ru.ult.kz
  • Главная
  • Общество
  • Культура
  • Спорт
  • U magazine
  • Вторая Республика
  • В мире
No Result
View All Result
  • Главная
  • Общество
  • Культура
  • Спорт
  • U magazine
  • Вторая Республика
  • В мире
No Result
View All Result
ru.ult.kz
No Result
View All Result

Главная страница » Национальная история » Правда, скрытая советской идеологией

Правда, скрытая советской идеологией

Редакция Ult.kz by Редакция Ult.kz
29 сентября, 2016
in Национальная история
0

Признак тоталитарной системы — закрытые архивные фонды. Исторические факты, не доступные для ознакомления народу. Власть, отдалившаяся от народа, создает посредством этого своего фальшивого облика. Сталинская власть в Советском Союзе шла этим путем. Тем не менее, время — судья. Стоило лишь приоткрыть завесу над закрытыми фондами, как от того фальшивого облика ничего не осталось.

Одна из тайн, спрятанных тоталитарной системой на семь замков, — это истина о казахском национально-освободительном движении. Мы, в том числе и ученые-исследователи, до сих пор называли этот процесс «Алашским движением», но единственное истинное название этого процесса — казахское национально-освободительное движение. Тоталитарная система боялась разоблачения, называя его своим истинным именем, и трепетала перед лицом правды.

Письма Бадрисафы Байтұрсынқызы, Ахмета Байтұрсынұлы и Әлихана Бөкейханова, председателю того времени Фонда помощи политическим заключенным Екатерине Павловне Пешковой, изъятые из секретных фондов московских архивов и опубликованные сегодня на страницах газеты, являются неопровержимым доказательством целенаправленного и несравненного по своей жестокости уничтожения казахского национально-освободительного движения, и в первую очередь его лидеров, правительством под руководством И.В. Сталина.

Что нам дают исторические документы такого уровня?

Во-первых, то, что лидеры казахского национально-освободительного движения, возглавляемого Ә. Бөкейхановым, стояли на правильном пути в определении будущего казахской нации; во-вторых, то, что советская власть, целенаправленно уничтожив казахское национально-освободительное движение, идущее своим естественным путем, и его лидеров, обрекла казахскую нацию на мучительный путь (голод, репрессии, войны и т.д.), свидетельствует о гнилости основ советской власти; в-третьих, мы еще больше убеждаемся в том, что нация, имеющая государственность, заботящаяся о своем народе и способная обеспечить его независимость и самобытность, является счастливой нацией.

Казахское национально-освободительное движение преследовалось как царской, так и советской властью. Однако, по сравнению с первой, последняя проявила безграничную жестокость, и, по словам Әлімхана Ермекұлы, «как гроздья винограда, падала» деятели и активисты национально-освободительного движения. Это — злодеяние, которое мы можем простить, но история не простит, злодеяние, совершенное против нации. В долгой истории нации не бывает событий и явлений, которые можно было бы просто проигнорировать ради науки, а проявление безразличия к злодеяниям советской власти в отношении казахского просвещения и казахского национализма — это грех перед Богом, а также свидетельство того, что наше национальное самосознание поддалось оцепенению. Представленные впервые в печати нижеследующие документальные материалы подводят к этой мысли, и в то же время исторические факты, изложенные в этих документах, — это не просто один из многих фактов, которые публикуются, это — проклятие лидеров казахского национально-освободительного движения XX века, обращенное к политической власти, созданной большевиками, это — неопровержимое доказательство преступления большевистской власти, утопившей в крови национальных деятелей, кричавших о справедливости русскому царизму.

Также эти документальные материалы свидетельствуют о том, что систематическое освободительное движение, начавшееся с Каркаралинской петиции 1905 года и продолжившееся через казахские комитеты, основанные в 1917 году, партию «Алаш» и правительство «Алашорда», трагически завершилось в период советской власти.

Также эти документальные материалы свидетельствуют о двуличии позиции власти, которая через различные декларации объявила миру о себе как о попечителе угнетенных, ограбленных в колониальной зависимости наций.

Также эти документальные материалы свидетельствуют о крайнем цинизме, проявленном советской властью. Иначе, как указано в просительном письме Әлекең (Әлихана Бөкейханова), невозможно не знать о том, что советская тайная полиция не раз сажала А. Байтұрсынұлы в царскую тюрьму за его просветительскую деятельность до октябрьской революции 1917 года. Им не нужно было просвещение в позиции А. Байтұрсынұлы. Им нужно было просвещение в советской позиции, которое вело бы народ по пути русификации.

