Американская компания NOP World недавно сравнила интерес народов мира к информационным каналам и назвала десятку самых читающих стран. На первом месте – Индия. Индийцы посвящают чтению книг, газет и журналов 10 часов в неделю. К сожалению, Казахстан не упоминается среди стран с развитой культурой чтения. Каково будущее «дальновидных» прогнозов о скором закате казахской прессы?
Согласно результатам исследования NOP World, люди тратят 16,6 часа в неделю на просмотр телевизора, 8,9 часа – на интернет, 8 часов – на прослушивание радио, 6,5 часа – на чтение печатных изданий. После Индии в рейтинге читающих стран расположился Таиланд. Тайцы, посвящающие чтению 9,5 часа в неделю, помимо периодики, уделяют особое внимание поэзии. В Таиланде большой интерес вызывает творчество таких авторов, как Ангкарн Калаянапонг, пишущий на современном языке, и Наовоат Фонгпейбун, придерживающийся традиционного направления.
На третьем месте – Китай. Китайцы в основном предпочитают читать книги, связанные с историей КНР, произведения Мао, а также исторические романы, охватывающие события XII-XVIII веков. Среди переводных произведений китайские читатели любят читать биографию Стива Джобса. А население Филиппин, занявшее четвертое место в рейтинге, проводит в среднем 7,6 часа в неделю за чтением книг, газет и журналов. Замыкают пятерку самых читающих египтяне. Большинство населения Египта, посвящающее чтению 7,5 часа в неделю, увлекается религиозной литературой. 29 процентов египтян любят художественную литературу, 10 процентов – политическую.
Кроме того, в число стран, уделяющих больше внимания чтению, вошли Чехия (7 часов), Россия (7,1 часа), Швеция (6,9 часа), Франция (6,9 часа), Саудовская Аравия (6,8 часа), Венгрия (6,8 часа) и Гонконг (6,7 часа). Каждая из этих стран считает чтение одним из основных показателей культуры личности. Стремительное развитие информационных технологий не оставило без читателей периодические издания и литературные книги в этих странах. Людей, начинающих рабочий день с нового номера газет и журналов, погружающихся в издания в свободное время в общественном транспорте, в кафе, не желающих обменивать свои книги на современные гаджеты, они не считают поклонниками старины, как у нас. Напротив, почитают как представителей высокой культуры.
Недавно нам попалась на глаза следующая запись известного журналиста Куата Ауесбая в «Фейсбуке»: «Куда бы я ни поехал, я первым делом ищу прессу этой страны. Этой весной я побывал в 7 странах Европы и привез с собой целую охапку газет. В то время как другие покупают сувениры, одежду, технику и т.д., я трачу деньги на газеты. Я заметил, что здесь никто не говорит «газеты не читают, газеты умирают». Ты видишь людей, читающих газеты, журналы, книги в метро, на остановках, в парках, в кафе. Так почему же мы так волнуемся, говоря «дни газет прошли»?». Из слов журналиста следует, что будущее прессы зависит не от уровня развития компьютерных технологий, о которых мы говорим, а от отношения читателя к ней. Именно потребитель, то есть читатель, обесценивает газету и повышает ее ценность. Тем не менее, время доказало, что даже самые сильные издания не в состоянии оградить современного читателя от влияния цифровой эпохи. Поэтому в информационном рынке, построенном на конкуренции традиционных и новых медиа, преобладают последние, а не первые.
«La Gazzete» и по сей день
1631 год. Это время золотыми буквами вписано в историю как год выхода первого печатного издания современной модели – французской «La Gazzete». С тех пор газета не утратила своего значения для общества как самый надежный и влиятельный источник информации. Тем не менее, не секрет, что по мере усиления господства интернета роль прессы на информационном рынке снижается. Уменьшилось число читателей, которые раньше принимали слова периодических изданий за основу, говоря: «Сама газета так сказала», «Об этом даже газеты написали». Прогнозы, опубликованные в конце 2015 года шведской всемирно известной компанией «Ericsson Mobility» на 2020 год, еще больше увеличили число сомневающихся в будущем прессы. Насколько обоснованны предположения о будущем газет, насколько далеки от истины утверждения о том, что у прессы осталось ограниченное время жизни?
Согласно результатам исследования, проведенного компанией «Ericsson Mobility», к 2020 году общее количество подключенных к глобальной сети устройств на Земле достигнет 26 миллиардов, а число пользователей смартфонов – 6,1 миллиарда. В результате темпы развития мобильного интернета усилятся еще больше, чем сейчас, и его охват планеты составит 90 процентов. По подсчетам шведской компании, в 2014 году в мире было около 2,6 миллиарда пользователей смартфонов, а в первой половине 2015 года доля «умных» гаджетов в продажах мобильных телефонов составила 75 процентов. Только за январь-март прошлого года к мобильной связи было подключено около 107 миллионов устройств, а мобильная связь охватила 99 процентов планеты. Эти цифровые данные, представленные «Ericsson Mobility», сделали будущее прессы, которая уже потеряла часть своих позиций, еще более неопределенным.
