ru.ult.kz
  • Главная
  • Общество
  • Культура
  • Спорт
  • U magazine
  • Вторая Республика
  • В мире
No Result
View All Result
  • Главная
  • Общество
  • Культура
  • Спорт
  • U magazine
  • Вторая Республика
  • В мире
No Result
View All Result
ru.ult.kz
No Result
View All Result

Главная страница » Год рабочих профессий » Мудрый земледелец степей

Мудрый земледелец степей

Редакция Ult.kz by Редакция Ult.kz
24 сентября, 2016
in Год рабочих профессий
0

Хороший человек подобен солнечному свету, общему сокровищу, общей ценности для всего человечества. Хороший человек – это река, текущая среди нас. Его воды – источник силы, основа, питание, жизнь и существование для всего народа, живущего вдоль реки, для всех живых существ и растительного мира. Он течет, не выбирая, не различая, не отдавая предпочтения никому и ничему. Хороший он или плохой, честный или нечестный, полезный или вредный, злой или хищный, сорняк – все равно он питает, питает. Такова его обязанность, его долг, его природное, историческое предназначение, его миссия, данная судьбой. Жакаев – один из тех немногих, отмеченных, известных хороших людей. Если труд – властелин мира, то Ыбеке (Ибрай) был властелином труда. Если вы хорошо знаете Жакаева, глубоко понимаете его, цените, почитаете, любите, то и вы можете сказать: «Это мой Жакаев». Благодать, доброта, достоинство, трудолюбие, жизнь, пример, образец, наставление Жакаева хватит всем нам.

Ибрай Жакаев – одна из великих, фундаментальных личностей в истории казахского народа, нашего прошлого и настоящего государства. Мера трудолюбия, человечности, честности, гражданственности.

Говоря об Ыбеке, я думаю, уместно вспомнить и Шыганака Берсиева, Жазылбека Куанышбаева, Нурмолду Алдабергенова. Все четверо – герои труда, люди одной судьбы, современники, звезды, рожденные для того, чтобы приумножить авторитет и благосостояние, честь и славу казахов. Это дар истории, времени, судьбы нашему народу, нашей стране. Они прославили имя казахов на весь мир, заставили признать его, возвысили его статус, вознесли его честь. Ибрай Жакаев и Шыганак Берсиев установили мировой рекорд, стали людьми одной судьбы, их звезды зажглись вместе. Ыбеке, Жазеке, Нуреке дважды стали Героями Социалистического Труда. При жизни их каменные изваяния были навечно установлены на их родной земле.

Взаимопонимание, поддержка, уважение, дружба между Ыбеке и Жазеке были крепче родственных уз, это была наставническая, искренняя, яркая и гармоничная дружба двух великих людей, служащая примером для народа.

…Когда-то Жазеке, как младший брат, навещал Ыбеке, передавал приветы и справлялся о его здоровье. А в 1981 году, когда Ыбеке, приближаясь к девяноста годам, скончался, Жазеке приехал проводить своего старшего брата в последний путь. По старинному обычаю, он, спустившись с машины, пешком, громким, надрывным голосом, плача, восклицал: «Ой, брат мой!», чем привлек внимание всех.

Тогда Жазеке было 85 лет. Узнав о смерти Ыбеке, он сказал: «Я поеду, не могу не поехать, я сам насыплю горсть земли на его могилу, это мой последний долг перед духом моего брата. Если мое здоровье не позволит, я лягу рядом с Ыбеке. Разве любая земля казахов не является нашей родной землей?» – сказал покойный.

Что еще можно добавить? Первый секретарь райкома партии Жазеке подготовил машину и отправился в путь. Как только он проехал Туркестан и въехал в границу Кызылординской области, Жазеке не смог сдержать слез. «Он был моим наставником, моим братом, моим мудрецом», – сказал сопровождавший его молодой человек, слушая его безмолвное, скорбное причитание, от которого ныли кости.

Вот как Аскар Токмагамбетов воспевает великую дружбу Ыбеке и Жазеке:

«Встретились, вот так, два богатыря,
Словно соединились два века,
Один как гора, другой как море.
Они идут, не разлучаясь».

