке празднованием в ханской ставке в Кокшетау. Известно, что когда добыча, захваченная у калмыков, была разделена между батырами в зависимости от их заслуг и возраста, взгляды многих, от молодых до пожилых батыров, сразу же обратились на 18-летнюю пленницу с густыми черными волосами, глазами цвета черной смородины, тонкой талией, вежливую в речах и походке. Хан Аблай, не желая, чтобы батыры враждовали друг с другом из-за этого, предоставил свободу самой девушке. Пленница, поклонившись хану, сказала: «У меня три условия. Я готова выйти замуж за того мужчину, который выполнит одно из них. Первое условие: я повешу свой головной убор на вершину того зеленого утеса, чтобы испытать меткость ваших батыров. Я буду стоять рядом. Я выйду замуж за батыра, который сбивает его стрелой». Аблай хан, взглянув на вершину хребта, сказал: «До этой вершины не долетит стрела». С того дня это место стало называться «Окжетпес» (не долетит стрела). Как и следовало ожидать, никто не смог дострелить. Девушка спустилась с хребта и встала у глубокого, омутного места озера: «Пусть батыры соревнуются, неся друг друга на спинах. Я выйду замуж за того, кто придет первым». Восемь юношей одновременно достигли цели, но и это условие не было выполнено. Девушка выдвинула третье условие: «Я испытала вас в меткости и силе. Теперь я испытаю ваш ум: когда сокол собирается съесть трех птенцов в гнезде, три птенца умоляют: «Съешь нас вместо нашей матери. Отпусти нашу мать». Сокол отвечает: «Если я не насыщусь, я съем и вас». Когда сокол начал есть голубя, один сокол ударил сокола по позвоночнику и убил его. Птенцы, обрадованные этим, сказали: «Съешь нас вместо нашей матери». Один из них оставил метку и ушел, сказав, что съест его, когда он вырастет. Не успев добраться до него, сокола собирается съесть ястреб. Сказав, что у него есть обещание соколу, он сказал, что сначала пойдет к нему и выполнит свое обещание. Ястреб, зная, что обещание и долг – это трудное дело, разрешил ему. Летя ночью в поисках сокола, он попал в лапы совы. Рассказав ей всю историю, сова поняла и доставила его к месту обитания сокола. Услышав о судьбе птенца, сокол задумался: «Сдержать слово – самое благородное дело. Спасибо, что пришел. Разве я не буду лучше совы?» — и отпустил ястреба. Птенец, летая день и ночь, вернулся к ястребу и рассказал об этих событиях. Ястреб сказал: «Слово дается именем Бога. Хотя ты испытал много трудностей, ты полностью выполнил свои обещания. Я доволен тобой. Иди к своему первому соколу и будь счастлив». Девушка сказала: «Вот моя загадка». Заинтересованные батыры долго думали над загадкой, но не смогли ее разгадать. Хан и Кабанбай спросили: «Почему ты не участвуешь в соревновании?» Еспенбет, стоявший в стороне от группы, сказал: «Эта загадка полна тайн. Пусть девушка прикрепит свой платок к той горе, а сама спустится на землю». Еспенбет натянул лук, выпустив стрелу, способную пробить доспехи, и с силой натянул тетиву, и стрела вместе с колом, к которому был привязан платок, улетела. Девушка, невольно склонив голову, поклонилась. Еспенбет, сказав: «Если я разгадаю загадку, я решу и судьбу девушки», получил разрешение от хана и сказал: «Эта девушка, похоже, мусульманского происхождения. Она одна из трех дочерей одной семьи. Она попала в зависимость от какого-то насильника. Когда ее страну захватили враги, ее спас один батыр из ее аула. Он обещал жениться на ней. Не успев выполнить это обещание, она попала в плен к калмыкам, с которыми мы воевали. У них тоже был благородный юноша, знавший тайны обещаний, который, похоже, собирался дать ей свободу. Теперь эта девушка по воле судьбы находится в плену у нас. Если бы батыры, соревновавшиеся с ней в стрельбе из лука, сбили ее платок, она бы упала с утеса и умерла. Если бы кто-то из юношей, несших друг друга на спинах, пришел первым, он бы упал в воду и умер. Я с самого начала почувствовал скрытый смысл этой загадки и не участвовал в соревновании. Эта девушка – человек, который ценит верность любви и преданность слову. Если я причиню вред этой нежной душе, полной глубокой любви, не стану ли я хуже того ястреба из загадки? То, что она сама смущенно склонила голову и просит прощения, видно по ее поведению. Потакать своим страстям и оскорблять чувства девушки – это бесчестие для меня. Поэтому, согласно условию, если эта девушка должна достаться мне, я даю ей свободу. Пусть она соединится с тем, кого любит», — сказал Ер Еспенбет. Дочь Кабанбая, батыр Назым, сказала: «Действия, слова и характер девушки безупречны, как жемчуг. Давайте назовем ее имя Маржан». Когда спросили саму девушку, она оказалась каракалпачкой, попавшей в плен. С разрешения хана Аблая казахские батыры благополучно доставили девушку на родину.

