ru.ult.kz
  • Главная
  • Общество
  • Культура
  • Спорт
  • U magazine
  • Вторая Республика
  • В мире
No Result
View All Result
  • Главная
  • Общество
  • Культура
  • Спорт
  • U magazine
  • Вторая Республика
  • В мире
No Result
View All Result
ru.ult.kz
No Result
View All Result

Главная страница » Светкали Нуржан: Государственная премия – это не надгробный камень на моей могиле

Светкали Нуржан: Государственная премия – это не надгробный камень на моей могиле

Редакция Ult.kz by Редакция Ult.kz
21 сентября, 2016
in Без рубрики
0

Единственный филин на казахской степи

(Трилогия)

Автор: Светкали Нуржан

Следователи: Айбол Исламгали, Шерхан Талап

I

Вопрос разума: – Эркин Ибитанов, Сагат Абдугалиев, Серик Томанов… Не боитесь ли вы, что их скрытые мечты останутся в нераскрытой старой книге на груди «кошачьей степи»?

– Вы хотите сказать, что, поскольку они жили в стране, они не смогли раскрыться и проявиться в меру своих возможностей? Сейчас другое время, другие законы. Возможностей для широкой известности много, форм много. Если даже очень хочется «прославиться», валяйся в грязи и пыли, бросай землю и грязь в прохожих. Как беспутный ребенок, выросший без воспитания… Но такая слава не имеет ценности. Разве может нечто бесценное иметь наставление? Кому когда-либо служило нечто бес наставления?!

У трех поэтов, упомянутых выше, был один путь, но разные судьбы. Сагата я не видел. Но в детстве он сидел в тюрьме в нашем краю, то есть в городе Жанаозен. Он был в поселке Жетыбай, где я учился десять лет. Свидетельство этому – его стихотворение «Дождь в Жетыбае». Поэт с тяжелой судьбой. Он сгорел в собственном огне в безвременье, когда нация была унижена. Зимой он умер в степи, а тело нашли весной. Остались его драгоценные стихи, прозрачные, как роса на ресницах. Это утешение для души. Я учился вместе с Ерланом, сыном аксакала Эркина. Он жил среди своего народа, в Нарынколе – в почете у многих. Он трудился в поэзии, насколько позволяли силы. Прошлой осенью широко отметили его 80-летие. Серик Томанов был пылким юношей. Он стал одной из первых жертв переходного периода, проглоченных рынком-драконом. Он мог многое дать, но не успел достичь желаемого, этот благородный муж… А теперь, если говорить условно, разве не живут в стране несколько величественных сосен казахской поэзии, чьи вершины покрыты инеем, а ресницы – туманом? В предыдущем поколении есть такие замечательные поэты, как Нармахан Бегалиев, Куандык Шолаков. Разве прозаик Несипбек Даутаев отстает от жизни, потому что живет в стране? Наоборот, когда спрашивают «кто у тебя есть?», разве не их вспоминают в первую очередь?! К тому же, в наше время, когда возможности распространения информации расширились, «старая книга» не будет похоронена. Будь то в Париже или в провинции, к писателю предъявляется только одно требование. Это – писать хорошо и без колебаний!

Вопрос мысли: – Какова песнь единственного филина, присевшего на купол вашей души?

– Песнь единственного филина – мой вечный спутник. Невестки в нашем краю называли филина «тергейтін»: «Муратали», «Птица Мурата». Мы выросли, видя, как невестки кланяются филину, когда он кричит. «О, святой народ ваших предков, как священны были ваши обычаи, как упорядочены были ваши понятия!» – волнуюсь я, вспоминая их… Сейчас развелось столько сумасшедших, которые кричат: «Ойбай, это ширк!», если поклониться не только птице, но и уважаемым после Бога – свекру и свекрови, деверю, золовке, невестке, и назвать их по имени… А мой филин будет сидеть и кричать у моего мавзолея даже после моей смерти. В этом нет сомнений. Только я молюсь, чтобы единственный филин не плакал, а больше смеялся. Потому что если он плачет – это к беде, если смеется – к добру. Обязательно! В этом отношении каждый человек – иброгасил. Одно из условий наличия филина над головой: священное дерево не должно превратиться в обугленное дерево! Если ты превратишься в обугленное дерево, птица Мурата улетит от твоей головы. Навсегда! И не просто улетит, а улетит, плача!..

Вопрос чувства: – Вы скучаете по Алматы?

– Разве есть человек, особенно писатель, который не скучает по Алматы?! Алматы – это «летний сад моей юности» или «летняя родина»! Однако, хотя я и приехал в Алматы в 17 лет, я так и не нашел того аромата и тоски, которые искал потом. Кто-то невидимый украл его: может быть, из Алматы, может быть, из моей груди… Тем не менее, человек, в чью душевную полость время от времени проникает нежный луч «летнего сада», не лишен сада…

Вопрос гнева: – «Солнце – нос Бога, правда, от обильного питья лицо краснеет…» В чем вина Есенина?

– Есенин в своем стихотворении «Небесный барабанщик», написанном в 18-м году, встретил «Казанскую революцию» так: «Да здравствует революция на земле и на небесах!..»

Однако вскоре зловещие образы чудовищ, скрывающихся под лозунгами «Равенство», «Единство», отразились в зеркале души поэта! После этого он бежал от сотрудничества с Лейбой Бронштейном (настоящее имя Троцкого)! Последующая жизнь поэта не была жизнью. В последние годы против него было возбуждено 14 уголовных дел, в том числе по статье «антисемит»! Ленин еще 25 июня 18-го года издал постановление об «антисемитизме» и защитил своих соратников законом. Есенин называл себя «Божьей дудкой». А известно, что такой человек никогда не станет пособником палачей. Этот благородный поэт, не говоривший лишних слов, отслужил тайную панихиду по безбожному обществу! В это время советская власть уже вынесла приговор великому поэту! Через образ «чекистов» в драме «Страна негодяев» (написанной в 22-23 годах) он изобразил Троцкого. «Пустая забава, – Одни разговоры. – Ну что же. – Ну что же взяли взамен? – Пришли те же жулики, – Те же воры и законом революции, – Всех взяли в плен». (Пустая забава и пустые слова. Ну что? – Все стало бессмысленным. – Пришли те же воры и по закону революции, – Всех взяли в плен. – Составитель – Автор Слова.) Мы тоже недалеко ушли от этой правды, сказанной Есениным. Разница в том, что преступления раньше совершались под лозунгом революции, а теперь – во имя независимости…