Ыбеке, Шыкане, Жазеке, Нуреке – «Дихан ата» (отец-земледелец), «Шопан ата» (отец-пастух), «Академик степей» – настоящие мастера труда XX века. В истории нашей страны этим четырем аксакалам принадлежит особое место. Эти аксакалы – те, кто учился у самой жизни, кто впитал в себя увиденное и услышанное от старших, кто с мудростью оставил это богатое наследие потомкам. Эти аксакалы – люди, которые не знали излишеств в жизни, не жили за счет народа, которые поняли и донесли до других, что ключ ко всему в мире – только в труде.

Как можно усомниться в мастерстве Всевышнего Творца, ведь сходство, которое невозможно не заметить, присуще им всем. Все они были щедры, как степь, щедры, открыты, неграмотны, необразованны, их профессии были простыми, но они были от природы талантливы, даны Богом. Это сильные казахи, которые навсегда останутся на страницах энциклопедий. Это личности, которые навечно вписались в сердца народа, стали историей нации, гордостью нации, эталонным образцом нации, знаменем нации, ее лозунгом.

Известный мастер трудового фронта, выдающийся гражданин из Талдыкоргана, поляк по национальности Н.И. Головацкий говорил:

– Нас пятеро братьев, – с гордостью говорил он.

– Назовите ваших братьев, – попросили его.

– Это Динмухамед Ахметович Кунаев, Ибрай Жакаев, Жазылбек Куанышбаев, Нурмолда Алдабергенов и я. Потому что все мы дважды стали Героями Социалистического Труда и носили на груди две звезды, – сказал он.

Вот искреннее признание человека, который совершенно не умел хвалиться, избегал лишних слов, человека только крупных, фундаментальных дел. И действительно, то, что он говорит, – чистая правда. Что прославило этих гигантов священной казахской земли бессмертной славой, познакомило их, свело вместе, сделало родными – это высочайшая, могущественная, священная сила – Труд!

Да, Ибрай Жакаев – царь зерна, отец белого риса, маршал жакаевцев, академик степей, покровитель земледельцев. Жакаев написал свою бессмертную историю кетменем (мотыгой), потом, это человек, который рождается в мире раз в несколько веков.

В течение трех лет после победы в Великой Отечественной войне он заставлял весь мир восхищенно качать головами, собирая в 1945 году по 156 центнеров риса с гектара, в 1946 году – 160, в 1947 году – 171 центнер, установив мировой рекорд.

Этот рекорд, установленный казахским аксакалом благодаря его степной мудрости, божественному дару, силе, священным, сильным рукам, пальцам, подобным ветвям старого дерева, пронзающим черную землю черным кетменем, поразил и удивил весь мир. Этот рекорд заставил японцев, опередивших нас в цивилизации, передовых технологиях, образовании и науке, удивленно поднять брови, а корейцев – изумиться.

…Они не верили, относились к Советскому Союзу с недоверием. Проверки за проверками, комиссии за комиссиями. А Ыбеке говорил: «Зачем вы постоянно вызываете меня в кабинет, вот земля, вот вода, вот урожай, проверяйте сколько хотите», и, посадив свою Бибажар (жену) позади лошади, сказал, что скучает по голосу Айманкуль и мелодичному пению Нартая, и уехал в соседнее село. Нартай – это Нартай, а Айманкуль – мать выдающегося поэта казахской литературы А. Тажибаева.

В 1957 году колхозники, заполнив документы заочно и согласовав с руководством, избрали 65-летнего Жакаева председателем колхоза. Ыбеке всячески сопротивлялся, куда только не обращался, дошел даже до Шаяхметова и с трудом избавился от этой должности начальника.

Историческая судьба Ыбеке – земледелие, ему было суждено стать великим Дихан ата. На вопрос, как родился рекорд, Ыбеке отвечал: прежде всего труд, затем труд, и снова труд.