Казыбек би, известный своим острым языком, увидев, как Ер Еспенбет во время битвы убил огромного калмыцкого батыра, пытавшегося бросить копье в спину Агбантая батыра, предводителя рода Бура, выстрелом под тонкое место доспеха – под мышку, сказал на глазах у всех хану Аблаю: «Всем нам известно об исключительной храбрости Еспенбета. Само по себе чудо, что он смог дострелить туда, куда не долетала стрела ни одного батыра! А то, что он разгадал сложную загадку девушки, заставил ее признать себя и дал ей свободу, хотя она должна была достаться ему, свидетельствует о его великодушной доброте и благочестии, знающем, что такое добро и зло. Чтобы служить примером для других, давайте наградим Еспенбета особой наградой», — предложил он. Другие бии и батыры горячо поддержали это предложение. Истинно говорят, что у хана сорок советников. Хан Аблай, недолго думая:

Если дам золото, оно останется на земле,

Если дам скот, он останется в народе.

Если дам звание «Адак батыр»,

Оно останется в народе навечно, — так он присвоил Еспенбету звание «Адак»!

Там же Бухар жырау, будучи батыром и поэтом, поручил Таракты Байгозы сочинить песню и стихи для походов, посвященные истории с Маржан кыз, добавив имена батыров и их скакунов. Вдохновленный талантливый Байгозы сказал:

Сверху примчался Бёке,

Играя под ним, как сайгак.

С силой, бросающей камни, как буря,

Не спастись убегающим калмыкам.

Кабеке, на «Кубасты-ай»,

Рожденный от Кубастая конь.

Прося помощи у Аллаха,

Народ плакал и шумел.

Адак, на сары ате,

С крыльями, как птица.

В земле Кокшетау,

Создал великий пример.

Барак, на крылатом коне,

Ездит умелый герой.

Конь и герой едины,

Посмотри на их облик.

Еспенбет вышел вперед, «вырвавшись»,

Забрав все лучшие звания на поле боя.

В припеве: «Уэй, уэй, Маржан кыз», — я прочитал это стихотворение в книге, написанной китайскими историками в 90-х годах. Сакен Сейфуллин также посвятил это событие своей поэме «Отдельный батыр». Однако он указал «Адак» как батыра из рода Куандык, входящего в Аргын. Я много раз читал шежире рода Карпык из рода Куандык, из которого вышел С. Сейфуллин, и хотя из этого народа вышло много святых людей и выдающихся батыров, я убедился, что в XVIII веке батыра Еспенбета-Адака в роду Аргын-Куандык нет.

Говорят, что Еспенбет мало упоминается потому, что он был причиной смерти Енлик и Кебека. Г. Зулхаров, который полностью исследовал историю «Енлик и Кебек», сам происходящий из знатного рода Тобыкты и бывший сотрудник архива, уверенно привел данные и неоднократно писал в своих исследовательских работах, что «Ер Еспенбет не выносил суровый приговор двум влюбленным!», и что необоснованное очернение недопустимо. Действительно, Ер Еспенбет, будучи зятем батыра Кабанбая, с которым он вместе участвовал во многих войнах и которого уважал как старшего брата, не мог бы приговорить к смертной казни девушку Енлик, и у него не было бы звания бия. Даже если бы он сочувствовал Енлик и Кебеку, он не смог бы их спасти. Кобей би, один из тогдашних руководителей рода Тобыкты, который только начал заселяться в районе горы Чингис («Когда они пришли в Тобыкты, около 1780 года», как сказал Шакарим в дастане «Енлик – Кебек»), в своем толгау «Кто беден?» сказал:

Поскольку нас мало,

Наши земли спорны,

Двое влюбленных погибли,

Наша связь оборвалась.

Бий, как Еспенбет, не привел свой народ в порядок,

Поглотил двух юных птенцов.

