Ислам распространился на трех континентах мира уже в VIII веке. Многие народы приняли истинную религию и стали частью мусульманской уммы. Тем не менее, в некоторых землях, куда пришел ислам, влияние доисламских религий, культур и философских школ в обществе было очень высоким. В таком поликонфессиональном обществе ислам развивался неравномерно. Более того, старые религиозные, культурные и философские доминанты оказали влияние на появление двусмысленных религиозных групп, полупринявших ислам. Известно, что подобные явления в истории ислама имели место не только в суфизме, но и в каламе и фикхе.
Первые скудные сведения о заблудших тарикатах встречаются в трудах Абуль-Хусейна Мухаммеда аль-Малати «ат-Танбих уар-Рад» и Абу Насра ас-Сарраджа ат-Туси «Аль-Лума». Обширные сведения о заблудших (испорченных) тарикатах изложены в произведении Наджмаддина Омара ан-Насафи (ум. 1142 г.) «Китаб фи Мазахибил Мутасауф».
В своем упомянутом труде ан-Насафи указывает, что только «суннитские» тарикаты не отклоняются от канонов ахль ас-сунна, и далее выдвигает следующие тарикаты, считающиеся заблудшими:
Сунни – тарикаты на пути ахль ас-сунна. Они отличаются твердым следованием принципам Корана и сунне Мухаммеда (мир ему).
Хулули – считают не запретным объятия и танцы в состоянии сакр (духовного экстаза, опьянения). Также считают, что во всяком прекрасном облике есть отражение Аллаха, и разрешают мужчинам и женщинам смотреть друг на друга.
Хали – придерживаются ошибочного мнения, что сама и ракс (исполнение зикра с пением и танцами) не измеряются шариатскими предписаниями.
Аулайи – придерживаются необоснованного мнения, что шариатские предписания не относятся к мусульманам, достигшим степени святости.
Сумрахи – имеют ошибочное убеждение, что после достижения степени рабства (ибадат) молитва, пост и другие шариатские предписания снимаются с человека, и использование женщин в целях удовлетворения страстей не является грехом.
Хубби – придерживаются мнения, противоречащего основам религии, что для мусульманина, удостоенного любви Аллаха, запретное по шариату становится дозволенным.
Хури – верят, что в состоянии сакр (духовного опьянения) они будут с райскими девами. По этой причине они считают, что человек, находящийся в состоянии сакр, должен совершить омовение.
Ибахи – руководствуются ошибочным фетвой, что мусульмане, не имеющие сил воздерживаться от греха, могут смотреть на имущество мусульман и делать все, что пожелают.
Мутакасили – пропагандируют отказ от забот о пропитании и жизнь за счет подаяния.
10. Мутаджахили – придерживаются мнения, что можно вести себя как нечестивцы (двуличные), если не удается избавиться от показухи (рия).
11. Вакифи – отрицают возможность человека познать Аллаха и отрицают стремление на пути религии.
12. Ильхами – отрицают Коран и считают, что истину можно найти в мыслях философов и стихах поэтов.
В истории существовали заблудшие тарикаты, такие как нурбахши, каландары, хуруфи и другие, имевшие ошибочные взгляды в акыде и фикхе, которые не были упомянуты в труде ан-Насафи. Некоторые из них до сих пор, прикрываясь именем суфизма, наносят ущерб исламу, суфийскому учению и мусульманской умме. Особенно сегодня искаженные тарикаты с преобладанием политических взглядов подрывают единство мусульманского общества.
Мухан Исахан,
e-islam.kz