ru.ult.kz
  • Главная
  • Общество
  • Культура
  • Спорт
  • U magazine
  • Вторая Республика
  • В мире
No Result
View All Result
  • Главная
  • Общество
  • Культура
  • Спорт
  • U magazine
  • Вторая Республика
  • В мире
No Result
View All Result
ru.ult.kz
No Result
View All Result

Главная страница » В мире » Толемырза Темирбекулы. В день приближения к Богу, бесстыдство вышло вперед

Толемырза Темирбекулы. В день приближения к Богу, бесстыдство вышло вперед

Редакция Ult.kz by Редакция Ult.kz
19 сентября, 2016
in В мире
0

Курбан-айт – это праздник религии Ислам, в том числе исконный праздник казахского народа. Поскольку это праздник, который бывает раз в год, народ готовится по мере своих возможностей. В деревне, слава Богу, нет ничего, что могло бы вызвать неудобства, поэтому на таких собраниях, как праздник Курбан-айт, не бывает суматохи.

Я хочу рассказать о недавней церемонии жертвоприношения в нашей столице Астане, которая с каждым днем расширяется и число жителей которой растет. После утренней молитвы в мечети, услышав фетву имамов о том, что можно приступать к жертвоприношению, мы направились на базар «Шанхай» на окраине Астаны, чтобы купить жертвенных животных. Когда я жил в деревне, жертвенных животных можно было купить за неделю. Потому что у вас есть двор перед домом, есть сарай для содержания скота…

А в городе другая жизнь. Я подумал, что все, кто вышел из мечети, собрались на этом базаре. Было много машин и людей. Эта картина напомнила мне одну картинку из моего детства. Когда мы учились в младших классах, в учебнике истории была картинка. На картинке был изображен мужик, поднявший одну ногу, а под поднятой ногой он обмотал и положил колючую проволоку. Под картинкой было написано: «Крестьянину негде ступить!» Я хочу сказать, что сегодня так же, как и на той картинке, людям негде ступить.

Я хожу по скотному базару, смотрю овец. Поскольку это базар, со всех сторон доносятся разные голоса торговцев: «Купите нашего скота!» Мой взгляд прикован к овцам. Я также думаю о том, что жертвенное животное не должно быть слепым, хромым, без одного уха, не должно быть карликовым, и следую этому правилу, осматриваю овец…

Навстречу мне выходит мужчина и говорит: «Купите моего барана, когда пойдете туда, перейдете мост, не упав». Услышав эти слова, я подумал: «Ого, оказывается, каждый по-своему понимает жертвоприношение». Разве можно так говорить в день Курбан-айта?! Если бы действительно был баран, который не даст упасть с моста, зачем бы он нам его продавал? Разве он сам не принес бы его в жертву и не перешел бы через тонкий мост Судного дня? Я думаю, этот парень не знает, что переход через мост зависит только от Аллаха, иначе бы он так не сказал.

Размышляя таким образом, я увидел около двадцати упитанных ягнят, стоящих в импровизированном деревянном сарае. Все они были одинаково упитанными. Мой взгляд упал на одного горбатого ягненка, и я решил купить его, не задерживаясь на базаре. «Байке, почем ваши ягнята?» – громко спрашиваю я парня, прислонившегося к бревну, вбитому в угол деревянного сарая.

– Берите по тридцать тысяч, не меньше, – отвечает он.

В это время подходят трое парней и говорят: «Ага, начинайте, мы хотим взять по три барана, посчитайте цену». Они приняли меня за человека, который покупает одного барана и продает овец. Слова этих парней подстегнули меня, и я сказал: «Если уж брать, то сразу четырех, парень, подойди поближе и скажи, сколько будет». Ты ведь не в аптеке лекарства продаешь, брат, чтобы их брали по твоим словам. Сегодня Курбан-айт, если сказать прямо, это день, когда исполняются желания. В прошлом году на Курбан-айт мы загадали желание: «Пусть мы будем благополучно доживать от Курбан-айта до Курбан-айта!» Аллах смилостивился, и вот мы дожили. Разве это не исполнение желания?! Сегодня день исполнения желаний прошлого года, – сказал я, оживляя разговор и намереваясь продолжить, – мудрецы, жившие до нас, говорили: «Знай, что жизнь скоротечна». Если тебе сказать, то в одном хадисе наш Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «О, верующие, торгуйте, в торговле есть баракат, девять из десяти доходов, поступающих в дом, – от торговли. Продавший должен сказать: «Продал дорого», а купивший: «Купил дешево», в этом баракат», – подумал я про себя, надеясь, что после моих слов «не меньше тридцати тысяч!» вбитый гвоздь будет выбит.