Моя поэзия здесь больше не нужна,

Да и, пожалуй, сам я

тоже здесь не нужен, –

если бы этот взволнованный поэт принял это близко к сердцу, разве он был бы Есениным, который в «вдохновенные» моменты кричал: «Уничтожьте большевиков! Спасите отечество!» А бдительность большевиков, их чуткость были хуже «синих шинелей» Лермонтова: в конце 1925 года в Москве проходил XIV съезд ВКП (б). 27 декабря, в день решающей битвы тройки Зиновьев-Каменев-Троцкий со Сталиным, в ленинградской гостинице «Интернационал» (Англетер) бесстыдные палачи погубили благородного сына! Самое ужасное позор – на следующий день после смерти поэта был составлен фальшивый акт. В качестве «свидетелей» выступили нанятые заранее люди, подготовленные в гостинице. На основании этого акта он был объявлен «самоубийцей» – самоубийцей! Началась кампания по навязыванию обществу этой злодейской лжи! Эту кампанию осуществили приспешники ЧК, превратившиеся в арабских болтунов – «избранные» злодеи, «друзья по перу» искреннего поэта… Это было чудовищное преступление, которое любая религия относит к тяжкому греху, – это было чрезвычайно отвратительное клеймо, наложенное на великого поэта нации. Те, кто отрекся от Бога, приняли это как «законное» деяние, но были и сыны нации, которые не смирились с такой клеветнической преступностью. Они много боролись, чтобы раскрыть правду о смерти поэта. Русские интеллигенты в эмиграции, такие как Н. Клюев, раскрыли многое. Тем не менее, общество, окутанное «железным занавесом», не шелохнулось. Многие поколения прожили, веря в этот «миф». Вот уже 91 год «прялка перевернулась», и эта борьба продолжается. Но пока – никто не в состоянии очистить поэта, верующего в Бога, в последние годы жизни особенно склонявшегося к исламу (перед началом очередных работ Есенин читал восточных суфийских поэтов, набираясь духовных сил и вдохновения!), от грязи тяжкого греха! Несмотря на все приведенные доказательства и факты, раскрывающие правду о смерти поэта, российские власти не проявляют никакого интереса. Непонятно, почему официальная Россия совершенно не желает выяснять тайну смерти великого поэта. Неизвестно, как долго продлится эта борьба… Поэт увидел «красноту» не только «носа», но и «зубов» «Бога». По моему мнению, в этом и заключается вся «вина» Есенина. А такие «грешные» поэты есть и сегодня…

Моя поэзия здесь больше не нужна,

Да и, пожалуй, сам я

тоже здесь не нужен, –

если бы этот взволнованный поэт принял это близко к сердцу, разве он был бы Есениным, который в «вдохновенные» моменты кричал: «Уничтожьте большевиков! Спасите отечество!» А бдительность большевиков, их чуткость были хуже «синих шинелей» Лермонтова: в конце 1925 года в Москве проходил XIV съезд ВКП (б). 27 декабря, в день решающей битвы тройки Зиновьев-Каменев-Троцкий со Сталиным, в ленинградской гостинице «Интернационал» (Англетер) бесстыдные палачи погубили благородного сына! Самое ужасное позор – на следующий день после смерти поэта был составлен фальшивый акт. В качестве «свидетелей» выступили нанятые заранее люди, подготовленные в гостинице. На основании этого акта он был объявлен «самоубийцей» – самоубийцей! Началась кампания по навязыванию обществу этой злодейской лжи! Эту кампанию осуществили приспешники ЧК, превратившиеся в арабских болтунов – «избранные» злодеи, «друзья по перу» искреннего поэта… Это было чудовищное преступление, которое любая религия относит к тяжкому греху, – это было чрезвычайно отвратительное клеймо, наложенное на великого поэта нации. Те, кто отрекся от Бога, приняли это как «законное» деяние, но были и сыны нации, которые не смирились с такой клеветнической преступностью. Они много боролись, чтобы раскрыть правду о смерти поэта. Русские интеллигенты в эмиграции, такие как Н. Клюев, раскрыли многое. Тем не менее, общество, окутанное «железным занавесом», не шелохнулось. Многие поколения прожили, веря в этот «миф». Вот уже 91 год «прялка перевернулась», и эта борьба продолжается. Но пока – никто не в состоянии очистить поэта, верующего в Бога, в последние годы жизни особенно склонявшегося к исламу (перед началом очередных работ Есенин читал восточных суфийских поэтов, набираясь духовных сил и вдохновения!), от грязи тяжкого греха! Несмотря на все приведенные доказательства и факты, раскрывающие правду о смерти поэта, российские власти не проявляют никакого интереса. Непонятно, почему официальная Россия совершенно не желает выяснять тайну смерти великого поэта. Неизвестно, как долго продлится эта борьба… Поэт увидел «красноту» не только «носа», но и «зубов» «Бога». По моему мнению, в этом и заключается вся «вина» Есенина. А такие «грешные» поэты есть и сегодня…

Вопрос фантазии:

– Это прибило глухоту к камню,

Безмолвие скрывает безбожие,

Когда вороны падают с неба?..

– Этот вопрос – несколько измененная версия стихотворения Артюра Рембо, которое я перевел. Действительно, сейчас для слышащего уха все, абсолютно все не молчит: и камень, и дерево, и птица, и животные – все вопиет, призывая к истине Аллаха! Почему-то только люди не слышат! Кто знает, может быть, это одна из таинственных загадок сегодняшнего «Первого Апокалипсиса», которую мы не можем постичь?.. Вороны именно в это время «падают с неба». Не просто падают: падают, «восклицая Аллах!» Но это не то, что никто не слышит, а то, что никто не хочет слышать! Потому что мозг забит мхом, а кости – шерстью! Мы забиты еще при жизни. Свои размышления на эту тему я написал в стихотворении «Вороны». Желающие могут найти и прочитать его в социальных сетях.

