Через несколько дней начнется торжество, посвященное 1000-летию живописного города у подножия Алатау. Учеными, неустанно трудившимися над доказательством древности города, было решительно отвергнуто стремление тех, кто, не в силах вырваться из пут шовинистических настроений, хотел начать историю Алматы с Верного. Было единогласно доказано, что это древний город. Однако нетрудно заметить, что некоторые хотят вновь открыть дискуссию, относясь скептически даже к тысячелетию и сожалея о его краткости. В любом случае, кажется, что разговоры об Алматы еще не закончены. Это, вероятно, хороший знак. Среди историков, которые много работали над определением возраста Алматы, и которых, говоря по-казахски, «заткнули за пояс», один и единственный – академик Карл Байпаков. Накануне 1000-летнего юбилея Алматы, который будет отмечаться как народный праздник, представилась возможность побеседовать с археологом, ищущим истину истории под пеплом и землей.
– Карл Молдахметович, мы решили сегодня поговорить только об Алматы и 1000-летии города Алматы. Когда в начале 2000-х годов прозвучало предложение «Отметим 150-летие Алматы», общество возмутилось, а сегодня оно даже не придает значения 1000-летию Алматы. Тем не менее, вы поставили точку в многолетних спорах. Итак, откуда возникла идея празднования 1000-летнего юбилея Алматы на уровне ЮНЕСКО, и как вы этого добились?
– Казахстанским археологам и историкам нелегко было установить возраст Алматы как «1000 лет». Только за последнее десятилетие по этому вопросу было проведено три международные научные конференции с участием ведущих специалистов в области археологии и истории. Это вывод, сделанный только после широкомасштабных археологических исследований и нескольких международных научных конференций. Только после обстоятельных обсуждений на этих представительных собраниях, куда были приглашены видные ученые из Франции, России, стран Восточной Европы, Кореи и даже Америки, мы пришли к решению, что «Алматы имеет 1000-летнюю историю». Все ученые, исследовавшие историю Алматы, тщательно ознакомились с предложенными нами археологическими материалами и нумизматическими находками и высказали свое мнение. Справедливое заключение научного совета было направлено в ЮНЕСКО. ЮНЕСКО, в свою очередь, приняла доводы историков.
Поэтому, как говорят некоторые, название «1000-летие Алматы» не взято с потолка и не было утверждено Байпаковым. Многие, вероятно, еще помнят, что вопрос об определении возраста Алматы был поднят перед обществом в начале 2000-х годов. Со времен Советского Союза мы долгое время считали историю Алматы, начиная с основания крепости Верный. Русский отряд под командованием пристава Большой Орды, майора Перемышельского, который пользовался уважением, опираясь на бай и манапов, прибыл в предгорья Алатау в 1854 году и основал крепость. Вот приказ царя Николая I, подписанный и утвержденный печатью: «Пусть крепость называется Верный!», на основании которого была построена крепость, и ее возраст был воспринят народом, его кровью и душой. Общественное возмущение, вызванное разговорами о «праздновании 150-летия Алматы» в начале 2000 года, вероятно, еще не забыто. После этого ученые не теряли времени даром. Они копались в невысказанной истории, стремясь установить справедливость. А автором идеи празднования юбилея в рамках ЮНЕСКО, вероятно, является акимат города Алматы. Ведь городские власти финансировали археологические исследования, проведенные на территории Алматы.
– Расскажите, пожалуйста, о первых исследователях этого крупнейшего города Семиречья, который назывался «Алмату», до 1921 года – Верный, а с 1921 года – Алматы…
– В 1858 году краевед по фамилии Абрамов написал небольшое исследование об Алматы. Существуют исследования Владимира Бартольда и академика Алькея Маргулана, археолога Кемаля Акишева об Алматы. Не говоря уже о более ранних исследователях, Шокан Валиханов оставил большой след в исследовании Алматы в более позднее время. Во время своего визита в Верный в 1866 году он сказал: «Как говорят и пишут, город Верный возник не на пустом месте. Он был основан рядом с уже существующим казахским аулом, казахским поселением. Сердце города Верный было связано с пупом этого поселения». Последующие местные краеведы и исследователи также писали в своих трудах, что это был город, расположенный у подножия Заилийского Алатау, глядя на высокие курганы, расположенные вдоль рек, ныне называемых Алматинкой. По сведениям очевидцев, кирпичи для стен военного укрепления Верный были вывезены из близлежащих старых насыпей. В конце XIX века, а точнее в 1894 году, известный востоковед, представитель Российской академии наук Бартольд, путешествуя по крупным регионам, таким как Ташкент, Шымкент, Жамбыл, Бишкек, Жанкент, также заехал в Верный. Прибыв туда, он поговорил с краеведами и местной интеллигенцией и встретился с архитектором города Полем Гурде. Бартольд расспросил его об истории города, его местоположении, времени существования, особенностях природы. «Да, здесь есть старый город», – сказал он, и российский ученый повел его в юго-западную часть города. Бартольд сразу же увидел, что это средневековый древний город. То есть, сомнения и вопросы о том, является ли «старый город» в окрестностях Верного, а затем Алматы, древним или возник недавно, существовали не только сегодня, но и в то время.
