В возрасте своего «заката» ушел из жизни Таласбек Асемкулов, состоялась презентация пятитомного издания его книг, выпущенного «Қазақ энциклопедиясы». Естественно, что за хорошим человеком остаются и те, кто ищет, систематизирует и поддерживает его наследие. Вечер в Астане в этот день был наполнен трогательными моментами, посвященными талантливому Таласбеку. Мысли творцов были пробуждены. Уважение младших стало примером. Воспоминания старших дали новую информацию о прошлых днях. На собрании, продлившемся около часа, мы познакомились с личностью, раскрыли его характер. А с его творческой мощью есть возможность встретиться в пятитомной книге.
Писатель был защитником казахского искусства и культуры. Неизвестно, когда и кто достигнет высот этой личности, которая воспитала два поколения и оставила эрудитские произведения для последующих поколений. Как сказал ученый Турсын Журтбай, «в Таласбеке были качества, которые сделали бы исторической личностью пятерых человек».
Все эти сравнения – виртуозный кюйши, провидец-художник, публицист с глубоким пониманием, этнограф, который никому не уступал, хранитель отечественного кино – не являются излишними для данной личности. Более того, это даже мало. Его собственноручно изготовленные домбры используются среди деятелей искусства. Об этом Турсын Журтбай говорит: «Таласбек сделал мне три домбры. Все они переходили из рук в руки и достались артистам, начиная с Жанибека Карменова. Сейчас я вижу две из этих домбр на сцене. Они были моими». Композиторский талант Таласбека – это отдельная вершина. Когда его ученики исполняли авторские кюи, мы видели слезы, невольно выступавшие на глазах у многих. Мы ощутили освобожденное дыхание, очищенную душу. Словно после дождя в нашу душу вселилась новизна. В заключение Турсын ага сказал: «Таласбек – эпическая личность. Но у него больше последователей, которых он вдохновляет, чем наставников, которым он подражает. Я думаю, что эти последователи выведут вторую жизнь писателя на высокий уровень».
Кроме того, ученики Таласбека Асемкулова Дидар Амантай, Ерлан Толеутай, Акылас Ожайулы поделились своими мыслями и представили свое творчество. По словам акына Акыласа, «мечта нынешней молодежи, владеющей словом, – постичь мировоззрение Таласбека». Дидар Амантай высоко оценил переводческую деятельность писателя, а Ерлан Толеутай привел в пример его понимание искусства.
Омар Жалел, абаевед:
– Сегодня происходит большое событие. Есть поговорка: «Настоящему таланту мешают выходить книги». Книги, которые не вышли при его жизни, теперь увидели свет. Но мой брат Таласбек высказал свою позицию в «Талтүс». Как говорится, «сын мой, как бы ни было, не продавай свое искусство». Он был верен искусству. Теперь нельзя говорить, мало ли он прожил или много. Такие мнения высказывались и о Есенине, когда он покончил с собой и ушел из жизни. Тогда Марина Цветаева сказала: «Есенин дал все, что мог, нет смысла сожалеть об этом». Наш Такен был мастером «парадоксального мышления» наряду с великим литератором. Эти мысли встречались в его анекдотах. Я думаю, что его защита перед обществом происходила через такие рассказы. Человек, не вписывающийся в норму, через анекдоты показал форму жизни. Он давал отпор всему, опровергал. Это была традиция, идущая от Абая. Образ Такена – это истинное мусульманство. Еще стоит отметить, что разговор с этим человеком был опасен для простого человека. Говорят, между гениальностью и заблуждением всего один шаг. Ясперс говорит: «Ницше нужно читать внимательно. Трудно отличить, какие из его произведений написаны здравым умом, а какие – в состоянии экстаза. Ницше требует большой подготовки». Но такое явление было только в устных рассказах Такена. Я думаю, что этот уровень достигается благодаря обширным знаниям, а не экстазу.
Баглан Оразалы,
портал «Әдебиет»