Вопрос разума: – Представление к награде – прекрасный способ посеять раздор среди уважаемых людей страны…

– Почему это должно быть так? Например, меня в этом году выдвинули на высшую награду. Я не прошел первый тур. И что, зачем мне «где-то» раздеться и выплеснуть свой смех или гнев?! Зачем мне «ссориться с мертвыми» и «обмениваться рукопожатиями с живыми»?! Не знаю, как насчет других, но я хорошо знаю, что у меня нет права так поступать. Если не получу в этом году, получу в следующий раз, а если не дадут – то и дальше моего деда! Государственная премия – это не надгробный памятник на моей могиле, а жертва моего уважения и привязанности!.. У казахов есть выражение «человек, с которым сто раз встретишься». И нет казаха, с которым не встретишься сто раз. Потому что у него есть «торжественный праздник, земляная смерть», «неразделенный удел» – общий дастархан. Что переживут там те ничтожные люди, которые ради пустяков копают себе яму и могилу, пишут жалобы, собирают «группы», тревожат духов своих дорогих людей, оскорбляют предков друг друга?! Как сказал Расул Гамзатов, «иногда бывает и так»: двое, которые вчера враждовали так, что не могли видеть друг друга, сегодня становятся родственниками, когда сын одного женится на дочери другого… Это сегодняшнее… Даже если этого не произойдет, разве не должен каждый здравомыслящий человек думать о своем Завтра, о репутации и чести своих потомков? Даже если не встречаешься сто раз, стоит ли эта Премия того, чтобы «сделать врагов друзьями, а близких – чужими»? Разве такое злобное мышление не является недостатком, не загрязняет ли оно сердце? В какую баню ты пойдешь, чтобы отмыть эту грязь?! И имеют ли право такие люди называться «уважаемыми людьми страны»? Таково мое мнение о «премии». На вопрос «Нужна ли вообще премия?» я не могу ответить. Это дело государства. Государство до сих пор не решило ни одного своего дела со мной, и я не думаю, что будет делать это в будущем…

Вопрос разума: – Из ваших слов видно недовольство мнениями из последнего интервью Р. Отарбаева. Так ли это?

– Давайте проясним одно: у меня нет низменного намерения сказать: «Люди набросились на это, и я тоже присоединюсь». Превозносить тех, от кого ожидаешь выгоды, и злословить тех, от кого ее не ждешь – это отвратительная лицемерия. Я не говорю за спиной то, чего не могу сказать в лицо. Это мой принцип. Поэтому я должен высказать свое мнение по поводу этого пронзительного интервью. Я хорошо знаю хозяина интервью. Мы много сидели за одним столом, много путешествовали вместе. Он знает меня, я знаю его очень близко. Сейчас ему 60 лет. Он опытный писатель. Не знаю его драматургии. Говоря «60», человек становится аксакалом не только в 60 лет. Есть старая поговорка: «В 30 лет – грудастый аксакал, в 40 лет – колокольный аксакал». И я не сомневаюсь, что «все старое – святое». Один из них, Махамбет, сказал: «У кого нет старшего, – тот младший будет дураком!» В Мангыстау жил ученый-геолог, мудрец Оразмагамбет Турмагамбетович. Советская власть арестовала его в Иране и в секретном порядке заставила заниматься геологоразведочными работами, а затем расстреляла. Об этом написал в своем романе известный писатель Аскар Алтай. Один из двух сыновей этого человека, живших в Иране, аксакал Шарги (умер в 2009 году в возрасте 87 лет), сказал мне в 2008 году: «Отец оставил мне в Иране малочисленных казахов на попечение в 16 лет, вот уже 70 лет я прихожу в страну как аксакал. Слава Аллаху, за эти годы я не дал ни одного казахского ягненка стать добычей краснолицых или туркменов!» Он был благородным, похожим на святого, храбрым человеком, царство ему небесное. Услышав это, я понял смысл поговорки предков: «Будущий ребенок скажет «я глава» в пятнадцать лет». Имею ли я право ожидать содержательного разговора и мудрого мнения от шестидесятилетнего старика?..