Хотя позиция Остапа Бендера, считавшего, что человека, не читающего газет, следует причислить к духовно мертвым, сегодня звучит странно для слуха, в свое время она была актуальной. Раньше пассажиры метро и автобусов не отрывались от газет и журналов по дороге на работу или учебу, а сейчас и молодые, и старые уткнулись в смартфоны и планшеты. Поэтому в цифровую эпоху полный отказ газет и журналов от печатной версии или обеспечение доступности их контента для интернет-пользователей является закономерностью. Резкое сокращение доходов от рекламы в западно-европейских и американских газетах, сокращение кадров и активность прессы в социальных сетях, широко распространенных среди интернет-пользователей, действительно омрачили будущее периодических изданий.
Публикация американского еженедельника «Newsweek» в октябре 2012 года о прекращении распространения в печатном виде и переход на цифровой формат с января 2013 года не оставили равнодушными игроков информационного рынка. Руководство журнала не нашло другого пути, чтобы противостоять новым экономическим требованиям. В 2012 году долг «Newsweek» достиг 50 миллионов долларов, а ежегодные убытки издания приблизились к 40 миллионам долларов. За последние десять лет тираж журнала сократился вдвое, до 1,5 миллиона экземпляров. По словам главного редактора издания Тины Браун, адаптация «Newsweek» к интернет-аудитории, хотя и создала трудности для тех, кто хотел читать материалы журнала на бумаге, ускорила «процесс возрождения великого издания». Тем не менее, журнал смог увлечь за собой лишь 100 тысяч своих прежних читателей.
«Newsweek» – не первое американское издание, прекратившее публикацию в печатном виде. До него, в ноябре 2010 года, еженедельник «U.S. News & World Report», занимавший третье место по популярности, полностью перешел на цифровой формат. По мнению экспертов, положение «Time» также не блестящее. За последние семь лет тираж журнала сократился на 19 процентов, до 3,3 миллиона. Это еще одно доказательство снижения интереса американцев к прессе. По данным исследовательского центра «Pew Research Center», доля тех, кто читает газеты и журналы на бумаге, за последние десять лет упала с 41 до 23 процентов. Показатель чтения журналов американскими читателями в 2015 году снизился на 7 процентов по сравнению с 2006 годом. Тем не менее, число получающих информацию из онлайн-версий изданий постоянно растет. 55 процентов читателей «New York Times», 48 процентов читателей «USA Today», а 44 процента постоянных читателей «Wall Street Journal» предпочитают читать издания через интернет.
Западные издания в форме?
Аналогичное явление наблюдается и на информационном рынке Западной Европы. Например, руководство газеты «The Guardian», занимающей третье место по популярности в Великобритании, рассматривает возможность полного перехода издания на цифровой формат. Положение «Observer», принадлежащего компании «Guardian News & Media», также не блестящее. Только в 2012 году «Guardian News & Media» потеряла 44 миллиона фунтов из-за расходов на печатную версию. По прогнозам экспертов, доля доходов от онлайн-проектов в английских изданиях сегодня составляет около 8 процентов, а к 2017 году этот показатель должен превысить 15 процентов.
Резкое сокращение тиражей газет и журналов, снижение доходов от рекламы – эти негативные тенденции не обошли стороной и Германию, которая первой в мире начала книгопечатание в XV веке. В ноябре 2012 года одна из известных газет страны, ежедневная «Frankfurter Rundschau», объявила о своем банкротстве. Вслед за ней закрылась и убыточная «Financial Times Deutschland». Причиной сужения тиражей немецких изданий стало развитие цифровых технологий. По результатам социального исследования, проведенного в Германии среди граждан в возрасте от 18 до 29 лет, лишь 1 процент немецкой молодежи считает газеты и журналы в печатном виде самым надежным источником информации.
Французская пресса также столкнулась с трудностями в адаптации к процессам трансформации, вызванным развитием новых технологий. За последние 10 лет тираж «Liberation», одной из ведущих газет страны, сократился на 25 процентов, до 19 тысяч экземпляров. «La Tribune», занимающая второе место по тиражу, в 2012 году перешла к новому владельцу и была вынуждена отказаться от бумажной версии. Чтобы не обанкротиться из-за сокращения числа читателей, одной из крупнейших французских газет «Le Monde» также пришлось изменить свое руководство и формат.
«Свет» Востока теперь разгорается
По сравнению с развитыми странами Запада, развивающиеся страны Азиатско-Тихоокеанского региона, Ближнего Востока и Африки не спешат переводить периодические издания в цифровой формат. В ряде стран Азии, особенно в Китае и Индии, тиражи газет значительно увеличились с начала нового десятилетия нашего века. Неслучайно в список 15 самых тиражных газет мира вошли 5 индийских и 5 китайских изданий. Печатный рынок Индии в последние годы демонстрирует стремительный рост. В 2005-2010 годах количество ежедневных газет в этой стране увеличилось в 1,5 раза. В 2010 году Индия даже обогнала Китай по продажам газет (110 млн экземпляров в день), лидировавший по этому показателю. Специалисты объясняют рост спроса на газеты в стране ростом уровня грамотности индийцев. За последние четыре года этот показатель вырос примерно на 10 процентов, и доля грамотного населения в стране достигла 5 процентов. К тому же, темпы распространения интернета в Индии несравнимы с развитыми странами. Например, в 2013 году лишь 10 процентов индийцев были постоянными пользователями глобальной сети.
