В этом селе все любят управлять «пультом». И аким, и простые жители. Их акимы всегда были такими, большую часть времени проводили не в селе, а в городе. Приезжие издалека искали акима. Говорят, «кроме перелома, все заразно», неужели эта привычка передалась сельским жителям?
Недавно я побывал в этом селе, где родился и вырос. Каждый год приезжаем по привычке. Есть родственники, родители, друзья. С одной стороны, отдых. Однако, несмотря на то, что приехал подышать чистым воздухом родной земли, освежиться, отдохнуть, меня охватывает грусть, каждый год я уезжаю, будто что-то теряя, опустошенный. Несколько лет назад, когда я был в этих краях, я слышал, что средняя школа в селе стала 9-летней. Год-два назад эта 9-летняя школа стала 4-летней. В этом году и эта 4-летняя школа закрылась.
Что я заметил, так это то, что поредевшие жители села теперь и скот свой толком не пасут. Отпускают на волю и наблюдают издалека.
— Овец пасем «пультом», — усмехаясь, говорит мой зять из села.
«Что за пульт?» — удивляюсь я. Оказывается, «пульт» – это его внуки и деревенские мальчишки. Он их заставляет пасти скот.
Кстати, о «пульте», соседнее село, похоже, тоже перешло на эту «систему». «Директор школы в том селе тоже управляет «пультом». Чаще всего он в городе», — говорят наши сельчане.
Все села, которые управляются «пультом», – это населенные пункты бывшего Абыралинского района, пережившего войну 40 лет назад. Печально то, что эти села, пострадавшие от Семипалатинского ядерного полигона, с каждым годом не процветают, а гибнут, приходят в упадок, движутся назад. Основная опора села – школы – тоже закрываются одна за другой, будто соревнуясь. Жители переселяются в город или в его окрестности. В селе был небольшой медицинский пункт. Теперь и его нет. Два-три года назад у одного из жителей села внезапно поднялось давление, и пока его довезли до города по «сорока заплаткам» (плохой дороге), у него произошло кровоизлияние в мозг, и он скончался.
Всем хочется остаться в родном селе, вернуться туда. Но если оставаться, работы нет. Если ехать, дорога плохая. Сколько лет дорога между Семеем и Кайнаром не ремонтировалась, одному Богу известно. Жители этого региона преодолевают около 300 километров (расстояние от Семея до села Кайнар) за 7-8 часов. Очевидно, что эта ухабистая дорога повлияла на отток населения и его сокращение. И продолжает влиять. Ойдями-ойдем (полная ям) дорога утомляет не только стариков, но и молодежь. Поэтому, наверное, сейчас таксисты из наших краев ездят в город по дороге Абайского района. Потому что дорога соседнего района, хоть и не идеальна, но гораздо лучше. «Это благодаря двум старикам». Жители этих мест говорят с гордостью: «Пусть живут два старика». А что сказать жителям Абыралы?! Возможно, они думают про себя: «Это благодаря полигону».
Еще я заметил, что, как будто земли недостаточно, скот из зимовок тоже начали привозить в село. Отец говорит: «Сейчас люди перестали ходить на джайляу (летние пастбища). Даже если идут, то в середине лета. Какой от этого толк? Вскоре похолодает, и они вернутся».
PS: Выезжаю из села, управляемого «пультом», но без школы, без связи, без интернета, без больницы, по дорогам, будто бомбили (иначе эту дорогу не описать), в город.
Азамат Касым
Рисунок — Мерей Кайнаров
Газета «Дидар»