Мой уважаемый младший брат Айдос Сарым, чье мнение я уважаю, по поводу упомянутого интервью высказался так: «Писательство – не религия. Магауин – не Кааба. Для писательства, творчества этот процесс даже полезен… Упадок нашей современной литературы – от отсутствия критики. Если бы я мог, мне не нужен был бы и объединенный Союз. Пусть будет сорок союзов, сто организаций. Пусть пожирают друг друга, критикуют не щадя, пусть поднимается пыль в небо от критики! Это лучше, чем сегодняшнее болото, воняющее навозом», – высказал он свое мнение. Это сказано от отчаяния. По моему мнению, в этом мнении есть как согласные, так и несогласные стороны. Сколько бы мы «ни поднимали пыль в небо», мы ни на минуту не должны забывать, что мы казахи и несем ответственность перед нынешним и будущим поколением! Правда, что мы стоим на месте из-за отсутствия критики, но эта критика должна быть справедливой, свободной от наглости, союза, хвастовства, позерства, вымогательства, мести, самоуверенности, лицемерия и трайбализма, групповых интересов, и, если нужно, артистизма! А в нынешнем состоянии, «голова – бурлящее море, ноги – море, собачий глаз не различит дым» (это часто говорил покойный мой дедушка в таких ситуациях), сможем ли мы создать такую атмосферу в мире литературы? Мы не сможем выбраться из «воняющего навозом болота», перепрыгнув через него, как через мост; если и выберемся, то только вооружившись Знанием и Умением, Разумом и Человечностью, Совестью и Добродетелью, одним словом, Справедливостью, напоенной Верой. Слово «литература» означает «учение о благопристойности». Если писатели, создающие литературу, хотят продолжать вести себя непристойно, я советую им дать своим уродливым мирам названия вроде «желание» или «что-то», но только не «литература»! Потому что вращение вокруг литературы без добрых намерений никому, и в первую очередь народу, не принесет добра. Здесь дело не только в Магауине. Хозяин интервью отрицает всю казахскую Духовность! Если следовать его пониманию, стотомник «Слово Предков» – это всего лишь сборник пустых, потопных слов, и наследие жырау никому не нужно! Потому что они якобы не нужны Европе и миру! Все наше наследие – это будто бы очень ограниченный народ, не превышающий трех томов. Абай не стал известен за рубежом. Кажется, его «Путь Абая» можно без сожаления выбросить в мусорное ведро! Потому что «сколько бы его ни рекламировали и ни впихивали, его все равно не будут читать»! Классики казахской литературы: А. Кекильбаев, О. Букей, Т. Алимкулов – всего лишь «неудачные суррогаты» русской и европейской литературы; М. Магауин – человек, называющий себя писателем «сломанным предложением без начала и конца», и вор-плагиат; А. Сулейменов и О. Нургалиев – литературные тени, не достигшие своих целей, прожившие жизнь впустую. Повторюсь, меня не волнует личность писателя, дающего интервью, но невозможно оставаться равнодушным к таким «грубым» намерениям и мнениям. Потому что это процесс, который не ведет к добру. Мы знаем, что после обретения Независимости в нашем духовном мире шла тайная черная волна «разрушения идолов». За ней стоял коварный план, подготовленный извне, чтобы не осталось ни одной личности, на которую нация могла бы опереться и на которую поколение могло бы с надеждой взглянуть. Под этим напором некоторые юноши остригли бороды аксакалов, поссорились со старшими, напали на грудь, поднялись на вершину, и, наконец, враг достиг своей цели. Сегодня не осталось ни одной личности, которую уважал бы весь наш народ, ни среди мертвых, ни среди живых! Например, даже если мы вышли из безбожного общества, разве четверть века назад, то есть на момент обретения Независимости, был казах, который не уважал бы Султана Святых Х.А. Ясауи? Мы видели, как даже атеисты-коммунисты называли своих детей «Кожахмет»! А что теперь? Если спросить «суфиев», «историков-накшбандитов» (религиозно-политическая организация со штаб-квартирой в Лондоне): «Путь Ясауи остановился 500 лет назад, вместо него пришла история Накшбандии», – они начнут распевать. Тогда и ты, имея душу в груди, задашь встречный вопрос: «Эй, дорогой, если истинный путь Аллаха остановился на полпути, какая ценность остается в твоей религии?! Если так, то зачем наш Святой Пророк перед 33 тысячами сахабов передал Курман Арслан-Бабу (Салмани Фарси)?!» – ответа нет… Мне случайно попала в руки «рукопись» какого-то бейнеуского человека. Там есть «история-генеалогия» накшбандитов, напечатанная на компьютере. В этой «генеалогии» нет Попечителя Завета, Святого Ахмета Ясауи! Следовательно, это искусственная, фальшивая вещь, собранная вручную! Этот негодяй где-то вписал шариковой ручкой «Бекет Мырзагулулы», а через четыре-пять человек – «Ержан казирет Толегеновулы». В более поздних компьютерных версиях два наших предка были «надежно вписаны» в упомянутую фальшивую генеалогию и широко распространяются. Цель здесь – особенно «включить» в свою историю двух святых, очень почитаемых в Мангыстауском регионе, чтобы те, кто последует их «пути», стали многочисленными. Я много работал со священными старыми книгами-рукописями, и, опираясь на их истины, говорю: те, кому это не понравится, пусть называют это предсказанием или пафосом, но скоро наступит Рассвет Истины. Тогда эти «цепочки-генеалогии» порвутся, как гнилая нитка! И уже не будут восстановлены! Это – первое. Теперь, что говорят другие «бородатые торговцы», которые хотят учить казахов религии? Всем известно, что все, начиная от певца в парламенте, который «восклицает Аллах», до бывшего участника айтысов на «зеленом канале», стремятся разрушить этот синий купол? Не торопитесь, этот Синий Купол, даже если бы сам Черняев, присланный царем, стрелял из всех своих пушек, не смог бы его разрушить, и им это не удастся, иншалла! Мы упомянули Святого Султана, известно, что он написал 4400 хикметов «по повелению Аллаха». Тысяча из них – о шариате, тысяча – о тарикате, тысяча – о марифате, тысяча – о хакикате. До нас дошел «дафтар-сани» («вторая тетрадь»), или его хикметы о тарикате. У Аллаха три Корана. Один – сам священный «Калям-Шариф», второй – хикметы Х.А. Ясауи (дан тюркскому народу), третий – «Маснави» Мауланы Руми (дан персидскому народу). Мне посчастливилось перевести на современный казахский язык хикметы Святого Султана и его ученика Сулеймена Бакыргани, а также книгу Софы Аллаяра «Сабатул гажезин» («Сила бессильных»). Все эти труды до установления советской власти были книгами, которые читали у изголовья каждый казах. Это – три тома! Работая над переводом этих трудов, я понял, что каждая их капля – это каусар, каждая буква – это жемчуг! Это жемчужины духовности, которых жаждет не только казах, но и все человечество! А погрузиться в глубину каждого тома «Слова Предков» и постичь его тайну – невозможно для человека с поверхностным мышлением. Талантливый писатель-драматург Нурлан Ками в прошлом году в одном разговоре сказал: «Недавно я начал читать один том «Слова Предков», который попал мне в руки. Я плавал по мировой литературе, но никогда не погружался в такой бездонный и удивительный океан! После этого я решил, что даже если продам все свое имущество, сто томов «Слова Предков» должны стоять в моем доме». Вот слово сердца человека, постигшего тайну священного наследия!.. Я – грешник, который пытался читать и постигать наследие жырау («говорю «грешник», потому что, чем глубже я погружаюсь в тайны этого наследия, тем больше понимаю, что сам еще не достоин называться «человеком», «гражданином»). Я совершенно убедился, что в тех произведениях, как говорит хозяин интервью, нет ни одного пустого слова, ни одного необоснованного мнения. Все это наследие Предков – сырье, которое формирует из ничтожного-жалкого-образа, называемого «грешник» («банд» – персидское слово, означающее «побежденный»), «человека», «личность». Америка, Европа и Восток давно начали исследовать наше духовное наследие. Я знаю из конкретных данных, что в этом направлении работают целые институты и фонды, не говоря уже об отдельных личностях. Они, наконец, осознали, что, не достигнув того, что скрывается за этими наследиями, они отрываются от Бога и начинают гнить. Я не буду перечислять признаки этого гниения, каждый здравомыслящий человек знает: «Этот болото и нас поглотит…» Это горе каждого здравомыслящего казаха, который заботится о будущем своей нации… Если мы сами не поймем своего наследия и будем пренебрегать им, кого нам винить?