В письме, заступаясь за великого просветителя, Әлекең называет его националистом. Ахаң в своем ответе советскому следователю в Бутырской тюрьме в Москве заявляет, что он националист с точки зрения своих взглядов. В то время быть настоящим националистом было большой честью для каждого гражданина.

Как сказал уважаемый Жақаң (Міржақып Дулатұлы), в казахском обществе было мало настоящих националистов. Несмотря на их малочисленность, они смогли повести свой народ за собой.

Одно из слов, которое мы сегодня крутим и не можем глубоко понять, — это слово «националист». Мы не можем понять его в его истинном значении, потому что мы вышли из естественного русла мышления, точнее, именно советская идеология вывела нас из этого русла.

А национализм в понимании Әлекең — это тот, кто восполняет недостатки нации, кто организует нацию и формирует ее, кто возрождает ее государственность и делает ее собственностью самой нации. Вот что они называли национализмом. А «буржуазный национализм», навешенный коммунистической идеологией на алашцев, — это, конечно, большевистский бред.

Кем была Екатерина Павловна Пешкова, упомянутая в письмах? Е.П. Пешкова — жена русского писателя А.М. Горького. Великая женщина с большим сердцем, организовавшая в 1922–1939 годах Фонд «Помощи политическим заключенным» и руководившая этой общественной организацией до ее закрытия властями, оказывая различную помощь тысячам политических заключенных. Тот факт, что Ахаң, Ахмет Байтұрсынұлы, находившийся в заключении в Соловецком лагере в январе 1933 года, писал Екатерине Павловне прошение по «настоянию одного лица», конечно, не случаен. Это была вынужденная мера, связанная с ухудшением здоровья в лагерных условиях. Кроме того, его жена Бадрисафа Байтұрсынқызы, сосланная как политическая заключенная в деревню Могочино Томского округа в Западной Сибири, также очень нуждалась в помощи по состоянию здоровья. Ахаң просил Е.П. Пешкову помочь ему воссоединиться с семьей, сосланной из Соловецкого лагеря в Томск.

«Одно лицо», упомянутое в письме Ахаң, — это, несомненно, Әлихан Нұрмұхамедұлы Бөкейханов. Этому, вероятно, способствовало следующее обстоятельство. До 1930 года в Фонде «Помощи политическим заключенным», которым руководила Е.П. Пешкова, работал старый друг Әлекең, профессор С.П. Швецов. Он руководил Ленинградским отделением Фонда. Свою помощь оказывал и первый нарком здравоохранения Н.А. Семашко, выделяя Фонду медикаменты и другие предметы. Теплые дружеские отношения Н.А. Семашко и Әлекең сохранялись долгое время.

Видно, что Әлихан Нұрмұхамедұлы, пользуясь такими знакомствами и возможностями, связанными с Фондом, которым руководила Екатерина Павловна, посоветовал Ахаңу написать просительное письмо. Нетрудно догадаться, что за письмами обоих деятелей стояла обида на советскую власть, которая жестоко наказывала казахское освободительное движение руками ОГПУ.

В этом свете дошедшие до нас документы действуют как выстрел против желаний тех, кто мечтает возродить имперскую систему.

В конце нашего краткого пояснения к документам мы выражаем благодарность доктору исторических наук Б.О. Жангуттину за то, что он помог нам найти в архивных фондах документы, касающиеся Ахмета Байтұрсынұлы, относящиеся к Фонду, которым руководила Екатерина Павловна, и ознакомить с ними читателей. Мы сочли целесообразным представить письма казахской интеллигенции, написанные на русском языке, в их первозданном виде, без каких-либо изменений, или на русском языке.

Мамбет Койгелдиев,

историк-ученый.

+++

ПИСЬМО БАДРИСАФЫ БАЙТУРСЫНКЫЗЫ Е.П. ПЕШКОВОЙ

Муж мой Байтурсунов Ахмет Байтурсунович (казак), находящийся под стражей в Бут[ы]рской тюрьме с 06.1930 г. до сентября с[его] г[ода] [1931] перестал написать мне и детям письмо. А потому прошу Вашего содействия не отказать сообщить мне: где находится муж мой Байтурсунов Ахмет в настоящее время. Адрес мой: Алма-Ата, Нарынская 83. Байтурсунова Бадрисафа.

1931 г., января 10 дня

ПИСЬМО А. БАЙТУРСЫНҰЛЫ Е.П. ПЕШКОВОЙ

Архангельск 16.02. 1933 г.