Три дня, три ночи я плакал,

Слезы текли из моих глаз,

Не сумев защитить их,

В конце концов, я беден, — так он точно описал это кровавое событие. Здесь путаница в именах людей, которая вводит в заблуждение историков и литературоведов. В данных русского капитана-шпиона И. Г. Андреева, жившего в Семипалатинске в 1780-1790 годах, указано, что в эти годы часть рода Мурын из рода Найман находилась в горах Чингис. Большая часть этого рода в эти годы поселилась на склонах гор Калба и Тарбагатай. Мы можем увидеть из дневника немецкого ученого-путешественника Сиверса, написанного около 220 лет назад, и из исторического документального труда экспедиции под руководством Ф. Щербины, состоящей из квалифицированных специалистов, что в 1794-1795 годах одна ветвь этого многочисленного рода Мурын, род Кыдыр, поселилась на север от горы Укпете с хребта «Кыдыр» гор Чингис. Кровавое событие, решившее судьбу двух влюбленных, произошло в 1790-х годах. От этого рода Мурын, из рода Кыдыр, происходит род под названием Кара би. Этот Кара би, с юных лет красноречивый и находчивый, имел имя, данное ему при рождении – Еспенбет. Естественный закон заключается в том, что сторона, совершившая насилие, быстро забывает, а сторона, пострадавшая от обиды, наоборот, не забывает. Старейшины рода Тобыкты из Абайского района сами рассказали потомкам этого Кыдыра, что «Адак» Еспенбет, который вступил в спор с биями Кенгирбаем и Кобеем и вынес приговор Енлик-Кебек, – это не тот Еспенбет, а «Кара би» Еспенбет. Согласно шежире, в то время поселения родов Сыбан-Мурын из пяти Байысов рода Найман находились очень близко. Батыр Желдыльдек, дед Еспенбета, названного «Кара би», был современником Кабанбая, а его отец Смайыл, который, несмотря на слова «Ты единственный сын, не ходи на войну!», участвовал в кровопролитной войне между казахами и калмыками с юных лет, и его возраст был примерно таким же, как у Ера Еспенбета, как говорится в дастане «Последняя битва»: «13-летний Смайыл, непокорный кок айыл, Булан кок пал от стрел». Не исключено, что суеверные казахи дали имя «Кара би» Еспенбету, чтобы он был таким же, как батыр Еспенбет, названный «Адак». Мухтар Ауэзов, когда впервые поставил «Енлик-Кебек» в виде пьесы, получил совет об этом событии от Турагула, сына Абая, который сказал, что Еспенбет би был авторитетом для найманов. Турагул и Абай видели Кунанбая. Отец Кунанбая, Ускенбай, вместе с биями Кенгирбаем и Кобеем, защищал интересы своего рода Тобыкты. Исходя из этого, мнение нашего уважаемого Г. Зулхарова, который не хочет втягивать «Ер Еспенбета», проведшего всю свою сознательную жизнь в борьбе с внешними врагами, в родовые споры, является правильным.

Победивший многочисленные войска в борьбе,

Не допустивший врага на поле боя.

Поэтому он получил прозвище «Адак»,

Герой, не запятнавший свою честь.