По моим собственным подсчетам, Духовное Сокровище казахов достигает не 100, а 500 томов, если не сдерживаться. Возможно, мое нынешнее «пафосное» слово снова кому-то не понравится, но человечество вскоре выразит безмерную благодарность казахскому народу за то, что он сохранил и передал такое море наследия, которое приведет Сына Человеческого к совершеннолетию, и все будут соревноваться в изучении Великого Казахского Языка! Я берусь за перо только для того, чтобы сказать нужные казахам слова, и верю, что если я смогу это сделать (если не смогу, то вина будет на мне!), то рано или поздно это обязательно послужит и человечеству! Это не предсказание, это истина, которую со временем все увидят. Любой, кто ищет глазами сердца, сам убедится в этой истине, но, увы…

А наследие Абая и «Путь Абая» – это наш священный источник, который будет существовать, пока существует мир. Нельзя позволять прошлому и настоящему запятнать и замутить их! Лично я читаю стихи Абая и книгу «Тастик» раз в месяц, а «Путь Абая» перечитываю каждые 5 лет. Они расширяют мою грудь, а чем шире грудь, тем меньше мир кажется тесным…

Правда в том, что все истинное сокровище находится в руках тех, кто его держит, в зубах тех, кто его кусает, и уходит. Это казахские писатели, которые принесли Независимость. К этому священному делу не имеют никакого отношения нынешние воры и мошенники. Потому что нечестивые не могут осуществить священное дело. Духовные лидеры нации готовили и совершенствовали народ внутренне, а когда он достиг зрелости, они «кричали на площади Желтоксан», требуя «свободы» у демонической силы, убивающей души! Каков был последующий результат, известно. На вершине этих гигантов на поле боя, вместе с многими другими выдающимися личностями, стоят: А. Кекильбаев, Т. Алимкулов, О. Букеев, М. Магауин, А. Сулейменов, О. Нургалиев. Показавшие необъятность казахской мысли, глубину слова, возвышенный полет духа: «Конец легенды», «Бездна», «Кюй», «Хикая Ханшадарии», «Один пучок жиде», «Птичьи крылья», «Байгеторы», «Уркер» и «Елен-алаң» и др. (произведения А. Кекильбаева); «Караой», «Черный ястреб», «Саржайлау», «Песнь Сейтека» и др. (произведения Т. Алимкулова); «Чертов мост», «Атау-кере», «Где ты, мой гнедой жеребенок?», «Камшыгер» и др. (произведения О. Букеева); «Аласапыран», «Кокмунар», «Шакан шери», «Сары казак», «Кыпшакская красавица», «Отрезанная голова – живой тулуп», «Муравьиная бойня» и др. (произведения М. Магауина); «Бесатар», «Адаскак», «Четыре доски – намазлык», «Девушка-вдова – сокращение штатов», «Месть», «Ерулик», «Седьмая палата» и др. (произведения А. Сулейменова), «Последняя весна войны», «Афинская школа», «Гомер и Жамбыл», «Мертвые бодрствуют, почему спят живые?», «Адайстан – Казахстан» и др. (произведения О. Нургалиева) – чтобы одним махом, без всяких доказательств, вычеркнуть такие основательные произведения: «неудачные суррогаты европейской и русской литературы», или сделать их никчемными, как говорит хозяин интервью, нужно иметь «полное тело, наполненное злобой, неиссякаемой ненавистью, неразрешимым гневом»?.. Если с таким намерением мы будем выбрасывать этих писателей в мусорное ведро, то давайте и все произведения казахских писателей будем очернять, говоря: «Судыр Ахмет напоминает Щукаря Шолохова», «Правая рука» и «Фронт Разума» похожи на «Чужое лицо» Кобо Абэ», и найдем «оригиналы» в мировой и русской литературе, и избавимся от всех них!.. Нет, критика не должна быть такой. По данным исследователей литературы, в мировой литературе всего 35 сюжетов-фабул. Все произведения, рождающиеся рано или поздно, связаны этой цепью, но даже в этих узких рамках рождаются удивительные произведения, устремленные в бесконечность. Многослойная история казахов, их духовный зрелый мир, таинственная психология кочевников, совершенно чуждая оседлым народам, самый богатый язык среди всех народов мира – все это, пройдя через сердца только казахских писателей, путешествует в грудь человечества. Труды писателей, которые хозяин интервью одним росчерком пера вычеркнул, имеют неизмеримую ценность в выполнении такой великой миссии! А. Кекильбаев в своей статье «Почему Пушкин не написал о «Мертвых душах»?» дал такую оценку выдающейся поэме И. Жансугурова: «Кюйши» – это один из недосягаемых, величественных куполов в казахской литературе, вознесшийся особенно высоко по значению, смыслу, мастерству и воздействию. Это – великая победа поэтической мощи нашего народа». Все упомянутые выше произведения также имеют полное право на такую оценку!

А если говорить о том, почему наше столь ценное наследие не стало общечеловеческой ценностью, то это другой вопрос. Во-первых, это связано с тем, что мировоззрение потомков Абыла и понимание мира семьи Кабыла совершенно различны; во-вторых, возможно, другие языки не могут передать изгибы и просторы казахского бесконечно богатого языка и тонкости мышления кочевников; в-третьих, нынешняя политическая власть совершенно не заинтересована в том, чтобы казахский духовный мир ярко проявился, чтобы великий язык занял подобающее ему место!

Если действительно все казахские писатели до него были «неудачными суррогатами», а только хозяин интервью достиг вершины мастерства, то «единственный писатель с литературным агентом в Казахстане, чьи произведения переведены на многие иностранные языки», давно бы получил Нобелевскую премию, как Мо Янь, или, по крайней мере, был бы известен на уровне Харуки Мураками, которого он не ставит ни в грош. Нет, к сожалению, до нас не доходят радостные вести о том, что «мировые читатели падают и умирают у ног такого казахского писателя»! Если бы такие вести дошли, мы были бы рады, хотя и не стали бы приносить в жертву ему всех казахских писателей, живых и мертвых. Следовательно, дело в другом. Как бы он ни причитал и ни метался, говоря: «Богатый, художественный язык казахов умрет вместе со мной», Великий Казахский Язык не умрет, кто бы ни умер! Как сказал мой брат Медет: «Мы выжили, когда умер Абай, и не погибнем, когда умрет Калбай!..»

