Есть мудрое изречение наших предков: «Все сущее не исчезает, из небытия не возникает бытие». Когда мы прочитали новость, пришедшую из официальных органов, о том, что строительство автодорожного коридора «Западный Китай – Западная Европа» в нашей стране будет завершено в этом году, нам снова вспомнились эти мудрые слова нашего народа. Да, разве это не пример того, как все сущее вновь обретается, даже если оно было утеряно на века, уважаемый читатель.
Точных сведений о том, когда именно возник Великий Шелковый путь, нет. В целом, его формирование и развитие как международного караванного пути, вероятно, заняло столетия. По некоторым данным, этот путь возник 3-4 тысячи лет назад и хорошо развивался во времена китайской династии Хань. По другим данным, возникновение и формирование этого пути начинается во втором веке до нашей эры (то есть более 2 тысяч лет назад), а в шестом веке нашей эры (то есть около 1400-1500 лет назад) формируются и развиваются два его ответвления, проходящие по территории современного Казахстана (Сырдарьинское и Тянь-Шаньское ответвления).
Точно так же трудно сказать, когда именно этот караванный путь прекратил свою деятельность. Насколько нам известно, на исчезновение пути повлияли два основных фактора. Первый – распад государства Золотая Орда, которое контролировало огромный регион и обеспечивало мир и порядок среди народов, и его разделение на мелкие ханства. Этот фактор, вероятно, привел к увеличению конфликтных ситуаций на пути и нарушению спокойствия караванного пути. Второй – открытие морского пути, соединяющего Китай и Европу. После этого потребность в Шелковом пути для торговцев стала снижаться.
Таким образом, древний Шелковый путь существовал как средство связи народов региона с внешним миром в торгово-экономическом и цивилизационном плане, начиная с эпохи Тюркского каганата и до образования Казахского ханства пять веков назад. Насколько ослабление торговли на нем и усиление конфликтов с правителями соседних стран негативно сказались на всестороннем развитии молодого Казахского ханства как самостоятельного политико-экономического субъекта, становится совершенно очевидным.
Если этот Великий Шелковый путь будет восстановлен в соответствии с требованиями нового времени и вновь будет служить народам региона, как и прежде, разве это не означает,