Нет, моя стрела попала точно, и парень, говоря ласково, спросил: «Сколько вы хотите взять?» – сказав это так, чтобы все слышали, он, видимо, не хотел отпугнуть пришедших людей.

Итак, я скажу так: вспомнив поведение посредника, когда я в молодости с отцом ходил на скотный рынок покупать скот, я крепко пожал парню правую руку:

– За четверых – одна тысяча, всего бараката!

– Жакэ, добавьте немного.

– Места для добавления не осталось, не упирайся пяткой, давай, бар-береке!

– Видимо, парень этого и добивался, он пару раз взмахнул рукой и, соблюдая старый обычай базара, сказал: «Бар-береке, берите!»

Парни рядом со мной спросили: «Ага, сколько нам обошлись покупаемые нами животные?» О, черт, сколько, я же сказал – одна тысяча, значит, каждому по двадцать пять тысяч, – сказал я с выражением удовлетворения от того, что купили дешево. Так я взял своего горбатого баранчика, отдал двадцать пять тысяч денег и стал хозяином своей овцы.

Я держал молодого барана за два уха. Если бы я держал за ноги, я бы, наверное, его уронил. Чем сильнее я сжимал его уши, тем больше он прыгал. Я не подумал взять веревку из дома, очень растерявшись, я с трудом добрался до скотобойни. Было много людей. На входе было столпотворение. Я уже говорил, что не было веревки, чтобы привязать овцу. Я поручил овцу сыну и хотел осмотреть, что за столпотворение, но сын, уехавший ставить машину на стоянку, еще не вернулся. Я хотел протащить свою овцу, говоря: «Пропустите, пропустите», но мне не дали дорогу, сказав: «Куда вы, у нас у всех тоже животные, которых нужно зарезать». Оказывается, чтобы войти в скотобойню, нужно было купить талон по тысяче тенге. Эта толпа стояла в очереди за ним.

С трудом получив талон, я вошел внутрь, но дальше идти было трудно, потому что было много людей, входящих и выходящих из-за режущихся животных. Порядка и системы не было и в помине. Под ногами, на пути, резали животных – не один, а несколько.

Я не мог протащить свою овцу сквозь толпу и долго стоял. Земля была красной от крови. Желоба для стока крови были забиты внутренностями животных. Никто не убирал их. Кровь зарезанных животных, не находя выхода, текла то туда, то сюда, и в конце концов разливалась под ногами людей. Правила, о которых говорили имамы в мечети – не точить ножи перед животными, чтобы зарезанное животное не видело зарезанное – здесь были забыты, и никто не обращал на это внимания.

Навстречу мне вышел парень с двумя ножами, воткнутыми в пояс, и сказал:

– Отдайте мне овцу, я зарежу? Но за услугу возьму три тысячи тенге.

– Ого, парень, мы и раньше резали скот, но не так, сегодня вы подняли цены.

– Дедушка, это рынок, откуда вы приехали, будто с неба упали.

– Ого, разве сегодня не Курбан-айт?! Милостыня…

– Дедушка, на милостыню детей не прокормишь, будете резать или нет? Если нет, я пойду к другим, – он не уступал.

– От безысходности, черт! Если бы я жил в частном доме, а не в многоэтажке, я бы сам зарезал, – сказал я, отдавая овцу. В это время мимо прошел человек, у которого из головы зарезанной овцы капала кровь, и он чуть не упал на меня. Кровь головы привела меня в вид, будто я только что вышел из кровавой бани. «Смотри, куда идешь!» – упрекнул я его с досадой. «Простите, дедушка! Меня кто-то толкнул», – сказал он, смущенно уходя. В это время подошла женщина с ведром и спросила: «Ага, будете чистить кишки и потроха?» – глядя на меня, который вытирал кровь, попавшую на мои брюки. «За услугу много не возьму, дайте тысячу тенге», – сказал я, с видом человека, который смирился с неизбежным. В это время мой мясник спросил: «Вы сами будете читать, или позовете муллу?». «Мулла в мечети или здесь?» – растерянно спросил я. «Там их было трое или четверо. Хорошо, я позову», – сказал он и скрылся в толпе.

Протискиваясь и толкаясь, говоря «пропустите, пропустите», я с трудом добрался до дальней двери и посмотрел на себя: от моей одежды ничего не осталось, мой белый пиджак, черные брюки, черные туфли были вдребезги. Муллы говорили: «В день Курбан-айта надевайте чистую, новую одежду, нанесите на себя благоухающий парфюм и идите на намаз. После намаза пожмите руки больным». Вот в каком виде я, одетый согласно этому наставлению, оказался на скотном рынке.

