На сегодняшний день численность населения Жамбылской области составляет 1 088,1 тыс. человек, из них пенсионеров 110,4 тыс. человек. Всего в этом регионе 283 448 человек получают пенсии и пособия. По предварительным прогнозам, в 2017 году число получателей пенсий по возрасту составит 117,4 тыс. человек.
В этом году из республиканского бюджета на такие выплаты перечислено 414,5 млрд тенге, что в 109 раз больше сумм, перечисленных в 1998 году. Согласно Закону РК «О пенсионном обеспечении в Республике Казахстан», вступившему в силу с 3 июля 2013 года, назначение централизованных пенсионных выплат: мужчинам – по достижении 63 лет, женщинам – по достижении 58 лет осуществляется с 1 июля 2001 года. При этом назначение централизованных пенсионных выплат женщинам будет увеличиваться на 6 месяцев начиная с 1 января 2018 года, то есть по достижении 58,5 лет, и к 1 января 2027 года – по достижении 63 лет. Увеличение пенсионного возраста коснется женщин, родившихся 1 января 1960 года, а женщины, родившиеся с 1 января 1964 года, будут выходить на пенсию в 63 года.
В настоящее время в целях выполнения поручения Главы государства от 7 июня 2013 года по вопросу пенсионной реформы проводится поэтапная модернизация пенсионной системы.
В связи с этим, задачи модернизации включают сохранение действующей многоуровневой модели пенсионного обеспечения, в том числе обеспечение усиления роли работодателей и диверсификацию источников дохода в пенсионном возрасте.
Одним из основных концептуальных изменений является введение размера назначения базовой пенсии, которая сегодня назначается всем одинаково, независимо от трудового стажа и дохода.
С 1 июля 2018 года базовая пенсия будет назначаться только по достижении общеустановленного пенсионного возраста (58-63/63 лет) в зависимости от стажа участия в пенсионной системе.
При этом, при стаже участия в пенсионной системе 10 лет и менее или отсутствии такового, ее размер будет установлен в размере 50 процентов от минимального прожиточного минимума, после 10 лет за каждый год ее размер будет увеличиваться на 2 процента, а при стаже участия 35 лет и более – он будет равен прожиточному минимуму.
Предлагаемые изменения направлены, с одной стороны, на восстановление социальной справедливости для пенсионеров, имеющих большой трудовой стаж, но получающих низкие пенсии из-за отсутствия данных о доходах на момент выхода на пенсию, а с другой стороны – на усиление трудовой мотивации и легализацию трудовых отношений нынешних и будущих поколений. Такой подход устанавливает социальную справедливость – чем больше человек проработал, тем больше будет его пенсия. Это применимо ко всем нынешним и будущим пенсионерам.
С 1 января 2018 года вводится условно-накопительная составляющая системы пенсионного обеспечения. В дополнение к 10 процентам обязательных пенсионных взносов, удерживаемых из заработной платы нынешних работников, работодатель будет перечислять 5 процентов пенсионных взносов за счет собственных средств.
Для получения пенсионных выплат из условно-накопительной системы предусмотрен минимальный стаж участия (60 месяцев). В связи с этим, право на получение пенсионных выплат наступает через 5 лет. Начиная с 2023 года, для лиц, у которых были перечислены взносы и которые достигли установленного пенсионного возраста (58-63/63 лет), пенсионные выплаты будут осуществляться за счет этих взносов, а также всем инвалидам I и II групп, которым инвалидность установлена бессрочно. Важно отметить, что эти выплаты будут осуществляться в виде пожизненных ежемесячных выплат. Ежегодно размер пенсии будет индексироваться в зависимости от финансовых возможностей ЕНПФ и демографических показателей.
При этом, законодательством определено, что максимальный размер пенсии не будет превышать 2-кратный размер минимального прожиточного минимума. В отличие от накопительной пенсионной системы, следует особо отметить, что пенсионные выплаты условно-накопительной составляющей за счет обязательных пенсионных взносов работодателя не наследуются (поскольку не являются собственностью работника).
Цель программы – повышение уровня занятости населения, содействие повышению благосостояния населения, снижение уровня безработицы.
Вышеуказанные новые подходы предусмотрены законом о внесении дополнений и изменений в некоторые законодательные акты по вопросам социальной защиты населения, созданным в рамках реализации 84 шага Плана нации «100 конкретных шагов» по реализации 5 институциональных реформ, и вступают в силу с 1 января 2018 года.
Алимкул ТУРЫСОВ,
Руководитель Департамента по Жамбылской области Комитета труда, социальной защиты и миграции