Уважаемая Екатерина Павловна!

По указанию одного лица, я подал заявление в ОГПУ через организацию, которую Вы возглавляете. Мое критическое положение вынуждает просить Вас оторвать клочек дорогого Вашего времени и уделить его на прочтение настоящего моего послания. Хотя положение свое описал в заявлении, которое должно пройти через Вас, но все же в официальном заявлении от некоторых подробностей пришлось воздержаться. Вот в чем заключается подробности. Я педагог, работавший 34 года по просвещению киргиз-казакского народа и работавший не как педагоги других культурных наций, создавш[ее] веками все необходимое для работы по просвещению. До революции 1905 г. на казакском языке ни писать, ни читать, ни учиться не разрешалось; поэтому на этом языке не было даже и того основного, без которого невозможно вести какую – либо просветительную работу, т.е., не было ни алфавита, ни орфографии, ни грамматики языка, ни теории словесности, ни учебников, ни печатной литературы, ни газеты. Все это пришлось создавать и основать мне, так как раскрепощение языка, после революции 1905г. совпало с творческой порой моей жизни.

Я педагог, связавший с работой просветительной общественно-культурную, публицистическую, литературную, и как сын порабощенной нации, проводивший в своей работе определенную политическую идею-идею освобождения Казакского народа через борьбу против существовавшего режима, через культурное развитие и через углубление сознания народа; за что приходилось сидеть в тюрьме, побывать в ссылке при царском режиме. Я как сын отсталой нации, работал с самоотверженным энтузиазмом, отдавая все свои силы и способности, даже и здоровье свое, на дело просвещения казакского народа. И вот волею судеб, в благодарность за все это от казакского народа пришлось мне при старости лет (62 г.) побывать 20 месяцев в тюрьме, 22 месяца в концлагере и очутиться, наконец, в таком положении, где старость атакует меня с 3 [трех] сторон.

Во первых, атакует она со стороны болезней: в числе 12 недугов, которыми я страдаю, грудная жаба с периодическими припадками, бронхит с удушливым кашлем, начинающимся с наступлением холодов и кончающимся с наступлением тепла, изнуряющим тем, что по ночам не дает спокойно спать, подагрические боли от холодного и ревматические боли от сырого климата, не говоря уже о других болезнях – ведут усиленную подготовительную работу для окончательного расчета с жизнью.

Во вторых атакует со стороны холода: я был арестован; 2/VI [июня] [19]29 г., т.е., в летнее время; отправлен был 8/ VII[июля] того же года, т.е. тоже в летнее время, когда в теплой одежде надобности не бывает.
Находясь в тюрьме в особенно теплой одежде и обуви надобности тоже не встречал, поэтому не выписывал теплой одежды и обуви из дома. Вдруг объявление приговора и отправление в концлагерь в пожарном порядке и я в чем был, в том и поехал в концлагерь. В концлагере дается казенное обмундирование и я, скомбинировав свою одежду с казенной, острой нужды в теплой одежде не ощущал. При освобождении все казенное отбирается, и я оказался теперь совершенно не вооруженным против холода. То, что осталось теплого дома, конфисковано, а то что взято было с собой, частью продано, частью успело износиться за время пребывания в тюрьме и концлагере. Изношенная одежда и обувь не в состоянии защитить меня от здешнего холода, доходящего частью до 40 и более градусов.

В третьих, смерть атакует меня со стороны голода: во время нахождения в тюрьме вплоть до конфискации имущества я получал помощь из дома, в виде посылок и денег; с конфискацией имущества, помощь эта прекратилась, ибо жена, 56 летняя старуха, страдающая серьезной болезнью, выражающейся в помрачении сознания, повторяющихся 4-5 раз, не только помогать мне, но и не в состоянии прокормить себя. При ней 14 летняя племянница, кончившая только 7-летку; она служит и кое-как кормит себя и мою больную жену. Находясь в концлагере, хотя нуждался в улучшенном питании, но голодным не бывал, ибо работал либо в конторе, либо в канцелярии, но большею частью на производстве, в качестве маляра-игрушечника и получал производственный паек. Прибыв в Архангельск я оказался и без средств к существованию и без работы и приходиться испытать голод до полного истощения. Безработный не получает ни продовольственной, ни столовой карточек – это значит покупать продукты питания на рынке по вольным ценам. Вольная цена на хлеб в настоящее время дошла до 10 рублей за кг.