Нет судьбы, которую можно было бы избежать, и нет необходимости ее избегать… Ыбеке был крепким телом, каждый его палец был как рукоять кнута, очень сильным, могучим человеком, словно вылитым из свинца. В молодости он участвовал в нескольких схватках на праздниках и свадьбах, побеждал соперников, его лопатка никогда не касалась земли. «Когда Ыбырай бежит, земля дрожит», – говорил его отец.

Ыбеке был спокойным, рассудительным, сдержанным, человеком разума, а не гнева, человеком согласия, а не спора. Он был скуп на слова, не стремился высказывать свое мнение, не спорил, много видел и многое понял, но не выставлял себя мудрецом, был замкнутой, загадочной личностью, не раскрывал своих тайн. Он был человеком дела, а не слова. Если сказать, что в то время не было ни одного казахского интеллигента, который бы не писал о Ыбеке, не высказывал о нем свое мнение, то одним из них, единственным, был Абдильда Тажибаев:

Брат!
Ты, потомок кочевых казахов,
Рожденный на спине качающейся верблюдицы.
Ты, Дихан ата, чья слава разнеслась по всему миру,
Моя опора, моя любовь.
Ты, священный, постигший тайны
Земли, воды и света.
Сегодня, в день твоего восьмидесятилетия,
Я склоняю голову, покрытую сединой,
Немного уставшую,
Перед тобой.

Классик казахской литературы Сабит Муканов, работая над романом «Сырдарья», более трех месяцев прожил в доме Ибрая Жакаева, тщательно изучая характер, личность, образ жизни «академика степей» как главного героя своего знаменитого произведения. Между ними не осталось невысказанных тайн, нерассказанных историй. В конце концов, великий литератор и выдающийся земледелец стали близкими друзьями, доверенными лицами, неразлучными друзьями.

Именно Сабит Муканов приложил немало усилий, чтобы Ыбрай Жакаев получил прозвище «академик степей».

Ыбеке часто участвовал в больших собраниях и был совершенно приучен долго сидеть. Его терпение было настолько велико, что он мог часами неподвижно сидеть в президиуме собрания. «Только по морганию глаз можно было понять, что это живой человек, или же это был каменный изваяние», – говорили те, кто его знал. Он не использовал свои многочисленные звания и славу в личных целях, жил простой жизнью, как все. Его современники описывали его простоту и широту души так: «В народе говорят: «У человека с узкой душой и иголка не пройдет», а широта души нашего Ыбеке была такова, что в ней мог проехать конь с полным снаряжением». Ыбеке ранней весной переезжал на поле и возвращался домой только осенью, собрав урожай риса.

Ыбеке не выходил из рисовых полей. Рисовое поле было для него раем на земле. Он сам выбирал землю, сам определял и копал каналы, водные пути, поля, сам их строил. Он сам был инженером по земле и воде, знал все, не имея образования. Соленость почвы определял языком. Он был сам себе лабораторией. Сея рис вручную, при подаче воды он бросал в устья каналов пару мешков риса, и он прорастал вместе с рисом на поле. Затем он высаживал его на редкие участки, где рис взошел плохо, по краям полей.

Когда рис всходил на поверхности воды, он пересаживал культуру с густых участков на редкие, на его рисовых полях не было ни одного пустого клочка земли. Сверху земля не была видна, сбоку – пуля не пролетит.

Как говорится, «один в поле не воин, пеший не поднимет пыли», каким бы сильным и могущественным ни был человек, ему нужно множество сторонников, помощников, советчиков, благожелателей, тренеров, чтобы достичь своей вершины. Судьба свела Ыбеке со всеми этими людьми, особенно выделяется труд его пожизненного бригадира Койшыбая Оразымбетова и знающего, ученого, новатора-агронома Анеса Алтынбекова. Совместная работа Ыбеке, Анеке, Койшыке по развитию науки о рисе, совершенствованию опыта, формированию агротехники равносильна работе одного научно-исследовательского института.

