Это был один из морозных, солнечных дней января 1925 года, как старый верблюд, готовый к зиме. Столица Казахстана была перенесена из Оренбурга в Кызылорду, и Сыр-ана с распростертыми объятиями встречала своих сыновей-интеллигентов.
Посреди старого ханского базара в Ак-Мечете, в своем ветхом тулупе, босой, по колено в снегу, кто-то играл на большом черном кобызе, издавая жалобные звуки, изливая скорбную мелодию. Увидев это впервые, Мухтар и Алькей были поражены до глубины души. Затем один, названный «баксы», посмотрел на другого…
Место, которого касалась ступня баксы, становилось голым, как место костра, и в скрипучий желтый мороз пар, поднимающийся от него, испарялся, а лед черной земли таял и становился белым. Торговцы, спешащие туда-сюда, словно присоединяясь к кобызу, казалось, даже стеснялись подходить к баксы, поющему скорбную мелодию, и бросать ему монеты. Многие из них, хорошо зная о его даре предсказывать будущее, гадая на бобах, и о его целительских способностях, читая зикр и исцеляя людей, предпочитали, найдя подходящий момент, не приближаться, а лишь наблюдать издалека и обходить стороной. А это было ежедневной привычкой и занятием баксы. Однажды он приходил на базар, играл на своем кобызе, при случае читал зикр, лечил больных, гадал на бобах, искал пропавших.
Это был один из последних исполнителей кюев Коркыта, последний ученик баксы Адаскан, Есакай, известный в народе под прозвищем «Нышан-аз» из-за того, что ослеп в детстве от оспы, знаменитый баксы Смайыл Шаменулы. В то время этот баксы, вдохновленный духами, в расцвете сил, тридцати трех лет, был полон энергии, как меч.
В своем труде «Избранники духов» В.Н. Басилов, исследуя искусство баксы, пишет: «Во время зикра баксы не чувствует холода. Эвенкийские баксы долгое время находились на улице полуобнаженными в сильный мороз. Устойчивость к холоду свойственна и нганасанским баксы». Рассказ о «Нышан-азе», который до сих пор не забыт, оживает в памяти народа и сохраняется, имеет общую нить с шаманизмом у многих народов мира, где он был распространен. Особенно у народов тундры и Сибири, таких как эскимосы, южные ханты, нганасаны, чукчи, кеты, алтайцы, манси, юкагиры, селькупы, нивхи, саха, буряты, шорцы, а также у соседних народов, таких как узбеки, каракалпаки, киргизы, туркмены, баксы почитались как божественные личности. Тем не менее, «служба» баксы среди этих народов не была одинаковой. Наблюдается, что каждый из них отдавал предпочтение различным свойствам, присущим священной силе баксы.
Чтобы перечислить объем и виды деятельности баксы, приходится поднимать огромную проблему. В верованиях сибирских народов баксы-шаман – это посредник между Творцом и природой, призывающий духов гор, рек, озер, лесов и вод различной степени и влияющий на успешное решение жизненных проблем людей. Все успехи и неудачи, связанные с развитым рыболовством и охотой среди сибирских народов, решались только с участием баксы. Если главной задачей эскимосского баксы было обеспечение успешной охоты, то и у нганасан баксы присутствовал при подобных делах. Чукотский баксы «останавливал снежные бури», так как считалось, что они напрямую влияют на природные силы. А ханты и манси считали даже произнесение неблагоприятных слов о баксы кощунством. Кетские баксы выполняли выдающуюся роль в разрешении межродовых споров, поэтому их особо ценили как хранителей родовых традиций и передатчиков их будущим поколениям. Кетские баксы давали имена новорожденным младенцам, предсказывали их будущее, участвовали в обрядах бракосочетания и создания семьи. Ненецкие баксы отличались знанием секретов лекарственных трав.
Суть слов Н.В. Басилова заключается в том, что одним из признаков силы баксы является его устойчивость к суровому холоду природы. Существует большое сходство между эвенкийским и нганасанским баксы и одним из последних баксы, жившим на берегу Сырдарьи до 1979 года – Нышан-азом. Живых свидетелей, видевших, как Смайыл играл на кобызе босиком по снегу в самый разгар зимнего мороза, на земле Сырдарьи можно встретить, хоть и редко. Удивительно то, что баксы – это свойство, не выбирающее нацию и не делящееся по родам. Шаманизм, то есть тенгрианская вера, – это не религия, а гораздо более сложное понятие – совокупность таинственных учений о природе. Поэтому и существует так много общих типологических признаков, связанных с личностями баксы, жившими среди народов мира. Ведь именно баксы был хозяином и хранителем нашего общего дома – природы, посредником между природой и человеком.