Я не считаю себя единственным наследником или скорбящим по Абишу Кекильбаеву. Тем не менее, я один из учеников, стремящихся узнать и понять этого мудрого старшего брата. Я с тоской вспоминаю, как он много раз гладил меня по голове и как он нежно целовал мою руку, будучи полным гордости. Он был человеком с великим сердцем. Он говорил: «Я не теряю надежды даже на проклятых казахов, потому что, возможно, в их чреве находится будущее моей нации», царство ему небесное. Он прощал даже бесстыдных, которые плевали ему в лицо, и тех, кто изливал свою желчь на самую священную – святую землю, ради великой цели нации! Его широта была такова, что он без всякого притворства открывал им дорогу. Я знаю, что один писатель, который при жизни (и до сих пор!) злословил Абиша за его спиной, когда ему понадобилась Госпремия, пришел к нему, заискивая, и решил свой вопрос. Тогда я был молод, «красен», услышав это от кого-то, и по человеческой слабости сказал Абишу-ага: «По крайней мере, напомните ему о его поступках, и он, чтобы получить премию, согласится на все». – «Он талантлив», – одним словом он успокоил меня (к сожалению, в нынешнюю парализованную эпоху само это качество – «талант» – уже не может служить показателем человечности). С тех пор, сколько бы я ни пытался найти в себе пример Абиша, мое тело устало, мой разум остр, и вот, на этот раз я снова сказал кое-что. Но весь казахский народ должен помнить, что нельзя пренебрегать Святостью и Почтением! Даже если ты «безголовый всадник», не говоря уже о «путешественнике на одном коне»! Только тогда наш огонь загорится ярко, только тогда друг возвысится, а враг уменьшится. Процветание ждет и литературу, и общество…

Вопрос разума: – Отарбаев написал ответ на это интервью и извинился…

– Да, дети прислали по WhatsApp. Я посмотрел, ничего «нового» не нашел. Только два момента особенно запомнились. Первое: «Куда приведет казахов горе, когда они, разделившись по родам, воюют против собственного народа?!» Этот вопрос я бы задал самому хозяину интервью. Второе: «Эх, мы не народ…» – это «мнение», нет, приговор! Здесь у меня снова возникает вопрос: почему казахский народ, который выжил, «восклицая иллаллах», в бурях древних времен и пожарах прошлой жизни, молчал, когда хозяин интервью разрушал окно его Священного Дворца, – и должен быть «народом», а когда большинство людей высказывает свое мнение по поводу его явно ошибочных суждений, он должен «не быть народом»?.. «Нет предела мудрости и невежеству», – говорили мудрецы, я подумал, разве нет предела и эгоизму?

II

Вопрос мысли: – Допустим, на вашу почту пришло письмо с надписью «Величайшему поэту народа». Оставили бы вы его себе или отправили бы другому поэту, как Гюго? И кто бы был этот «кто-то»?

– В. Гюго – умный человек, и у него стоит учиться. Я бы без колебаний отправил это письмо на электронную почту моего старшего брата Есенгали.

Вопрос чувства: – В чем ваша скорбь?

– «Скорбь» – это слишком сильное, жестокое и опасное слово с эмоционально-экспрессивной окраской. Если нация независима, если она сама является хозяином своей земли и страны, если ее язык – на скрижали, а религия – истина, то у такого человека не должно быть скорби. А личные заботы и печали случаются…

Вопрос гнева: – Является ли написание стихов утешением от невозможности умереть?

– До невозможности умереть, это должно быть отчаяние самоубийцы, желающего умереть раньше своей смерти… Но что поделать, сегодня это стало «товаром для обмена» у «торговцев словами» на рыночной ярмарке.

Вопрос мысли: – У вас наверняка есть сокровенные желания, сидя у черного камня Кюльтегина. Что бы прошептало сердце-кобыз у могилы предка?

– Я бы рыдал так же, как в моем стихотворении «События, произошедшие с Насыром и Назым у могилы Кюльтегина», вместе с ночным черным дождем! Сердце-кобыз в таком настроении смотрело бы так же, с тем же звуком… Возможно, выйдут другие и вынесут «приговор»: «Консерватизм Магауина и ваш, для нынешнего поколения или для мира и Европы, не имеет никакой ценности!» Тем не менее, в конечном итоге станет ясно, что у человеческой цивилизации нет другого пути, кроме того, что мы стремимся к летним пастбищам.

Вопрос гнева: – Бывали ли случаи, когда вы сталкивались с враждебностью со стороны близких вам людей? Что вы чувствуете в таких случаях?

– А, такие случаи часто случались. Не буду отвечать за всех, но если взглянуть на свою жизнь, это похоже на явление, которое повторяется при переходе на каждую ступень жизни. Испытание возлюбленной – точильный камень для души.

В поэме Мукагали «Брат, я жив» говорилось: «Привет, брат, из архива души поднялась пылинка, оставленная тобой». Не знаю почему, но мне приходят на ум эти строки и один неприятный случай, произошедший со мной в конце 90-х. Один брат, которого я почитал, позже «напал на след», «не оставил следа». За то, что я сказал «нет» его грубым действиям, брат, видимо, решил опорочить мою биографию и подал на меня заявление в КНБ. Это заявление, состоящее из шести полных страниц, содержало такие грязные клеветы, как «трайбалист», «создатель адайского клана» и т. д. Один из моих подчиненных, который тогда был рядом со мной, написал «донесение» на пяти страницах в качестве «свидетеля». Слава Аллаху, мне в руки попал тайный план «клана», который этот клеветник составил своими руками, собрав своих соплеменников, написанный красными чернилами. Я сделал несколько копий. Две оставил себе «на память», а один экземпляр предложил парню, который вел допрос, и задал ему вопрос: «Ну и кто же теперь «трайбалист», брат мой?!» Сотрудник учреждения, лицо которого было очень холодным, рассмеялся и сказал: «Простите, можете идти, брат». Вот такие люди встречаются, которые пытаются скрыть свою грязь на других и использовать кого-то как мост для достижения своих низменных целей. Однако я не сломлен и не потерял надежду, поэтому надеюсь, что «одна моя сторона открыта». В целом, человек живет Прошлым и Настоящим, а Будущее – это всего лишь зеркало, в котором отражаются эти два облика. Если твое прошлое – черное, а настоящее – черные отбросы, то нет никакой целостности у зеркала Будущего. Если луч твоего сердца не проникает туда, то это не зеркало, а бездонная черная бездна! Что ты можешь сделать с прошлым, самая великая борьба должна вестись хотя бы для того, чтобы осветить лицо твоего настоящего…

Вопрос разума: – «Чтобы быть признанным, нужно превратиться в статую», – говорит Отежан. Это – закон?