У Ыбеке много учеников, это люди, нашедшие свое счастье в труде с рисом, рисоводы всей республики – ученики Ыбеке. По его благословенному пути, по его процветающему примеру, по его божественному воспитанию, по его благословению, 35 из 91 Героя Социалистического Труда области были воспитаны в Шиелийском районе.

Две трети населения мира питаются рисом. Народ Присырдарьи тоже почитает рис, лелеет его, воспевает его в песнях как «серебряный рис», «красавица Сыр», «невеста Сыр», «жемчужина Сыр», «золотое зерно», «белый жемчуг». В древних странах Востока рис – это культура, которую очень почитают, и даже сам царь сеет его первым. Ибрай, который первым посеял этот рис на казахской земле, в Присырдарье, и привил земледелие в кровь и душу своего народа, чем он хуже какого-либо царя? Как ни крути, Ыбеке – не просто так, а святой, благословенный человек, которому благоволил Кыдыр. В этом отношении вспоминается рассказ одного из его мудрых потомков, известного журналиста Закима Жайлыбая: «В природе еще много загадочных тайн, неизвестных человечеству. Одна из них – святой Кыдыр. В народе существует поверье, что человек, увидевший Кыдыра, обретает счастье и богатство. В качестве одного из доказательств этого я хочу воскресить рассказ, услышанный от нашего отца-земледельца Жакаева. Раньше в ауле было много старейшин, мы подавали им воду, передавали чаши, ставили их обувь, служили им, а также слушали их мудрые, старинные истории, насыщали ими свой разум, впитывали их в сердце, наполняли ими грудь. Этот рассказ Ыбеке, который говорил мало, не выходит у меня из головы, потому что он переплетается с правдой его собственной жизни.

– Я, расчистив жиде и шеңгел, посадил рис и, залив поле водой, отдыхал на краю канала, – начал он свой рассказ. Тело было расслабленным. Но на душе было спокойно. Хотя день клонился к вечеру, я не спешил домой, хотел еще посидеть, глядя на рис. Через некоторое время я заметил, как ко мне приближается высокий человек с белой бородой, окутанный в лучах заходящего солнца. Он шел прямо по рисовому полю, его обувь едва касалась воды. Сначала я сидел в недоумении, но когда он приблизился, я встал.

Он подошел ко мне и сказал:
– Дитя мое, твой достаток будет от этой земли, пусть твое счастье процветает! Аминь! – сказал он ясным голосом. Затем он исчез. Очнувшись, я обнаружил, что бормочу «Аминь». Но я никому не рассказывал об этом до сих пор. Вы видите, что сказанное сбывается, и ничего плохого не происходит.

Вот теперь пришло время рассказать, кажется, настал момент, – сказал Ыбеке с мягкой, теплой улыбкой, словно выражая удовлетворение себе, своей судьбе и Аллаху.

– О, дорогой, то, что вы видели, это был святой Кыдыр, – я своими глазами видел, как многие, держась за подол Ыбеке, поклонились ему. Затем эта земля, названная «Тубегей Ыбырая», принесла народу достаток, благополучие, честь и славу. Сейчас этим полем владеет сын земледельца Сейитбек. Земля, благословенная Кыдыром, несомненно, принесет богатство и благополучие, честь и славу еще многим поколениям.

Теперь я приближусь к моему Жакаеву. Я вырос в Шиели, расцвел, обрел семейное и трудовое счастье. В 1983 году, когда началась уборка риса, я был избран первым секретарем Шиелийского районного комитета партии. Затем я пришел к Ыбеке, поклонился ему, и с его духовного разрешения вошел на рисовое поле и приступил к управлению районом.

Слава Аллаху, мы не были плохими, по итогам первого десятидневного периода уборки риса мы завоевали республиканское знамя, и дальше мы продолжали двигаться от успеха к успеху, от чести к чести. В 1985 году было завершено строительство мемориального комплекса, посвященного 90-летию Ибрая Жакаева. Площадь была полностью огорожена, освещена, расположенный там дом культуры был капитально отремонтирован, построен фонтан. На этой площади установлены памятник Ыбеке, памятник погибшим в Великой Отечественной войне, мемориальная доска передовикам труда. Этот комплекс стал священным местом в районе, символом труда и героизма, мерой долга и ответственности, благочестия. К этому священному месту склоняют голову, воздают дань уважения, почитают, лелеют каждый новорожденный, каждая новая семья, каждый гражданин, делающий первые шаги в работе, учебе, защите отечества, думая о добром, желая доброго, веря в силу и благодать этой земли, возлагая на нее надежды.

