Безусловно, чем больше мы превращаем великую личность и ее окружение в мумию, тем дальше от нас их живой образ. Поэтому мы сочли целесообразным представить вниманию читателя некоторые жизненные обстоятельства, связанные с Абаем и Айгерим, в дополнение к эпопее «Путь Абая».
В 1875 году Абай, едва достигший тридцати лет, был назначен волостным управителем в Мукурскую волость. Не путем выборов, а по назначению. Именно в то время он встретил свою вторую жену Айгерим. Абай с другом Ерболом, охотясь на горе Орда, примерно в 25 км от Акшокы, остановились в ауле человека по имени Мамай Бекей, чей род зимовал на склонах горы, называемых «Шиликти кезең», где густо росли молодые побеги, именуемые «шиликом». Тридцатилетний Абай не мог не воспылать чувствами к дочери Бекея, обладающей природным красивым голосом, «широколобой, с сияющими черными глазами» (Архам). Даже после возвращения домой, образ этой цветущей девушки не выходил у него из головы. Он вспомнил свою первую любовь Токжан.
Широколобая, как выкованное белое серебро,
Черные глаза с малым количеством белка сияют светом.
Тонкие черные брови, словно нарисованные,
Словно сравниваю ее с новорожденной луной.
Мы с большой уверенностью утверждаем, что Абай посвятил эти пять строф стихотворения своей младшей жене Айгерим. Именно в это время Абай написал стихотворение «Когда умер Акимбай». Акимбай – сын Абая от Дильды. Акимбай умер в детстве в возрасте 9 лет (1865-1874). Абай закончил свое стихотворение-плач по своему необычному, умному и милому сыну так:
С острым языком, красноречивый,
Быстрый в уме, значимый.
Недолго прожив, быстро ушел,
Заставив слезы течь из глаз моих.
Говорят, что плач на поминальной службе пела молодая невестка Айгерим. Кстати, в том же году, когда родила Айгерим, ребенку, родившемуся после Акимбая, «который недолго жил и ушел в зеленую траву», дали имя «Турагул» с пожеланием «Пусть Бог не заберет его рано, пусть живет долго». Сейчас некоторые издания пишут «Туракгул». Это ошибка. Я убежден: блуждающие стихи Абая не встанут на свои места, все останется по-прежнему. Тем не менее, мой долг сказать – стихотворение «Когда умер Акимбай» ошибочно датируется в современных сборниках 1895 годом. Это произведение Абая двадцатилетней давности.
Как Абай женился на Айгерим? Теперь перейдем к этому. Архам Искаков (1885-1963) в своих воспоминаниях пишет следующее:
— Абай поехал в аул Мусы, родственника Бекея, находившийся в пяти километрах от аула девушки, и попросил совета, — говорит Ареке. Тогда Муса сказал: — Абай, почему ты стесняешься? У твоего деда Ускенбая было пять жен, у твоего отца Кунанбая – четыре жены. Если тебе нравится эта девушка, я завтра же отпущу свою жену и помогу тебе увезти ее в твой аул. Калым, который даст каин девушки, будет принят, и не будет никаких причин для волнений в народе, — сказал он. Так было решено, и Абай во второй раз вступил в брак. Имя, данное дочери Бекея при рождении, было Шукиман (сокращенная форма словосочетания Шукир-аман), Абай же назвал ее Айгерим из-за ее красоты. На следующее лето от Айгерим родился сын. Ему дали имя Турагул. Когда Турагул отнялся от груди, первая жена Дильда, которая уже начала стареть, родив шестерых детей, сказала Айгерим: «Пусть бай будет твой, а ребенок – мой», и забрала Турагула к себе. Но зависть есть зависть, Дильда никогда не называла Айгерим по имени, лишь называла ее «токал» (младшая жена). Поэтому все в округе стали уничижительно называть Шукиман, вышедшую из бедной семьи, таким образом.
Кстати, стоит упомянуть, что обычай казахов «усыновлять» имеет глубокую историю. Как многим известно, мировой правитель Чингисхан передал власть только своим четырем сыновьям, рожденным от главной жены. Согласно его своду законов «Яса», основными наследниками для казахов были дети главной жены, а рожденные от наложниц получали лишь то, что оставалось от них. В этом случае дети главной жены и наложницы, конечно, росли во вражде, «как коза, увидевшая собаку». Вот чтобы избежать этого – чтобы его потомки жили в мире – Кунеке строго придерживался обычая взаимного усыновления детей. Примеров тому много, и усыновление Турагула Дильдой – лишь один из них.
Женитьба на Айгерим принесла значительные изменения в жизнь Абая. Айгерим зимовала в Жидебае один год, на следующий год Абай построил для нее зимнее жилище в месте под названием Борили (здесь родился и вырос биограф Абая Мухтар Ауэзов). Это место было очень удобным для Абая, который часто ездил в Семей в поисках знаний. Неподалеку есть родник Тышкан, берущий начало от многочисленных ручьев, и довольно высокий холм. Его старший сын Акылбай, вступивший в брак, построил там зимнее жилище.
