Человеческая цель – свобода! Цель нации – независимость! Цель независимости – вечная страна! У человека, нации, независимого Казахстана, несущих такую великую цель, большое будущее!
Не секрет, что все великие цели в конечном итоге достигаются только через образование. Человек без образования не может жить свободно даже в свободной стране. Либо он будет жить в нищете, либо, совершив преступление по невежеству, опозорит свою жизнь. А нация без образования – это бездумная толпа! Она может даже не стремиться к свободе, а если и будет стремиться, то не сможет выйти за рамки стихийных протестов. А независимость в руках невежественной страны – это мимолетная, обманчивая жизнь, подобная сну, или бомба в руках немого. Поэтому благополучие вашей экономики, обороны, национальной безопасности, культуры, здоровья, внутренней и внешней политики, ваше развитие и процветание, ваша мирная, богатая и благополучная жизнь – все это напрямую связано с вашим образованием и знаниями. Еще в те далекие, которые мы сейчас называем «темными веками», наши предки говорили: «Сильный рукой побеждает одного, сильный знанием – тысячу». Следовательно, роль и функция образования, его ценность и значимость никогда не были малы. А для молодого государства, подобного нашему, стремящегося стать «Вечной страной», роль образования и науки тем более особенная. Поэтому размышления о состоянии системы образования нашей страны не будут излишними или неуместными.
Чэн Баошэн, министр образования Китая:
В системе образования нашей страны было много реформ. Реформы, проведенные в системе образования с момента обретения независимости, невозможно сосчитать… Интересно, что ни в одной из этих реформ, ни разу не было сказано о решающей фигуре в системе образования, главном факторе – социальном положении учителя.
А вот в соседнем Китае система образования совершенствуется и обновляется не реже одного раза в 30-40 лет. Например, в 1949 году, когда была образована КНР, Мао полностью скопировал государственные управленческие институты из СССР. В связи с этим, не говоря о другом, школа была установлена на 10 лет, а университет – на 5 лет. После прихода к власти Дэн Сяопина в 1978 году, система образования Китая была пересмотрена, и школа была изменена на 12-летнюю, а университет – на 4-летний. Также в ходе этих двух реформ, не забывая о том, что «парус воспитания поколения – это учитель, основа школы – учитель», в первую очередь уделялось особое внимание социальному положению учителя. В результате сложилась ситуация, когда таланты стремились не к карьере, а в университеты и школы.
А спустя примерно 40 лет, недавно назначенный министр образования Китая господин Чэн Баошэн озвучил ряд новых предложений по дальнейшему совершенствованию сферы образования КНР. Эти новые предложения нового министра находят массовую поддержку в китайском обществе. Потому что, по его словам, в связи с темпами современного времени, духом эпохи и требованиями времени, формируются свои требования и особенности в образовании детей и молодежи. Главные из этих предложений следующие:
– Если у учителя нет авторитета, у нации не будет духа. Слабое социальное положение