Я растерянно стоял, ища муллу. Не найдя муллу, я снова вошел в гущу толпы, где не пролезла бы и собачья морда. Плечом к плечу, с трудом, я нашел своего мясника среди примерно пятидесяти мясников и, сказав, что не нашел муллу, жестом показал, что прочитаю сам. Трижды сказав «Аллаху Акбар», произнеся «Бисмиллях», как будто власть была в моих руках, прочитав пару сур и закончив молитву «Амин!».

Я отвернулся, стоя спиной, чтобы не видеть зарезанное животное. Вдруг на голос «Поднимите голову» я резко обернулся, и мясник протянул мне голову, с которой капала кровь. «Что мне с этим делать?» – спросил я. «Идите туда, там вам вымоют», – сказал он и начал соскребать шкуру ножом. Держа в руках голову, с которой еще капала кровь, я снова вошел в толпу. Вам это ложь, мне правда: я чувствую, как кровь этой головы попала на одежду многих, хотя они этого не заметили. Потому что я сам не заметил, а узнал только когда вышел. Выйдя из толпы, я снова попал в толпу. У всех в руках были головы зарезанных овец, с которых капала кровь. «Что за столпотворение?» – спросил я. «Очередь за талоном», – ответил мне человек, держащий голову. Оказывается, и здесь нужно было взять талон, чтобы войти в сарай, где моют головы. Без талона не пускали. У двери стояли два «богатыря» в черном и проверяли талоны.

Я стоял, изнывая от ожидания своей очереди, и думал, что будет с мясом зарезанных животных там, позади. В это время подошел какой-то оборванец, облизывающийся, как собака, и сказал: «Ага, отдайте мне голову, я вымою за тысячу тенге без талона». Я так обрадовался, что сказал: «Давай, зажми в зубах». Не обращая внимания на «ай-шай», он взял мою голову и ушел внутрь. Я его потерял. Я смотрю на головы в руках у всех. Моей горбатой головы не видно. В это время подошел тот парень и протянул руку: «Давайте вашу тысячу тенге, я передал вашу голову одному парню». До этого возраста я видел много видов услуг, предоставляемых людям, но такой вид услуги мне непонятен. «Сначала возьмите голову в руки», – сказал он. «Если возьмете голову в руки, то этому парню дадите пятьсот тенге, пойдемте, а мне дайте сейчас пятьсот тенге», – сказал он. Мой новый знакомый снова ушел с другой головой, бог знает куда, мгновенно исчез. Вокруг – черная пыль. Со всех сторон – ревущий синий огонь. Возле каждой головы, кроме владельца, который с подозрением стоит, думая, не украдут ли его голову, было два человека – мойщик и он сам. Теперь посчитайте, сколько людей было возле каждой головы, сколько бы голов ни было. Услышав крики людей, которые поднялись, как испуганные гуси: «Ой, пожар!» – у меня волосы встали дыбом, и я побежал туда, куда бежал народ. Толпа людей сбила одну сторону сарая и выбежала наружу. К счастью, никто не остался под ногами. Если бы кто-то остался, то Курбан-айт принес бы горе некоторым семьям, а не радость. Да убережет нас Аллах! Слава богу, мы были спасены. Мы видели, сколько людей получили ожоги рук, предплечий, тел.

Как говорится, «начало спора – черная корова Дайрабая», беда началась с того самого синего пламени, которое моет головы. Поскольку оно работало на бензине, они, будучи умными, принесли бензин в больших пятилитровых бутылках, чтобы его хватило надолго. И вот, когда раскаленное синее пламя достигло бензина в бутылке, бензин в бутылке воспламенился, и произошел взрыв.

А дальше – то, что случилось… Люди в панике, не в силах прийти в себя, метались. Не до овец, а до своей жизни, сколько людей бросили головы и убежали. Черные, наполовину вымытые головы лежали, как черные, холодные, словно черные сорок муравьев, свернувшиеся клубком. Чья это голова, какой овцы – одному Аллаху известно. Потеряв надежду на голову, я, бормоча «Астагфируллах, Астагфируллах, Астагфируллах», метался. Когда я встретил того парня, который моет головы, я сказал: «Привет, сынок, ты жив?» – «Ага, слава богу, спасся», – ответил он. В его руках была голова моей овцы. «Когда народ в панике разбежался, я убежал, держа голову в руках, и бежал изо всех сил», – сказал он, протягивая мне голову. Поблагодарив его, дав деньги, я, держа в руках наполовину вымытую голову овцы, вернулся к своему мяснику.

Когда я пришел, он сказал: «О, ага, где вы были, где пакет, чтобы положить мясо?» – с видом недовольства моей походкой. «Где я его возьму?» – спросил я, охваченный тревогой. «Без него никак, если пойдете между этими домами, там дальше базар, сходите и купите», – сказал он, как будто отправлял своего сына.