Смогли ли мы, последующие поколения, представить Ер Еспенбета, ставшего образцом героизма, молодому поколению во всей его многогранности? Конечно, мы не можем сказать «Да»! Мы не можем сказать «Да»! Мы должны воспитывать нашу молодежь, будущее нашей страны, в духе патриотизма, честности, не быть корыстными, быть милосердными, благочестивыми, верными любви, мыслить и быть находчивыми. Ер Еспенбет – живой пример для подражания. Наша соседняя Россия, чтобы укрепить патриотические чувства и национальный дух своего народа, пропагандирует таких кровожадных убийц, как адмирал Колчак, атаман Дутов, Анненков и других, которые безжалостно убивали своих же русских, снимает о них фильмы и устанавливает памятники. У нас есть все возможности для проведения айтысов акынов и мушайр, посвященных 300-летию со дня рождения этого выдающегося деятеля, чьи труды и героизм не умерли, хотя он сам умер. Необходимо провести республиканскую научно-практическую конференцию «Жизнь и подвиги Ера Еспенбета»! Президент Н. Назарбаев не зря сказал: «Мы должны быть честны в своих словах и делах перед теми, кто возвеличил славу нации». В Аягозе, не говоря уже о Казахстане, есть самая длинная и главная улица имени русского космонавта Ю. Гагарина, который не внес никакого вклада в Казахстан и давно ушел в прошлое. В самой современной России некоторые российские знатоки раскрывают некоторые тайны СССР, полные коварства, и отрицают полет Ю. Гагарина в космос. Если наша страна действительно хочет почтить космонавта, давайте почтим нашего первого космонавта, который первым в мире посадил истребитель на «крейсер» (летчики-испытатели до Токтара погибли), стал героем еще до полета в космос, чье имя золотыми буквами занесено в «Книгу рекордов Гиннесса» Токтара Аубакирова. В моей статье я намеренно привел другие варианты некоторых спорных моментов, в которых я не был уверен, что правильно, а что нет. Потому что я считаю, что исследование жизни и заслуг Ера Еспенбета перед нашей нацией, его героизма, «еспенбетоведение» только начинается. Всем известно, что я рассказал лишь малую часть героизма батыра. Если молодые ученые, изучающие историю и литературу в высших учебных заведениях, выйдут из шаблонного мышления и возьмут эту новую тему, нетронутую в их научных трудах, и исследуют ее всесторонне и комплексно, то эти спорные вопросы будут выяснены, и будут раскрыты другие неизвестные события из жизни батыра Ера Еспенбета, названного «Адак».

Чтобы не писать еще одну статью и не «суетиться», хотя уважаемые читатели могут упрекнуть меня в том, что «сказал одно и ушел от другого», я кратко упомяну, когда представится возможность: Дулат Бабатайулы, основоположник казахской письменной литературы, учитель великого Абая, который скорбел о будущем нашей нации, говоря: «Думая о твоей скорби, я теряю сон и нахожу горе», и указал путь выхода из тупика. Известно, что царская Россия запретила исполнение стихов Дулата за его смелое осуждение колонизаторов, желавших независимости своей нации, а его наследник, советская красная власть, также препятствовала его публикации. Не говоря уже о других, известно, что писатель Мухтар Ауэзов, «с рогами, как у сосны», в эпопее «Путь Абая» не смог назвать имя Дулата, который исцелил Абая своей поэзией, показал пример и дал свое благословение, и упомянул его под псевдонимом «Барлас». Именно в это время литературовед Кулмат Омиралиев, уроженец Южного Казахстана, рано ушедший из жизни, настойчиво защищал перед советскими идеологами, что необоснованно осуждать стихи Дулата, и что, исследуя произведения поэта с точки зрения нового литературного познания, его стихи возникли как протест против колонизаторов и местных правителей, и что в то время малограмотный ногайский поэт Сейитбаттал, приехавший из Казани, выдавал свои религиозные стихи за стихи Дулата, используя его имя. Некоторые наши ученые-соотечественники, пораженные менталитетом рабства, постоянно препятствовали Кулмату ага в новой оценке наследия Дулата. Он горько воскликнул своим противникам, таким узколобым, невежественным ученым, чье зло преобладало над их ученостью:

Гражданский сын ищет тайны из истории,

Ищет тайны, ищет язык из древности.

Когда он искал язык, кто-то встал на пути,

Не позволяя мыслям и воображению уноситься в историю.

Не позволяя, ничего не давая узнать,

Ища грязь из желания знать, — так горестно воскликнул покойный Кулмат.

Когда взгляд на произведения поэта расширился, но затем сузился, и он был исключен из трехтомника, изданного в 1984 и 1985 годах, а также из сборника «Пять веков поют», его сочувствие и честность к наследию поэта еще больше усилились. От имени Дулата К. Омиралиев безжалостно раскритиковал:

Не включая в «Пять веков»,

Не давая узнать мое имя потомкам,

Ставший ученым, мой сын,

Если ты не очень глуп,

Мои слова, исцеляющие народ,

Будут ли сегодня искать грязь во мне?

