В целом, данная концепция состоит из совокупности проектов, которые могут быть поддержаны формально. На мой взгляд, одно министерство, похоже, не учло стремление к новому взгляду на научно-теоретические, познавательные и философские основы разработки концепции. Ведь когда готовится проект, соответствующий государственной платформе, то в первую очередь его платформа должна основываться на научном познании. Очевидно, что платформа данной концепции была разработана в рамках вчерашних позитивистских теорий культуры и сегодняшних политических лозунгов. Потому что в концепции явлению культуры не придано живое экзистенциальное значение. Фактор культуры чаще всего вспоминается как экспонаты, находящиеся в музеях, и театрализованные представления. Это свидетельствует о том, что это проекты, разработанные на основе теорий культуры западных мыслителей прошлого.
Сегодня время изменилось. В науке, особенно в области социальных и гуманитарных наук, создаются новые исследования и научные платформы о культуре. Сегодня в человеческом факторе явление культуры занимает первое место по своей ценностной силе. Сегодня культура не признается как вершина цивилизации. То есть, антитезой культуры является не цивилизация. Культура – это многослойное пространство, космос. Эта сила, которая трансформирует и транслитерирует ценности, понятия, представления, концепции, начиная с первого слоя космоса, – это язык. В данной концепции я не нашел ни одного комплексного проекта или предложения о языке.
Второй слой – это проблема мировоззрения, которое сохраняет и развивает в себе основные культурные особенности в мыслительных слоях человека, оживляя их через язык. Эти картины мировоззрения оставили после себя в человеческом времени и пространстве собственные культурные следы, ценности и памятники. Сегодня культурология также признает это как исторический аспект, как главную ось культуры.
Третий слой, самое главное из следов культуры в историческом процессе – это письменность, алфавит. Рассмотрение этих письменных памятников как доисламских и послеисламских на казахской земле, а также вопрос их сохранения не нашли места в данной концепции. Например, на железной дороге, ведущей в Китай через плато Жезказган, письменные памятники казахской истории доисламского периода высечены на камнях, известные в науке как «Орхоно-Енисейские памятники». Придание им статуса национального достояния, их сохранение и передача следующим поколениям не предусмотрены в концепции, даже не упоминаются.
Далее, рукописи, являющиеся отражением исторического, онтологического бытия казахской культуры, написанные арабской графикой, сегодня собираются в историко-культурном заповеднике-музее «Азрет Султан». Их сохранение, введение в научный оборот, демонстрирует не только преемственность истории казахстанского образования, но и богатство и историчность культурного наследия. Состояние надписей на стенах подземной мечети «Бекет Ата» на Западе также должно быть сохранено здесь как культурная ценность.
Далее, архитектура, являющаяся следом культуры в пространстве, в основном расположена в Южно-Казахстанском регионе. Города вдоль Сырдарьи, караванные пути Великого Шелкового пути, мавзолей Ясауи, мавзолей Баба Тукти Шашты Азиз, древние и средневековые тюркские исламские памятники в Сайраме, архитектура Отрара, крепость Сауран, город Сыганак, пантеон в Туркестане, пантеоны Ежен в Сыганаке, медресе Акпак Ишан в Шаяне, медресе Калжан Ахун в Акмешете, медресе Карнак, письменные памятники там… Конкретные предложения или проекты по ним не нашли места в концепции. Казахский народ, его культура на протяжении десятков веков, приняв ислам, стали неотъемлемой частью восточной цивилизации. Казахская культура является основополагающим фактором в Республике Казахстан. Следовательно, мы – страна с национальными ценностными особенностями, сформировавшимся собственным историческим, познавательным, традиционным мусульманским пониманием. Казахский народ внес свой вклад в исламскую науку и цивилизацию. Следовательно, мы – страна с религиозными учеными в истории, с уточненным религиозным опытом, с духовной базой для понимания, осмысления и разъяснения религии. Однако вчерашние ориенталистские тенденции представляли казахов как падчериц ислама. На это в свое время ответил наш Елбасы как глава независимого государства определением: «Наша религия – ислам, наша книга – Коран, наш род – тюрки». На самом деле, казахский народ, как с исторической, так и с пространственной точки зрения, выполнял функцию моста, связывающего Запад и Восток, то есть исламский и христианский миры. Это также возлагает геополитическую ответственность на Казахстан.
В вышеупомянутом определении Елбасы точно отражено место ислама в выходе казахской культуры на историческую арену. А в концепции об этой правде не говорится. Наблюдается отголосок вчерашней западной ориенталистики и секуляризма. Во-первых, возникает непонимание в рамках используемых понятий и категорий. Например, «проект», «концепция» – это отдельные категории сами по себе. Во-вторых, цель концепции представлена