Для поступления на физическую работу мешает моя инвалидность, а на конторские и канцелярские работы не принимают меня как админ[истративно]-высланного: в первую очередь принимают членов профсоюза, во вторую — вообще вольные и только в третью очередь, т.е., при недостатке вольных принимают админ[истративно]-высланных и только до известного % [процентов], поэтому найти себе работу не можешь. 2 ½ месяца живу без работы и поддерживаю свою жизнь, продавая последние пожитки из белья, постельных принадлежностей. Но так существовать долго не придется. Покупая по 10 [рублей] кило хлеба, долго продержаться не можешь. Посудите сами, как может существовать кто-бы-то не был при таком положении, при каком нахожусь я. Я поставлен в такие условия при которых придется либо совсем махнуть рукой на жизнь, либо прибегать к крайним мерам для спасения ее, одной из таких крайних мер является мое настоящее обращение к Вам, утруждающее Вас своей заключительной частью. Изнуренный болезнями, истощенный от скудного питания и невооруженный против здешнего холода продержаться в настоящем положении долго не могу и с нетерпеньем жду результата своего ходатайства. Поэтому просил бы Вас, Екатерина Павловна, не отказать в Вашем содействии к ускорению решения вопроса, являющегося в точном смысле вопросом жизни и смерти для меня. С совершенным почтением А.Байтурсунов.

Адрес: Архангельск, Соломбала, 1 деревня, 1 линия, дом 9. Байтурсунову Ахмету Байтурсуновичу.

ПИСЬМО Ә. БӨКЕЙХАНОВА Е.П. ПЕШКОВОЙ

Уважаемая Екатерина Павловна. 16.02 [февраля] 1933г. на Ваше имя сдал на почту просьбу о переводе его в другое место из Архангельска Байтурсынов Ахмет. Просьба его направлена в ОГПУ.

Он просветитель казахского[киргизского] народа. Байтурсынов, Кирилл и Мефодий, Новиков и Радищев своего народа. Он создал азбуку, которая по мнению проф[ессора] Молло, лучшая из Азбук, если требовать от них соответствия знаков фонетике языка; он популяризировал эту азбуку напечатав на ней сатирические свои стихи и перевод 40 басен Крылова. При этом он с последним поступил так же, как дедушка Крылов с Эзопом. Эзопокрыловские басни сделал киргизскими. По меткости сатиры, красоте стиха, по краткости изложения темы-переводы Байтурсынова представляют высоко художественные творения свыше отмеченного таланта. Крылова в степи знал каждый казак. Байтурсынов А. автор грамматики, синтаксиса, букваря, хрестоматий на казахском языке. Он Наркомпрос Казакской АССР, многолетний в 1920-1928 г. до ареста его председатель ученой при НКМ просе комиссии. Он, Б.А., первоклассный поэт, сатирик.

Он Б[айтурсунов].А[хмет]., патриот, националист. При старом режиме сидел в тюрьме 10 м[еся]-цев месяцев и выслан за пределы степного края на 5 лет.

Он, Б[айтурсунов].А[хмет]., редактор, издатель и создатель единственной тогда казахской газеты “Казак”. 1913-1918г. в старое время не было казака, который не читал и не знал этой газеты. Когда в 1916г. Оренбургский губернатор трижды оштрафовал “Казак” на 4500 руб[лей]., то эти деньги переводились читателями по телеграфу долями по 5,10, 50, 100 руб[лей]. и спасали от тюрьмы редактора Аханг (ласкательное от Ахмета)

Судьба Б[айтурсунова].А[хмета], сходна с судьбой Н.Г. Ч[ернышевского], как он Б[айтурсунов].А[хмет], бесстрашный пророк своих убеждений, как он, кабинетный работник, как он-страх власти. Я знаю Н.Г. Ч[ернышевского] и не боюсь с ним сравнивать Б[айтурсуновым].А[хметом], так как его так же знаю. Все это я мог бы написать в ОГПУ если б[ы] не состоял в его попечении с 1925 года. ОГПУ мои слова приметь в обратном значении. Б[айтурсунову] 61 год, но он мог бы еще поработать в пользу каз[ахского] языка.

А.Бокейханов.

25.02.1933 г.

ПИСЬМО А. БАЙТУРСЫНҰЛЫ Е.П. ПЕШКОВОЙ

20.04.1933 г.