Я иду по проходам, люди проходят туда-сюда. «Эй, сынок, остановись!» – сказал я, обращаясь с мольбой к ребенку, который бежал навстречу с пятью-шестью пакетами. Ребенок едва остановился. «Дедушка, я спешу», – сказал он. «Сынок, мне нужен пакет, где ты его взял?» – «Где я его возьму?» – «Пакеты на базаре, но если сказать так, вы можете долго искать, лучше купите один за сто тенге, там продают по пятьдесят тенге», – сказал он, моргая глазами. «Хорошо», – сказал я и купил шесть пакетов за шестьсот тенге. Мы с сыном с трудом выбрались с базара, сложив в пакеты мясо, голову, кишки, легкие и печень.

Суть размышлений: Куда идут люди с таким отношением? Цель – заработать деньги в этот единственный день праздника Курбан-айт? Где жертвоприношение Аллаху через приближение к Богу? Хватит ли денег, заработанных в этот день, на долгие дни? Очевидно, что их заработка не хватит на всю жизнь. Какова цель тех, кто брал по тысяче тенге за талон? После сбора этих денег с людей, разве не должны быть созданы условия для пришедших людей в качестве отдачи? Как власти и религиозные деятели допускают этот хаос? Кто будет нести ответственность, если произойдет гибель людей из-за такой беды, как описано выше? Кто мы, куда мы идем? Все, что я увидел сегодня, противоречит вере. В день, когда нужно думать об Аллахе, вместо этого я увидел таких людей, которые не боятся Аллаха. Мой дед говорил: «Бойся того, кто не боится Аллаха!» – подумал я про себя, возвращаясь домой.

Толемырза Темирбекулы,

Директор-редактор газеты «Четвертая власть»

Город Астана

Национальный портал

Previous Post

Миром правят числа, или Великий дар от Бога

Next Post

Модильяни или художник-бродяга

Next Post

Модильяни или художник-бродяга

Свежие записи

  • Каким будет курс золота в 2026 году – прогноз эксперта 15 декабря, 2025
  • Курс тенге к доллару в 2026 году: прогнозы экспертов и неожиданные тренды 15 декабря, 2025
  • Что ожидает экономику Казахстана в 2026 году? – мнение эксперта 15 декабря, 2025
  • «Сжёг из ревности»: в Петропавловске мужчина приговорён к 25 годам за убийство гражданской жены и двух друзей 15 декабря, 2025
  • Павлодарская пенсионерка перевела 2 млн тенге мошенникам, думая, что «возвращает деньги государству» 15 декабря, 2025
  • Сколько дней отдыхают казахстанцы на День независимости и Новый год? 12 декабря, 2025
  • Какие важные мероприятия пройдут в Алматы ко Дню независимости? 12 декабря, 2025
  • Какие имена были самыми популярными для детей в 2025 году? 12 декабря, 2025
  • В стране раскрыты крупные преступления, включая торговлю детьми и «элитный эскорт» 12 декабря, 2025
  • В Акмолинской области религиозная группа пропагандировала «свободные половые отношения» (ВИДЕО) 12 декабря, 2025

Рубрики

ULT TV U magazine Актуальное Без категории В мире Вторая Республика Год рабочих профессий Духовность Защита Интересное Комментарии Культура Национальная история Национальное искусство Общество Политика Постtimes Преступление Регионы Спорт Экономика и бизнес
Құрылтайшы: «Tengri Gold» ЖШС
2012-2021 © Ұлт порталы
ҚР Ақпарат және қоғамдық даму министрлігі Ақпарат комитетінің №KZ71VPY00084887 куәлігі берілген.
Авторлық және жарнама құқықтар толық сақталған.

Сайт материалдарын пайдаланғанда дереккөзге сілтеме көрсету міндетті. Авторлар пікірі мен редакция көзқарасы сәйкес келе бермеуі мүмкін. Жарнама мен хабарландырулардың мазмұнына жарнама беруші жауапты.

Рубрики

  • U magazine
  • ULT TV
  • Актуальное
  • Без категории
  • В мире
  • Вторая Республика
  • Год рабочих профессий
  • Духовность
  • Защита
  • Интересное
  • Комментарии
  • Культура
  • Национальная история
  • Национальное искусство
  • Общество
  • Политика
  • Постtimes
  • Преступление
  • Регионы
  • Спорт
  • Экономика и бизнес
  • Главная
  • Общество
  • Культура
  • Спорт
  • U magazine
  • Вторая Республика
  • В мире

© 2025 JNews - Premium WordPress news & magazine theme by Jegtheme.

No Result
View All Result
  • Главная
  • Общество
  • Культура
  • Спорт
  • U magazine
  • Вторая Республика
  • В мире

© 2025 JNews - Premium WordPress news & magazine theme by Jegtheme.