С присущим Дулату сарказмом и остротой он безжалостно раскритиковал. Этот упрямый ученый, не отступая, доработал свой труд, в котором исследовал и разделил стихи низкопробного, слабого, малограмотного муллы Маулеки, добавленные к наследию Дулата, и представил читателям свой отдельный сборник «Мелодия эпохи». Как говорится, «родственные души – родственные люди», ученый-борец Кулмат Омиралиев, который, не обращая внимания на опасность, активно боролся за реабилитацию и публикацию наследия Дулата, 15 лет назад обратился к руководству района с просьбой назвать улицу в родном крае Дулата Бабатайулы, Аягозе, в честь него, но эта просьба не была выполнена, о чем иногда пишет газета «Казахская литература». Правда в том, что опаснее не совершать подвиг, чем не ценить его. Поэтому мое предложение – назвать улицу Юрия Гагарина в городе Аягоз Восточно-Казахстанской области и школу № 4 в южном военном городке в честь Ера Еспенбета, чья жизнь и подвиги являются образцом и гордостью для потомков и нации, а улицу «Актюбинская», не имеющую никакого смысла, в честь талантливого ученого Кулмата Омиралиева, и установить там памятные знаки. Наш мудрый народ говорит: «Подножие памятника ставит сама личность, а памятник ставит народ». Давно пришло время установить величественный и внушительный памятник великому поэту Дулату Бабатайулы на центральной площади города Аягоз, который бы возвышал дух нашей нации, развивал наше сознание, и эта площадь должна быть названа в честь Дулата!

Скажи все, но скажи одно,

Где герой, как Еспенбет?

Если родится герой, как Еспенбет,

Где страна, которая будет ждать героя?

— так 180 лет назад сказал наш предок Дулат, и мы сегодня:

Где страна, которая чтит

Такого героя, как Еспенбет? – повторяем, напоминая народу о 300-летии со дня рождения батыра.

Ертис Нуркасым,

Город Аягоз,

Восточно-Казахстанская область.

Национальный портал

Previous Post

В Алматинской области срочник совершил суицид

Next Post

В аэропорту Алматы проведена эвакуация людей

Next Post

В аэропорту Алматы проведена эвакуация людей

Свежие записи

  • Каким будет курс золота в 2026 году – прогноз эксперта 15 декабря, 2025
  • Курс тенге к доллару в 2026 году: прогнозы экспертов и неожиданные тренды 15 декабря, 2025
  • Что ожидает экономику Казахстана в 2026 году? – мнение эксперта 15 декабря, 2025
  • «Сжёг из ревности»: в Петропавловске мужчина приговорён к 25 годам за убийство гражданской жены и двух друзей 15 декабря, 2025
  • Павлодарская пенсионерка перевела 2 млн тенге мошенникам, думая, что «возвращает деньги государству» 15 декабря, 2025
  • Сколько дней отдыхают казахстанцы на День независимости и Новый год? 12 декабря, 2025
  • Какие важные мероприятия пройдут в Алматы ко Дню независимости? 12 декабря, 2025
  • Какие имена были самыми популярными для детей в 2025 году? 12 декабря, 2025
  • В стране раскрыты крупные преступления, включая торговлю детьми и «элитный эскорт» 12 декабря, 2025
  • В Акмолинской области религиозная группа пропагандировала «свободные половые отношения» (ВИДЕО) 12 декабря, 2025

Рубрики

ULT TV U magazine Актуальное Без категории В мире Вторая Республика Год рабочих профессий Духовность Защита Интересное Комментарии Культура Национальная история Национальное искусство Общество Политика Постtimes Преступление Регионы Спорт Экономика и бизнес
Құрылтайшы: «Tengri Gold» ЖШС
2012-2021 © Ұлт порталы
ҚР Ақпарат және қоғамдық даму министрлігі Ақпарат комитетінің №KZ71VPY00084887 куәлігі берілген.
Авторлық және жарнама құқықтар толық сақталған.

Сайт материалдарын пайдаланғанда дереккөзге сілтеме көрсету міндетті. Авторлар пікірі мен редакция көзқарасы сәйкес келе бермеуі мүмкін. Жарнама мен хабарландырулардың мазмұнына жарнама беруші жауапты.

Рубрики

  • U magazine
  • ULT TV
  • Актуальное
  • Без категории
  • В мире
  • Вторая Республика
  • Год рабочих профессий
  • Духовность
  • Защита
  • Интересное
  • Комментарии
  • Культура
  • Национальная история
  • Национальное искусство
  • Общество
  • Политика
  • Постtimes
  • Преступление
  • Регионы
  • Спорт
  • Экономика и бизнес
  • Главная
  • Общество
  • Культура
  • Спорт
  • U magazine
  • Вторая Республика
  • В мире

© 2025 JNews - Premium WordPress news & magazine theme by Jegtheme.

No Result
View All Result
  • Главная
  • Общество
  • Культура
  • Спорт
  • U magazine
  • Вторая Республика
  • В мире

© 2025 JNews - Premium WordPress news & magazine theme by Jegtheme.