Уважаемая Екатерина Павловна! Крайне критическое положение мое вынуждает меня вторично обратиться к вам с повторением своей просьбы об оказании возможного с Вашей стороны содействия к ускорению решения моего дела о переводе. В заявлении на имя ОГПУ от 15.02[февраля][19]33г. посланную через возглавляемую вами организацию, я просил: 1) о переводе меня из Севкрая в какой-либо другой край с теплым климатом 2) в снятии с меня ограничения в праве по отношению поступления на конторские или канцелярские работы, а в случае невозможности удовлетворения изложенных ходатайства, перевести меня к семье, находящейся так же в ссылке в западной Сибири в Томском округе, Кривошеинском районе, в деревне Могочино (последнее место пребывания). Я, как инвалид физического труда, не способен ни на какие работы, кроме конторской или канцелярской, а на последнюю ряда работы, в настоящее время админ[истративно]-высланных совсем не принимают, не только принимать новые, но даже старые года 3-4 [года] работающие снимают с работы. При таком отношении власти к админ[истративно]-высланным, рассчитывать мне, где бы то я не был, на поступления в контору или канцелярию уже не придется.

Доведенный безработным, голодным существованием, доведенным до полного истощения и обессиления [неразборчиво] и лишенный, в следствие указанных причин, возможности к самостоятельному существованию я могу просить теперь о переводе меня только к семье находящейся в ссылке в вышеуказанном местности. С совершенным почтением А.Байтурсунов.

Адрес Архангельск, Соломбала 1-я деревня 1 линия, д.1.

Газета «Жас Алаш»

Previous Post

Мы не победили салафитов, салафиты победили нас

Next Post

Сервантес, изменивший смерть на жизнь…

Next Post

Сервантес, изменивший смерть на жизнь...

Свежие записи

  • Каким будет курс золота в 2026 году – прогноз эксперта 15 декабря, 2025
  • Курс тенге к доллару в 2026 году: прогнозы экспертов и неожиданные тренды 15 декабря, 2025
  • Что ожидает экономику Казахстана в 2026 году? – мнение эксперта 15 декабря, 2025
  • «Сжёг из ревности»: в Петропавловске мужчина приговорён к 25 годам за убийство гражданской жены и двух друзей 15 декабря, 2025
  • Павлодарская пенсионерка перевела 2 млн тенге мошенникам, думая, что «возвращает деньги государству» 15 декабря, 2025
  • Сколько дней отдыхают казахстанцы на День независимости и Новый год? 12 декабря, 2025
  • Какие важные мероприятия пройдут в Алматы ко Дню независимости? 12 декабря, 2025
  • Какие имена были самыми популярными для детей в 2025 году? 12 декабря, 2025
  • В стране раскрыты крупные преступления, включая торговлю детьми и «элитный эскорт» 12 декабря, 2025
  • В Акмолинской области религиозная группа пропагандировала «свободные половые отношения» (ВИДЕО) 12 декабря, 2025

Рубрики

ULT TV U magazine Актуальное Без категории В мире Вторая Республика Год рабочих профессий Духовность Защита Интересное Комментарии Культура Национальная история Национальное искусство Общество Политика Постtimes Преступление Регионы Спорт Экономика и бизнес
Құрылтайшы: «Tengri Gold» ЖШС
2012-2021 © Ұлт порталы
ҚР Ақпарат және қоғамдық даму министрлігі Ақпарат комитетінің №KZ71VPY00084887 куәлігі берілген.
Авторлық және жарнама құқықтар толық сақталған.

Сайт материалдарын пайдаланғанда дереккөзге сілтеме көрсету міндетті. Авторлар пікірі мен редакция көзқарасы сәйкес келе бермеуі мүмкін. Жарнама мен хабарландырулардың мазмұнына жарнама беруші жауапты.

Рубрики

  • U magazine
  • ULT TV
  • Актуальное
  • Без категории
  • В мире
  • Вторая Республика
  • Год рабочих профессий
  • Духовность
  • Защита
  • Интересное
  • Комментарии
  • Культура
  • Национальная история
  • Национальное искусство
  • Общество
  • Политика
  • Постtimes
  • Преступление
  • Регионы
  • Спорт
  • Экономика и бизнес
  • Главная
  • Общество
  • Культура
  • Спорт
  • U magazine
  • Вторая Республика
  • В мире

© 2025 JNews - Premium WordPress news & magazine theme by Jegtheme.

No Result
View All Result
  • Главная
  • Общество
  • Культура
  • Спорт
  • U magazine
  • Вторая Республика
  • В мире

© 2025 JNews - Premium WordPress news & magazine theme by Jegtheme.