– Чтобы превратиться в статую, нужно что-то совершить?.. Есенгали в одном интервью сказал: «Возможно, не все читатели Шаханова знают меня». Это правда! Многие не знали, что Отежан – великий поэт, и до сих пор мало кто его знает, но все же были те, кто знал, и этого было достаточно… Это закон, потому что тех, кто ценит благородное, всегда мало. Затем, когда поэт уходит из жизни, его недостатки, которые при жизни «бросались в глаза, как кость глаза», превращаются в красивую легенду. И тогда к славе немногих знавших присоединяется слава многих незнавших, и изваяние поэта формируется. Говоря об Отежане, да упокоит Аллах его душу, он мог сказать о ком-то нелестное мнение, а затем с нежностью вспоминать о нем. Говорят, он слушал песни Елдоса по кассе ночью и рыдал два-три часа. Он говорил: «Если я плачу, я очищаюсь». Покойная Куляш-апа говорила: «Когда Отежан плачет, его дочери смеются: «Папа скучает по родине». Дочери правильно заметили, что поэта заставляют плакать только безграничная тоска по Истинному Отечеству – Источнику! А мы не плачем, если нас не бьют…

Вопрос фантазии: – Мудрость мира – искусство, выдуманное дьяволом красноречия…

– Это не так. «Мудрец» – это синоним слова «хаким». А «хаким» – это владелец хикмета, то есть божественной мудрости. Человечество, познавшее Истину, считает мудрым только такого человека. Например, мусульманский мир называет святого Сулеймена Бакыргани «Хаким-Ата», а казахи – «Золотой хаким Абай». Следовательно, те, кого многие люди считают «мудрыми», могут оказаться далекими от того значения, которое вы называете, когда их взвесят на весах Истины…

Вопрос мысли: – «За поэтами следуют развратники». Кто такой поэт? Каким должно быть стихотворение?

– То, о чем вы говорите, – это 224-й аят суры «Шуара» священного «Калям-Шарифа». Он продолжается так: «Разве ты не видел, что бродящие по земле следуют за ними? Поистине, они говорят (свидетельствуют) о том, чего не делали. Но те, кто уверовал и творил добро, кто много поминал Аллаха, кто отомстил после того, как им причинили зло (врагу), – другие. Те, кто творил зло, скоро узнают, какой участи они подверглись». Здесь «творящие зло» – это инси, то есть служители иблиса – человеко-дьяволы. Вот это – незыблемое правило, данное поэтам от безупречного Творца! Следовательно, поэт (писатель), не познавший Истину, – вождь развратников. А те, кто ведет войну с врагом, то есть с двумя силами, влекущими человека ко злу – шайтаном и нафсом, посредством поминания Аллаха, – это глашатаи истины. Здесь кроется истина слов Абая: «Творец твой безупречен, уподобляйся Творцу». Стихотворение, исходящее из сердца, укрепившегося в вере на этих основных принципах, – это истинный шахкар!

Вопрос чувства: – Кого вы первым встретите, когда отправитесь в Кенсай?

– Мукагали и Жумекен, а затем Баукена.

Вопрос гнева: – Принятие религии – это не принятие арабскости. Что делать с крайними реформаторами, которые хотят обойти путь предков?

– Бред салафит-ваххабитов – это не религия и не арабскость. Это политическая доктрина, созданная злобными ордами. Они работают по одному сценарию. Прежде всего, они нападают на национальные ценности, изгоняют истинных суфиев – носителей ладуни-ильма, подчиняют себе ближайших родственников правителя или авторитетных для нации людей, и таким образом достигают своих целей. У нас уже многие участники айтысов, журналисты, певцы, спортсмены, даже политики, банкиры попали в эти кровавые руки. Конечная цель ваххабизма: превратить твою страну в кровавую свалку! Несмотря на то, что салафиты сеют смуту в нашей стране уже много лет, из-за того, что они пустили слишком глубокие корни, власть не может принять Закон, который бы пресек их деятельность. Недавно мы прочитали в СМИ, что один чиновник КНБ заявил, что «законодательные статьи против хиджаба и никаба не будут введены». По моему мнению, неслучайно салафит-журналист Даурен Куат сказал: «Нас поддерживает КНБ!» или Тазабеков возмущенно заявил: «Те, кто указывает на нас пальцем, играют с огнем!» Ваххабиты хотят перенести в Казахстан смуту, которую они устраивают в Афганистане, Пакистане, на Кавказе, в Ираке, Египте, Тунисе, Алжире, Ливии, и, наконец, в Сирии! Их цель – и у «мадхалитов», стремящихся называться «умеренными» и проникающих в общество, и у «суруритов», состоящих из бесстыжих, и у «такфиритов», лишенных корней – только это! Однако «рога дьявола» будут окончательно сломаны на нашей святой земле! У меня много доказательств этому. Приведу только одно: в одном хадисе наш благословенный Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Сейхун уэ Джейхун мин әнһарил жәннаһ!» (Сырдарья и Амударья – реки рая!), тем самым предвещая грядущий Рассвет Истины, или указывая на то, что Рассвет, которого мы ждем, наступит из земли Мавераннахра (внутренняя часть двух рек). Нет сомнений, что Актанж Аллаха наступит рано или поздно, однако Власть должна твердо помнить, что она не позволит салафитам захватить Казахстан, расположенный между двумя гигантами – Китаем и Россией, сжимающими ее как две легкие. Ведь они могут предпринять решающий шаг не ради нас или казахов, а только ради своего собственного кресла, не так ли?! Скажу прямо, если эти два гиганта займутся «решением» этого острого вопроса в Казахстане, то «прощай!» Резюмируя, эти злобные течения – это не только бедствие для казахов, но и катастрофа для человечества! Я не буду перечислять бедствия, которые пережила казахская община в прошлом веке. Но и это бедствие обязательно принесет свою долю. Наша цель: выйти из этой губительной беды как нация, как государство, с наименьшими потерями…

Вопрос фантазии: – Самый легкий способ убить поэта…

– Я тоже мог бы отделаться ответом Луция Аннея Сенеки: «Убить молчанием», но «молчание» окружающих и литературного общества обо мне меня совершенно не волнует. Самое страшное наказание для поэта – это когда твой намек, твой жест не понимает твой народ, вот тогда в твоей жизни не останется никакой ценности…

Вопрос разума: – Как вы оцениваете будущее нашей Родины, «отравленной в Тюрьме Независимости»?