В следующем году мы завершили строительство музея Ыбеке и торжественно открыли его на областном уровне. Таким образом, мы словно выполнили часть нашего безграничного долга перед духом Ыбеке.

Я лично очень рад, что мне, как земляку и современнику такого великого человека, как Ыбеке, довелось собирать колоски его риса, расти, впитывая его трудовой, жизненный пример и благословение, а затем, по воле судьбы, оказаться во главе и рядом с делами, выполненными перед духом Ыбеке, – крупными, историческими, жизненными.

Сейлбек ШАУХАМАНОВ

Газета «Егемен Қазақстан»

Previous Post

Простой труженик должен быть удостоен уважения – Д. Баймусынов

Next Post

На краю земли, на ветру…

Next Post

На краю земли, на ветру…

Свежие записи

  • Каким будет курс золота в 2026 году – прогноз эксперта 15 декабря, 2025
  • Курс тенге к доллару в 2026 году: прогнозы экспертов и неожиданные тренды 15 декабря, 2025
  • Что ожидает экономику Казахстана в 2026 году? – мнение эксперта 15 декабря, 2025
  • «Сжёг из ревности»: в Петропавловске мужчина приговорён к 25 годам за убийство гражданской жены и двух друзей 15 декабря, 2025
  • Павлодарская пенсионерка перевела 2 млн тенге мошенникам, думая, что «возвращает деньги государству» 15 декабря, 2025
  • Сколько дней отдыхают казахстанцы на День независимости и Новый год? 12 декабря, 2025
  • Какие важные мероприятия пройдут в Алматы ко Дню независимости? 12 декабря, 2025
  • Какие имена были самыми популярными для детей в 2025 году? 12 декабря, 2025
  • В стране раскрыты крупные преступления, включая торговлю детьми и «элитный эскорт» 12 декабря, 2025
  • В Акмолинской области религиозная группа пропагандировала «свободные половые отношения» (ВИДЕО) 12 декабря, 2025

Рубрики

ULT TV U magazine Актуальное Без категории В мире Вторая Республика Год рабочих профессий Духовность Защита Интересное Комментарии Культура Национальная история Национальное искусство Общество Политика Постtimes Преступление Регионы Спорт Экономика и бизнес
Құрылтайшы: «Tengri Gold» ЖШС
2012-2021 © Ұлт порталы
ҚР Ақпарат және қоғамдық даму министрлігі Ақпарат комитетінің №KZ71VPY00084887 куәлігі берілген.
Авторлық және жарнама құқықтар толық сақталған.

Сайт материалдарын пайдаланғанда дереккөзге сілтеме көрсету міндетті. Авторлар пікірі мен редакция көзқарасы сәйкес келе бермеуі мүмкін. Жарнама мен хабарландырулардың мазмұнына жарнама беруші жауапты.

Рубрики

  • U magazine
  • ULT TV
  • Актуальное
  • Без категории
  • В мире
  • Вторая Республика
  • Год рабочих профессий
  • Духовность
  • Защита
  • Интересное
  • Комментарии
  • Культура
  • Национальная история
  • Национальное искусство
  • Общество
  • Политика
  • Постtimes
  • Преступление
  • Регионы
  • Спорт
  • Экономика и бизнес
  • Главная
  • Общество
  • Культура
  • Спорт
  • U magazine
  • Вторая Республика
  • В мире

© 2025 JNews - Premium WordPress news & magazine theme by Jegtheme.

No Result
View All Result
  • Главная
  • Общество
  • Культура
  • Спорт
  • U magazine
  • Вторая Республика
  • В мире

© 2025 JNews - Premium WordPress news & magazine theme by Jegtheme.