Европейским и русским исследователям, которые не смогли поверить в такую могущественную тайну, как баксы, и убедить свои умы, баксы, возможно, и представали в таком диком образе. Не говоря уже о других, разве не боялись его даже наши казахи? Мудрый Абай, разрываясь от боли, говорил: «Как могила баксы, я остался один, честное слово», имея в виду, что даже после смерти баксы не причисляют к общему кладбищу. Поэтому наш народ, чтобы не дать развить разговор, коротко отвечает: «Если пойдешь к баксы, скажут, что он тебя «бактыр» (присмотрит/исцелит)». Изначально одной из основных функций баксы было «лечение» болезней, поэтому его «бактыр» не противоречит здравому смыслу. Как доказал ученый-фольклорист Едиге Турсынов, слово «бак» и «багу» (лечить/присматривать), использовавшееся в его первоначальной деятельности, впоследствии стало его именем, что недалеко от истины. Мог ли человек, сам по себе страдающий нервным заболеванием, лечить своих товарищей по обществу, страдающих головными болями и болями в ногах? Конечно, нет! Следовательно, «болезнь» баксы – это не обычная человеческая болезнь, как мы думаем, а особая болезнь, связанная с битвой в самом центре кровопролитной войны с участием демонов и духов из мира тайн.
Пророчествам и целительству Нышан-аза, особенно в годы Великой Отечественной войны, когда казахская степь была охвачена кровопролитием в 1941 году, народ Сырдарьи стал особенно верить. Было подвигом, когда ни один человек не мог сказать ни добрых вестей об одном из отца и сына, ушедших на фронт из одной семьи, ни плохих вестей о другом. Сколько было этих черных писем, похожих на воронов? А баксы в эти дни ни разу не изменил своему прямолинейному характеру. Его предсказания сбывались, его слова были ясны, как день. Поэтому, возможно, семьи с ранеными душами не осуждали этого человека с особой способностью не говорить ложь.
…Это был июнь 1975 года. Академик Алькей Маргулан уже старел. Через Ахата Жанаева, тогдашнего собственного корреспондента Казахского радио по Кызылординской области, Альке, наконец, удалось разыскать того баксы, которого он видел всего один раз пятьдесят лет назад посреди базара в Ак-Мечете. Однако к этому времени Нышан баксы уже двадцать пять лет не держал в руках кобыз, полностью оставил игру на нем. Тогда исследователь искусства Мусабек Жаркынбеков, не отступая, заказал мастерам кобыз и принес его. Алма Кунанбаева, исследователь эпического песенного творчества Сырдарьинского региона, не отказав в просьбе, смогла записать на пленку лишь наброски 9 кюев, включая мелодии Коркыта, унаследованные от молодости, и несколько мелодий баксы, едва успев сыграть в возрасте 83 лет. Руки баксы уже не слушались ни кобыза, ни музыки. А сотрудники Управления национальной безопасности, которые в 50-х годах привезли кобыз баксы в Алматы для специальной проверки, осмотрев его со всех сторон и не найдя ничего особенного, передали черный кобыз баксы в театр.
Когда я рассказал эту историю Саяну Акмолде, нынешнему мастеру игры на кобызе, ученику Ыкыласа, он некоторое время молчал, ошеломленно глядя вдаль. Затем сказал: «Я обязательно найду этот кобыз». Позже я узнал, что Саян действительно разыскивал и нашел кобыз Нышан баксы. Однако после пережитого страха баксы вернул кобыз туда, где взял, и, казалось, сбежал. Оказалось, дело было так.
Кобызшы Саян бережно взял в руки кобыз баксы, настроил его для одного из предстоящих концертов и отложил, чтобы сыграть позже. Утром, проснувшись, он увидел, что струна, натянутая на кобыз ночью, сама собой порвалась. Не веря своим глазам, он три дня подряд пытался натянуть струну на этот кобыз. Все три дня натянутая ночью струна рвалась перед рассветом сама собой. Убедившись в наличии здесь необъяснимой тайны, Саян, обеспокоенный этой необъяснимостью, связанной с кобызом баксы, обратился за советом к специалистам. Все, кто знал о таких свойствах кобыза баксы, приказали немедленно вернуть кобыз туда, где он был взят. Саян выполнил их указания безукоризненно в тот же день.
В Академическом драматическом театре имени М.О. Ауэзова в Алматы, между спектаклями, на сцене артисты выходят с большим черным кобызом, лишенным струн и колков, похожим на изможденную лошадь. Это и есть черный кобыз знаменитого Нышан баксы, если не считать его упрямства, не позволяющего натягивать струны!
Берик ЖУСУПОВ, фольклорист.
Газета «Егемен Казахстан»