– На это я уже ответил выше: горы Казахстана станут дверью для героев, а степь – колыбелью Золотого Века!

Вопрос мысли: – Чем казахские поэ

На сегодняшний день судьба казахов балансирует между «бытием» и «небытием». Разве весы судьбы так сильно колебались раньше, даже во времена недавних Зауала и Наубета? Ведь грядущие угрозы имеют зловещий облик, огромный вес, леденящее дыхание и стремительный ход! Сами злонамеренные эксперименты, проводимые над казахской нацией, ужасают. Мы говорили об угрозе религии. За четверть века мы позволили великому языку казахов лишь заглядывать в дом. Если говорить о позоре в системе образования – язык горит, а если не говорить – душа! Проблема земли вчера дала почувствовать нам вплотную вой ледяного ветра «китайской угрозы», которая сотрясает весь мир. Мы начали улыбаться, услышав о «пятилетнем моратории», но разве скроем, что известие о «51 предприятии» ударило, как порыв ледяного ветра, и заставило наши сердца трепетать? Вот, несмотря на все это, в нашей «лаборатории мира и дружбы» чужие народы не вмешиваются, но казахи, чья грудь жива, открыто выражают свое мнение. Некоторые уже успели попасть в тюрьму лишь за то, что не смогли равнодушно отнестись к независимости своего народа. Целые коллективы, включая Союз художников, Союз композиторов и другие, выражают свое несогласие с ошибочной политикой. Если рассуждать логически, Союз писателей, который должен быть впереди всех, чем занимался в такой сложный момент? Сначала 443, затем 555 человек написали «открытое письмо» Президенту! Зачем? Только для того, чтобы защитить кресло человека, который руководил Союзом 26 лет! Какой смысл после этого быть в Союзе, доведенном до такого жалкого состояния, и какой смысл быть в рядах этих «писателей»?! Таким образом, мой Союз, подобно многим ценностям, которые сейчас закрывают глаза, умер! Воскреснет ли он, или исчезнет навсегда, я не буду предсказывать…

Вопрос от Кияла: – Кто гарантирует, что время не поглотит стихотворение «Ел оқыған – Жел оқыған»?..

– Позвольте мне ответить на это из моего дневника: «23 ноября 92 года. В издательстве «Жазушы» вышла моя первая книга под названием «Аруана», такая же скромная, как «Кудай кульше». Тем-акаң Медетбек привез три авторских экземпляра из Алматы… Одному из них, Абу-Мурату Базарханулы, который первым поздравил меня в областной газете, я подарил со следующей надписью:

Потрогав обложку книги,

Не будет судить Абай, мудрый Касым.

Это дверь в завтрашний Белый дворец,

Я дарю тебе пока ее тонкую копию!..

В качестве талисмана я поставил ее рядом с двухтомником Абая на книжной полке. Таким образом, мой крошечный «первенец» оказался зажат между толстыми томами. Сколько времени он пробудет рядом с великими?..» Я до сих пор этого не знаю, не буду устраивать себе «похороны», знаю только, что буду искать то, чего нет, пока перо не выпадет из моих пальцев. Этого нет: это останется как потеря казахов…

Следователи: – Спасибо за ваши откровенные ответы на наши вопросы!

– Да ниспошлет милостивый Аллах каждому из нас такое же «спасибо» от всех «следователей» (в обоих мирах)!

Портал «Ұлт порталы»

Previous Post

Единство и компетентность в гармонии

Next Post

Большой вклад учителя

Next Post

Большой вклад учителя

Свежие записи

  • Каким будет курс золота в 2026 году – прогноз эксперта 15 декабря, 2025
  • Курс тенге к доллару в 2026 году: прогнозы экспертов и неожиданные тренды 15 декабря, 2025
  • Что ожидает экономику Казахстана в 2026 году? – мнение эксперта 15 декабря, 2025
  • «Сжёг из ревности»: в Петропавловске мужчина приговорён к 25 годам за убийство гражданской жены и двух друзей 15 декабря, 2025
  • Павлодарская пенсионерка перевела 2 млн тенге мошенникам, думая, что «возвращает деньги государству» 15 декабря, 2025
  • Сколько дней отдыхают казахстанцы на День независимости и Новый год? 12 декабря, 2025
  • Какие важные мероприятия пройдут в Алматы ко Дню независимости? 12 декабря, 2025
  • Какие имена были самыми популярными для детей в 2025 году? 12 декабря, 2025
  • В стране раскрыты крупные преступления, включая торговлю детьми и «элитный эскорт» 12 декабря, 2025
  • В Акмолинской области религиозная группа пропагандировала «свободные половые отношения» (ВИДЕО) 12 декабря, 2025

Рубрики

ULT TV U magazine Актуальное Без категории В мире Вторая Республика Год рабочих профессий Духовность Защита Интересное Комментарии Культура Национальная история Национальное искусство Общество Политика Постtimes Преступление Регионы Спорт Экономика и бизнес
Құрылтайшы: «Tengri Gold» ЖШС
2012-2021 © Ұлт порталы
ҚР Ақпарат және қоғамдық даму министрлігі Ақпарат комитетінің №KZ71VPY00084887 куәлігі берілген.
Авторлық және жарнама құқықтар толық сақталған.

Сайт материалдарын пайдаланғанда дереккөзге сілтеме көрсету міндетті. Авторлар пікірі мен редакция көзқарасы сәйкес келе бермеуі мүмкін. Жарнама мен хабарландырулардың мазмұнына жарнама беруші жауапты.

Рубрики

  • U magazine
  • ULT TV
  • Актуальное
  • Без категории
  • В мире
  • Вторая Республика
  • Год рабочих профессий
  • Духовность
  • Защита
  • Интересное
  • Комментарии
  • Культура
  • Национальная история
  • Национальное искусство
  • Общество
  • Политика
  • Постtimes
  • Преступление
  • Регионы
  • Спорт
  • Экономика и бизнес
  • Главная
  • Общество
  • Культура
  • Спорт
  • U magazine
  • Вторая Республика
  • В мире

© 2025 JNews - Premium WordPress news & magazine theme by Jegtheme.

No Result
View All Result
  • Главная
  • Общество
  • Культура
  • Спорт
  • U magazine
  • Вторая Республика
  • В мире

© 2025 JNews - Premium WordPress news & magazine theme by Jegtheme.