В последние годы, особенно после обретения страной Независимости, автомобилестроение в Казахстане получило хорошее развитие. В качестве примеров можно привести предприятия «Азия-Авто» в Усть-Каменогорске и «СарыаркаАвтоПром» в Костанае, которые известны своей бурно развивающейся деятельностью. На этих предприятиях собираются многие известные марки автомобилей Южной Кореи, Франции и России. Среди них можно назвать такие южнокорейские марки, как «Хюндай», «КИА», «Сан Енг», французскую «Пежо», чешскую «Шкода», итальянскую «Ивеко», а также ряд российских автомобилей марки «Лада». Учитывая, насколько выгодной была эта модель для экономик Японии, Германии и Южной Кореи, нет никаких оснований сомневаться в пользе этой отрасли и для Казахстана.
По мнению некоторых экспертов, членство Казахстана в Таможенном союзе также оказало определенное влияние на развитие автомобилестроения в стране в желаемом направлении. Ведь, в связи с открытием российского рынка, нормы Таможенного союза позволили увеличить внутреннее производство до 4 раз. Вместе с тем, они не исключают, что недавно созданный Евразийский экономический союз также предоставит значительные свободы автопроизводителям. Особенно в нынешний период, когда наблюдается противостояние между Россией и западными странами из-за санкций, возможности для казахстанских производителей по реализации своей продукции на рынке соседней страны будут еще больше расширяться.
В этой связи стоит напомнить, что темпы роста производства в этой отрасли еще недавно составляли 110-120 процентов в год, и благодаря этому, за годы существования казахстанского автопрома было выпущено 124 тысячи автомобилей на общую сумму 650 миллиардов тенге. За пять лет объем производства автомобилей в структуре обрабатывающей промышленности вырос на один процентный пункт, достигнув с 16 миллиардов тенге в 2010 году до 80 миллиардов тенге в 2015 году, и даже в период кризиса значительно превысил показатели легкой промышленности. Таким образом, в прошлом 2015 году объем рынка автомобилей в Казахстане составил 7,4 млрд долларов, объем производства автомобилей – 80 млрд долларов, а средний темп роста отраслевого производства за 5 лет достиг 62 процентов. Доля казахстанских автомобилей в структуре официальной торговли увеличилась с 11 процентов в марте 2015 года до 24 процентов в марте 2016 года. Налоги, поступившие от прямого производства и смежных отраслей, в 2015 году составили 361 млн долларов, а в этой отрасли было занято около 18 тысяч человек. Действительно, некоторые неблагоприятные условия в мировой экономике, связанные с падением цен на сырье, создали определенные трудности и для рынка сбыта автомобилей, произведенных в Казахстане. Тем не менее, если рассматривать такие неблагоприятные условия как временные трудности, то можно надеяться на скорое восстановление спроса на автомобили. Более того, по оценкам привлеченных нами экспертов, если в России на 1000 жителей приходится 230 автомобилей, то в Казахстане этот показатель составляет около 150. А это означает, что спрос на отечественные автомобили на внутреннем рынке страны пока не снизится. Следовательно, необходимость дальнейшего увеличения производства автомобилей очевидна. Более того, инициатива по предоставлению льготного кредитования покупателям автомобилей, собранных на отечественных предприятиях, также относится к мерам, направленным на развитие производства в этой отрасли. Например, около 60 процентов автомобилей в доступном сегменте в стране продается в кредит.
Сегодня перед Правительством стоит важнейшая задача – не допустить роста уровня безработи