Народное дело – это подготовка кадров.
В деле строительства государства в XXI веке глубокие знания и наука, дающие крылья одаренным, позволяют проявить себя и добиться успеха, не уступая другим. Без них ваши шаги не будут долгими, цели не будут достигнуты, а широкие замыслы не осуществятся. Возможно, именно поэтому Елбасы Нурсултан Назарбаев с момента обретения независимости уделяет пристальное внимание этим двум сферам, обеспечивая их финансирование. Однако порой мы не можем в полной мере воспользоваться этой заботой. В то время как жизнь ставит перед нами множество таких многогранных вопросов, мы продолжаем обмениваться мнениями с учеными, посвятившими всю свою сознательную жизнь образованию и науке. Наш сегодняшний собеседник – доктор педагогических наук, профессор Жумадил ШИЛДЕБАЕВ.
– Да, нация, стремящаяся к вершинам знаний и горизонтам науки, никогда не проигрывала, – начал свою речь ученый. – Сегодняшние выдающиеся личности, которыми гордится наш народ, и те немногие, кто идет по их стопам, – это те, кто досконально знает тонкости образования и науки, кто не предал человечность и не свернул с пути чести. Я тоже следую их примеру. 45 лет своей жизни я провел в КазПИ, ныне Национальном педагогическом университете имени Абая, который считается очагом национального образования и науки. Как говорится, «за пятьдесят лет – новая страна», но если раньше в этом учебном заведении было 4 факультета, 4 учебных корпуса, 4 студенческих общежития, то сейчас 9 учебных корпусов, 5 общежитий, 29 компьютерных классов, 16 институтов, 10 факультетов, 62 кафедры обслуживают молодежь. Действует институт магистратуры и докторантуры PhD.
– Жумадил Байдильдаевич, вы сравнили прошлое и настоящее университета. Вы сами работаете преподавателем. Вы говорите о предыдущем и последующем поколениях. Страны, которые не забывают своих традиций, всегда живут вместе со своим народом. У вас, наверное, тоже было немало учителей?
– Конечно, мы должны чтить старшее поколение и продолжать прославлять пример передачи их имен молодому поколению. Мой жизненный путь, мои ступени роста напрямую связаны с естественно-географическим факультетом упомянутого университета. Можно сказать, это моя колыбель. У меня было много учителей, чьи лекции я слушал и чьи примеры брал за основу. В наше время профессоров было немного. Мы входили к ним с почтением и выходили, склонив голову. Даже доценты выглядели выдающимися. Среди таких уважаемых людей были профессора Т. Мусакулов, И. Нугманов, доценты Ш. Избасаров, С. Орынбеков, А. Дуйсебаев, К. Амиргазиев. Особое место в моей жизни занимают мои учителя – профессора С. Жумабаев, К. Сагатов, С. Обаев, А. Сейтжанов, К. Мухаметжанов. Моя судьба на научном пути свела меня с географами и педагогами. Одной из них, не просто одной из, а выдающимся учителем, известным ученым, доктором географических наук, академиком А. Бейсеновой. Я безмерно благодарен ученому, ставшему гордостью и примером для казахских женщин. Если говорить о моей нынешней деятельности, то нынешний ректор университета, академик Серик Пиралиев, в период с 2008 по 2016 учебный год реорганизовал всю структуру университета, перевел учебно-воспитательный процесс на кредитную систему обучения, открыл научно-исследовательские центры, институты, новые факультеты, учебно-методические лаборатории, внедрил передовые достижения инновационных технологий в соответствии с требованиями времени, уделяя внимание социальному положению студентов. Хотелось бы высказать и следующую мысль. Педагогические учебные заведения раньше начинали подготовку учителей, охватывая теоретические знания и практику с первого курса. Это открывало бы молодому специалисту широкие возможности для будущей преподавательской деятельности. Еще будучи студентами, они досконально осваивали методы преподавания. Придя в школу, они легко находили общий язык с учениками. Возможно, одна из причин того, что сейчас не стремятся стать учителями, заключается в том, что мы прервали эту практику. Если бы мы одинаково прививали теорию и практику будущим специалистам, мы бы готовили хороших учителей. Это с одной стороны. С другой стороны, низкая оплата труда молодых учителей снижает их мотивацию.
– Вы долгое время были деканом факультета и заведующим кафедрой. Вы отказались от этих должностей по собственному желанию…
– Я понимаю подтекст вашего вопроса с самого начала. Как я уже говорил, мы видели пример старшего поколения. Мы были обласканы их вниманием. Теперь мы должны передать это качество последующим поколениям и поселить его в их сознании. Поэтому я передал кафедру своим преемникам. Я предпочел не занимать место, а работать вместе с ними. Я счел нужным продолжать читать лекции. Только так я понял, что буду уважаем. Если старшие не проявляют своего статуса, то молодым будет трудно достичь совершенства, постоянно оглядываясь на нас. К сожалению, некоторые профессора, даже перешагнув 75-летний рубеж, не хотят добровольно уступать место молодежи и пользуются своим званием. На мой взгляд, это неприемлемо, особенно для преподавателей педагогических вузов. Я знаю, что многие вузы официально решили этот вопрос. Разве недостаточно быть доцентом или профессором кафедры после 65 лет? Казахи молят Бога о «достойной старости». Традиционные методы преподавания уходят в прошлое. Место пожелтевших бумажных лекций занимают инновационные теоретические подходы. Так что может быть лучше, чем руководствоваться разумом и мудростью во всем?
– Иногда звучит критика в адрес абитуриентов, впервые переступающих порог высшей школы, о недостаточном уровне их знаний. Каково ваше мнение по этому поводу?
– Честно говоря, я выпускник 1967 года. Мы окончили 10 и 11 классы одновременно. Никто не «тянул» нас в учебу. Но мы сами решили поступить в высшее учебное заведение. Те, кто окончил учебу со средними оценками, получили профессиональное образование. Многие наши сверстники остались в деревне и занялись трудом. Я бы назвал это передовой технологией советской эпохи. В 1985-2000 годах уровень знаний выпускников, стремившихся поступить в вузы, был высоким. Чтобы мои слова не были голословными, приведу пример. Я до сих пор помню, как принимал экзамены у абитуриентов медицинского института. Приходили претенденты, получившие золотые медали, по 5-6 на одно место. В последующий период наблюдалось снижение качества образования. Я хочу высказать свое предположение, что это началось с введением платного обучения и тестирования при поступлении в вузы. Ведь не было ограничений на поступление в любое учебное заведение. Если были деньги, то платное учебное заведение открывало двери и пропускало вперед. Более того, переход вузов на кредитную систему обучения подлил масла в огонь. Я должен открыто сказать, что в этой тестовой системе преподаватель терял возможность оценивать знания студента. Таким образом, преподаватели вузов оказались в беспомощном положении. Роль преподавателя фактически свелась к роли оператора-оценщика. В результате качество образования снизилось, и увеличился поток кадров, не соответствующих требованиям. Трудоустройство выпускников отошло на второй план. Не найдя работу по одной специальности, человек пытался получить вторую. Таким образом, в XXI веке место квалифицированных кадров в средних школах, других сферах и вузах заняли специалисты, получившие образование по платной и тестовой системе. Конечно, нельзя обобщать. Талантливых и способных молодых людей достаточно как в деревнях, так и в городах. К сожалению, мы не смогли оценить их лично. Техника стала доверенным лицом. В результате, уровень знаний специалистов, подготовленных поверхностно, не удовлетворил общественность. Я думаю, что это общеизвестный