Историю Алматы нельзя рассматривать отдельно от региона Семиречья. Алматы был не единственным городом в Семиречье, были и другие города. С XX века была проложена Великая Шелковая дорога. Конечно, Шелковая дорога возникла и раньше. А такие крупные дороги, соединяющие народы, неизбежно приводят к возникновению крупных городов. Талхир, который является основой нынешнего Талгара, расположенного недалеко от Алматы, город Екиогиз, упомянутый Махмудом Кашгари, и древний Койлык, находившийся на месте нынешнего Саркана, о котором писали арабские ученые, были крупными городами Семиречья. Теперь к числу этих городов в последние годы добавился еще один город – обнаружено место города Лабан недалеко от села Шонжы в Алматинской области. Археологи долго размышляли: «Мы говорим Лабан, Лабан, но что означает Лабан?» Некоторые из наших исследователей связывают название Лабан с измененным словом «албан». Это вполне возможно. Ведь усуни и албаны издревле населяют этот регион. Поэтому нет никакой необходимости спорить о том, что Алматы, существовавший наряду с ними, был средневековым городом. В конце XIII века, относящемся к эпохе Золотой Орды, а точнее в 1271-1279 годах, при реформе правителя Мавераннахра Масхуд-бека, чагатаи начали чеканить монеты в собственной монетном дворе Алматы. Обнаруженные в 1979 году дирхемы с тамгой в районе пограничного училища по проспекту Ленина в городе Алматы развеяли все сомнения.
– Если эти серебряные монеты относятся к XIII веку, то нашему Алматы всего 700 лет?
– Археология, опирающаяся только на факты, не сомневается в том, что Алматы, отвечающий всем атрибутам города, а не просто оседлого поселения, процветал в X-XI веках. Это соответствует периоду развития государственности и Великого Шелкового пути. Ведь известно, что большая часть Шелкового пути проходила по земле Семиречья. Этот период также называют эпохой расцвета мусульманского ренессанса. В то время произошел большой подъем в культуре Арабского халифата, а затем и всех самостоятельно развивающихся мусульманских стран. В то время сформировалась великая культура, связанная с именами аль-Фараби, ибн-Сины, Бируни, Омара Хайяма. Да, 1000 лет назад здесь было родовое гнездо, поселение сакских жителей эпохи бронзы. Об этом писали Бабыр и Мухаммед Хайдар. Давайте разграничим: речь идет не о караван-сарае или ауле, а о городе, расположенном на Великом Шелковом пути, имевшем статус города. Ведь люди жили здесь и 161 год назад, и 1000 лет назад, и 3000 лет назад. Но речь идет о городе. Разве мы в первую очередь не говорим о населении, достигшем определенного уровня, топографии, развитой торговле и промышленности, ремесленных изделиях, признаках города? Город, носивший название Алматы 1000 лет назад, отвечал всем этим требованиям. Хотя определение статуса города является большой проблемой для современной науки, получение статуса города в то время решалось по-разному в разных странах. Например, город в одной стране может быть просто территорией, в другой – крепостью, а в России поселение, полностью окруженное стеной, считалось городом. Восточные страны относились к статусу города гораздо шире. Если в месте, которое называют «городом», есть резиденция правителя, какова роль этого города в государстве, развиты ли ремесла, производство, только ответив на эти вопросы, он получал статус города. Сначала было найдено два дирхема, а сейчас их количество разных номиналов превышает 50. Самое интересное, что на них написано «Алмату».
– При определении возраста Алматы вы в основном опираетесь на эти серебряные монеты. Где сейчас нумизмат Владимир Настич, который первым прочитал слово «Алмату» на монетах?
К счастью Алматы, эти монеты попали в руки замечательного специалиста по археологии по имени Владимир Настич,