Примерно через десять лет, в 1886 году, по решению Абая, Айгерим переехала в Аральтобе, прилегающий к Борили. Почему? Потому что аул Кожа, возглавляемый Ауэзом, переехал из своего прежнего зимнего жилища Кызылшокы (внутри Чингистау) в Борили. Укрывшись у Нурганым, которая усыновила Акылбая, и получив разрешение Абая. Таким образом, три места проживания (Борили, Аральтобе, Тышкан) принадлежали Абаю и составляли единую территорию. Это была самая близкая к реке Иртыш и городу Семей граница земли тобыкты. Поэтому освоение Аральтобе Абаем стало блестящим предвидением того, что в ближайшем будущем он будет часто ездить в город и перевозить много книг! Поэт создал многие свои произведения в Акшокы и Аральтобе, а также стоит отметить, что в зимние месяцы друзья Абая и его ученики, возглавляемые Кокбаем, Мукой, Акылбаем, Магауей, часто собирались в этих аулах.
Одним из почетных гостей, прибывших по приглашению Абая, был знаменитый певец Арки Биржан Кожагулулы (1834-1897). Посещение ярмарки Коянды и путешествие по дальним уголкам казахской степи было обычным делом для сал-сери.
Проникая в слух, охватывает тело,
Прекрасная песня и сладкая мелодия.
Внушает различные мысли сердцу,
Если любишь песню, люби как я, —
говорил Абай. Он многому научился у Биржана сала и научил песням Биржана Айгерим. Это общеизвестный факт из «Пути Абая». Упомянутый выше аксакал Архам услышал рассказ о Биржане от Айгерим. Похоже, это было время таяния снега. Услышав, что Биржан едет, Абай сказал: «Как я встречу его в зловонном сарае?», и приказал построить юрту в месте под названием Тизесу, в полутора километрах от зимнего жилища в Аральтобе. Там он встретил Биржана. «Я тогда родила одного из своих детей и сидела в зимнем жилище. Что сказать, песня Биржана, спетая в Тизесу, прозвучала так, словно была рядом со мной. Биржан прожил в Тизесу в тот год месяц и вместе с нами отправился на летнее пастбище (за Чингистау – территория Баканас – А.О.)», — рассказывала Айгерим. Биржан сал, свободно резвясь на летнем пастбище Баканас, познакомил Абая с богатым наследием казахских деятелей искусства. Отсюда Биржан направился в Семиречье, и, по словам Мухана, «вероятно, его путь лежал к встрече со знаменитой поэтессой Сарой» (это не означает, что они состязались в айтысе).
В конце 1880-х годов будущий знаменитый певец и композитор Асет Найманбайулы также остановился в ауле Абая (стихотворение поэта «Асету» свидетельствует об этом). Точно так же Абай встретил на летнем пастбище Баканас героиню-девушку Бопай, сестру хана Кенесары. Встреча переросла в большое собрание-той. От Бопай народ узнал подробности восстания Кенесары.
Кто избежал угасания чувства любви в суетной жизни?! Например, известно, что отношения между знаменитым русским писателем Львом Толстым и его женой Софьей Андреевной, прожившей с ним почти полвека, сильно обострились и остыли. «Мой отъезд может сильно вас огорчить, — пишет Лев Толстой в своем последнем письме жене. — Постарайтесь поверить, понять, я не смог поступить иначе. …Я не мог бы больше жить в изобилии, в праздной обстановке, любой старик на моем месте, несомненно, стремился бы избежать мирской суеты и искать спокойных дней».
В 1889 году в знаменитом «Сегиз аяк» Абай писал: «Я остался один – это правда!». В той же среде находилась и его жена Айгерим, которая, как он думал, понимала его тайны, горести и печали. Правда, в «Пути Абая» Абай и Айгерим – обладатели чистой любви. В жизни они тоже прожили благодатную и счастливую жизнь. Но несомненно, что спустя десятилетия между ними прокрались обида и непонимание. Почему? Потому что Айгерим в жизни была человеком, который очень любил скот, а Абай, как он сам говорил: «Пасти скот? Нет, не могу пасти», отказался от погони за материальными благами, будучи мудрецом.
«В какой стране бывает единство, как достичь согласия – не знает. Казах думает: единство – это общий конь, общая еда, общая одежда, общее богатство. …Это ли единство? Нет, единство – это единство умов, а не богатства» (6-е слово), — говорит Абай. Это справедливое слово не только для общества, но и для единства отдельных людей и семьи. «Истинное единство – это единство разума» великого учителя – это вечная мудрость. Ах, где же мой казах