Жители сельской местности, которые испытывают трудности на дорогах, лучше всех знают, насколько важны дороги, соединяющие населенные пункты и обеспечивающие непрерывную жизнь. Особенно в дождливые и снежные дни передвижение сопряжено с большими трудностями. Более того, если качество дороги неудовлетворительное, то передвижение будет таким же некомфортным, как езда на неухоженном коне.
Для решения этой сложной и актуальной проблемы в Кызылжарском регионе были выделены беспрецедентные средства и начато применение передовых технологий. Мы встретились с начальником областного управления пассажирского транспорта и автомобильных дорог Бейбитом ИСМАНОВЫМ и расспросили о приоритетном внимании, уделяемом этому социально значимому вопросу, которому ранее уделялось лишь поверхностное внимание по остаточному принципу.
– Несомненно, транспортная инфраструктура играет решающую роль в жизни страны. Глава государства в своих Посланиях неоднократно подчеркивал, что эта отрасль является системой, обеспечивающей кровообращение в индустриальной экономике и нашем обществе, и что без качественных современных магистралей невозможно построить развитую страну. В «100 конкретных шагах» Национального плана определены стратегические пути развития дорожно-транспортной инфраструктуры. С течением времени роль транспорта и связи в системе региональных и глобальных хозяйственных связей растет.
Петропавловск, расположенный на пересечении республиканских дорог, имеет огромное значение для связи приграничных регионов, которые являются основным потоком экспорта. Учитывая, что в транспортной системе области занято более 16 тысяч человек, ежегодно перевозятся сотни тысяч пассажиров и грузов, действует более 200 маршрутов общественных автобусов, а 96 процентов населенных пунктов охвачены регулярными перевозками, обеспечение качественных услуг всегда остается главной задачей.
– Тем не менее, жители часто жалуются на низкое качество дорог и выражают недовольство властям. Согласны ли вы с этими мнениями?
– Народная мудрость гласит: «Если народ говорит, значит, есть причина». Однако важно помнить следующее. Общая протяженность автомобильных дорог в регионе составляет около 9 тысяч километров, из них 1500 – республиканского значения, 2500 – областного, 5 тысяч – районного значения. Из них 4489 километров имеют асфальтовое покрытие, 2600 – щебеночное, 1884 – грунтовое. Из них 40 процентов нуждаются в капитальном ремонте, 29 процентов – в среднем. Учитывая, что большая часть была построена в 50-60-х годах прошлого века, и ремонт не проводился четверть века, нетрудно понять сложность ситуации. Кроме того, нельзя не учитывать, что они рассчитаны на нагрузку не более 8 тонн. Сейчас интенсивное движение тяжелых транспортных средств увеличилось в несколько раз. Из этого можно сделать вывод, что дороги действительно являются основой жизни, источником благополучия. Именно поэтому развитые страны уделяют особое внимание дорожному сообщению в плане передвижения и торговли. Идеально ровные дороги быстро доставят вас к месту назначения без лишних хлопот. Программа развития транспортной инфраструктуры Казахстана до 2020 года предусматривает повышение конкурентоспособности транспортной системы, увеличение транзитного потенциала, улучшение сервисного обслуживания и создание новых рабочих мест в соответствии с международными стандартами. Самое главное – особое внимание уделяется качеству дорог. В рамках этого государственного проекта в области проводится последовательная работа по модернизации транспортного хозяйства.
– Могли бы вы подкрепить свои слова конкретными примерами?
– Актуальная проблема стала основой программы территориального развития, и особое внимание было уделено восстановлению дорог областного и районного значения. В результате были выделены беспрецедентные средства, и только в прошлом году было освоено 5 миллиардов 14