Опираясь на эти и другие данные, специалисты в области печати утверждают, что прогнозы о «смерти» традиционной прессы необоснованны. По данным Всемирной газетной и новостной ассоциации (WAN-IFRA), треть населения мира по-прежнему предпочитает получать информацию из бумаги. Кроме того, рекламодатели, стремящиеся повлиять на свою целевую аудиторию, не хотят отказываться от печатных версий изданий, поскольку это один из надежных и эффективных каналов предоставления информации. Например, российские рекламодатели пока тратят на интернет-рекламу лишь 20 процентов своего бюджета, а в Украине через интернет распространяется только 7,1 процента всей рекламы. 16,5 процента медиа-бюджета в этой стране постоянно направляется в прессу. Поэтому невозможно дать категоричное суждение о будущем периодических изданий.
«Смартфон не может охватить экспертизу»
На прошедшем в ноябре 2014 года в России «Пресс-саммите-2014» руководители ведущих российских изданий, таких как «АиФ», «Комсомольская правда», «Коммерсант», обсуждали будущее прессы. На встрече специалисты единодушно пришли к выводу, что газеты и журналы способны выдержать конкуренцию с новыми технологиями. По словам представителя «Metro international» Бориса Коношенко, «бумага подобна вездеходу, для чтения написанного на ней не требуется специальных знаний и навыков. Поэтому никакой планшет не сможет ее заменить». Возвращение рекламодателей к традиционным медиа, особенно к газетам и журналам, после тщательного тестирования возможностей новых технологий и digital-направления, разве не свидетельствует о том, что печатные материалы являются гораздо более надежным и влиятельным источником информации для аудитории по сравнению с другими видами?
Тем не менее, традиционные СМИ не имеют права не признавать достижения новых медиа и их вклад в развитие информационного рынка. Время доказало, что тот, кто умеет эффективно использовать глобальную сеть в своих целях, преуспеет. Руководитель проекта журнала «Forbes-Kazakhstan», известный медиа-бизнесмен Арманжан Байтасов в интервью нашей газете говорил, что активность социальных сетей и блогеров в информационном пространстве не является препятствием для прессы и ее журналистов, а наоборот, служит дополнительной помощью. «Развитие социальных сетей, рост активности блогеров – большая помощь для журналистов. Люди, имеющие что сказать и умеющие хорошо писать, пользуются большим спросом у пользователей социальных сетей и могут превратить свою страницу в масс-медиа. Сейчас от мала до велика все сидят в интернете, пользуются социальными сетями. Например, сегодня граждане, собравшие большую аудиторию и получившие широкую известность в «Фейсбуке» или «Инстаграме», получают много запросов от рекламодателей. Потому что очевидно, что реклама там не остается незамеченной. То есть, известные блогеры зарабатывают деньги с помощью своих аккаунтов в социальных сетях. Вы журналист, вы владеете способами донести свою мысль привлекательно и читабельно. К тому же, у вас есть все инструменты для создания качественного контента. Следовательно, вы тоже можете стать активным блогером и не только повысить свое влияние на аудиторию, но и получить дополнительный доход», – говорит А. Байтасов.
Мнение главного редактора информационного портала «Abai.kz» Даурена Куата, опубликованное в «Алаш айнасы» в 2014 году, также не утратило своей актуальности до сих пор. «Интернет развивается день ото дня, число пользователей растет. Тем не менее, новым медиа трудно заменить традиционные медиа. Потому что новые медиа – это всего лишь инструмент, способ быстрой и оперативной доставки информации. В этом плане новые медиа пользуются спросом. Но традиционные медиа будут существовать. Потому что основное содержание информации не изменилось. Изменился лишь способ ее создания. Традиционные СМИ в будущем начнут делиться по отраслям. А я не думаю, что новые медиа смогут заменить отраслевые издания. Информация, передаваемая через смартфон или интернет, не может охватить экспертизу. Поэтому отраслевые газеты или местные газеты в регионах по-прежнему будут оставаться основным источником информации», – сказал он.
Время – лучший судья. Мы с каждым днем все больше убеждаемся, что делать прогнозы – неблагодарное дело. Когда появилось кино, говорили, что театр умрет. Когда вышла газета, предсказывали, что книга уйдет в прошлое. А когда интернет начал завоевывать информационный рынок, люди шумели, что пресса погибнет. Время доказало, что все это были пустые слова. Театр не потерял своих зрителей, а книга – своих постоянных читателей. Телевидение и пресса проходят этапы адаптации к новому веку.
Слова нашего предка Миржакыпа: «Чем сильнее пресса в стране, тем больше у этой страны будущее» – не утратили своей жизнеспособности. Издания на государственном языке – это иммунитет нашей национальной безопасности. Иначе наша защита ослабнет. Так пусть же наш иммунитет не подводит!
Анар Лепесова,
«Туркестан»