ru.ult.kz
  • Главная
  • Общество
  • Культура
  • Спорт
  • U magazine
  • Вторая Республика
  • В мире
No Result
View All Result
  • Главная
  • Общество
  • Культура
  • Спорт
  • U magazine
  • Вторая Республика
  • В мире
No Result
View All Result
ru.ult.kz
No Result
View All Result

Главная страница » Экономика и бизнес » Десять шагов Тимура Кулибаева

Десять шагов Тимура Кулибаева

Редакция Ult.kz by Редакция Ult.kz
16 сентября, 2016
in Экономика и бизнес
0

Как известно, 9 сентября текущего года глава государства Нурсултан Назарбаев определил стимулирование массового предпринимательства и расширение охвата занятости в качестве одного из главных приоритетов работы Правительства. Кроме того, были даны поручения по развитию агропромышленного комплекса, в частности, сельскохозяйственных кооперативов, и диверсификации экспортного потенциала.

В целях реализации задач, поставленных главой государства, Национальная палата предпринимателей Республики Казахстан «Атамекен» предлагает 10 передовых шагов по развитию предпринимательства. А мы с целью раскрыть суть этих 10 шагов беседовали с председателем президиума Национальной палаты предпринимателей Республики Казахстан «Атамекен» Т.А. КУЛЫБАЕВЫМ.

Расширение микрокредитования – эффективный путь развития предпринимательства

– Тимур Аскарович, мы знаем, что в настоящее время микрокредитование предпринимательства осуществляется в рамках программ «Дорожная карта бизнеса-2020», «Дорожная карта занятости-2020». Каковы преимущества этих программ, есть ли у них недостатки? Планируется ли в будущем дальнейшее упрощение микрокредитования по сравнению с нынешним положением?

– Сегодня, как вы уже отметили, микрокредитование бизнеса осуществляется в рамках программы «Дорожная карта бизнеса-2020». Объем выдачи составляет 10 млн тенге с ростом 6 процентов в год. А по программе «Дорожная карта занятости-2020» выдается 3 млн тенге с ростом 5 процентов в год. Кроме того, через механизмы Национального управляющего холдинга «КазАгро» предусмотрено кредитование микрокредитными организациями до 3 млн тенге по ставке 9,5/12 процентов в год.

Несмотря на такие выгодные финансовые условия, предприниматели сталкиваются с трудностями по указанным программам из-за обеспечения залогом, большого количества требуемых документов и отсутствия сопутствующих проектов. Например, для получения микрокредита по программе «Дорожная карта бизнеса-2020» предприниматели должны предоставить 13 документов. Тем не менее, в прошлом году микрокредитными организациями (МКО) было выдано 564 тысячи микрокредитов на общую сумму 120 млрд тенге.

С начала текущего года НПП «Атамекен» приступила к микрокредитованию в пяти пилотных областях за счет привлечения частных инвестиций и средств местного бюджета. Это: Алматинская, Актюбинская, Кызылординская, Костанайская и Мангистауская области.

Ключевыми приоритетами, реализуемыми НПП «Атамекен», являются гибкость микрокредитования по залогам, предоставление гарантий, действия предпринимателей от обучения до разработки бизнес-проектов, возможности кооперации и прямой продажи.

Микрокредиты выдаются на срок до 5 лет по ставке 6 процентов годовых на сумму до 15 млн тенге без отраслевых ограничений. Более того, предпринимателю для получения микрокредита достаточно предоставить всего 5-6 документов.

Широкий охват микрокредитной деятельностью обеспечивает развитие инфраструктуры НПП «Атамекен». Обеспечение осуществляется и на районном уровне. На сегодняшний день на областном уровне действуют 23 Центра обслуживания предпринимателей (ЦОП), а на районном уровне – 188 Центров поддержки предпринимательства (ЦОП), из которых 152 расположены в районных центрах, 9 – в малых городах, а 27 – в моногородах.

Массовое обучение населения основам бизнеса оказалось эффективным

– В настоящее время обучение населения основам бизнеса осуществляется в рамках программы «Дорожная карта бизнеса-2020» по проектам «Бизнес-Советник» и «Бизнес-Рост». Расскажите подробнее об этом.

– Хочу уточнить, что в связи с темой обучения, обучение по проекту «Бизнес-Советник» осуществляется в течение 2 дней, а по проекту «Бизнес-Рост» – в течение 2-5 дней. Обучение в таком формате неподготовленной аудитории, особенно сельского населения, основам бизнеса крайне неэффективно и формально.

В рамках реализации конкретных мероприятий по обеспечению занятости населения, снижению социальной напряженности, а также развитию предпринимательства в регионах, НПП «Атамекен» при поддержке Правительства страны завершила два пилотных проекта – «Bastau Бизнес» и «Bastau Кәсіп» в Мунайлинском районе Мангистауской области.

Проект «Bastau Бизнес» направлен на развитие предпринимательства на селе. Он также ставит целью повышение уровня занятости сельского населения путем развития бизнес-инициатив и всестороннего обучения населения основам предпринимательства. Продолжительность обучения по проекту «Bastau Бизнес» составляет 1 месяц, что в 6-10 раз превышает продолжительность других программ обучения бизнесу.

Проект «Bastau Бизнес» реализуется в 5 этапов: 1) информирование и ознакомление населения с проектом; 2) проведение тестирования и отбор участников; 3) практическое обучение; 4) всестороннее обсуждение бизнес-плана, разработка бизнес-плана; 5) сопровождение проекта в течение первых 12 месяцев, включая предоставление микрокредита.

Особенность проекта «Bastau Кәсіп» заключается в его ориентации на спрос рынка труда. Это осуществляется через услуги обучения и трудоустройства (мобильное приложение сервисной базы Naimi.kz, единый call-центр, онлайн-обучение и поиск заказов).

В НПП «Атамекен» реализуется онлайн-проект обучения «Атамекен Бизнес Академия», а также создаются методические центры для обучения бизнес-тренеров.

Развитие сельскохозяйственных кооперативов – залог прогресса

– Действительно ли одной из проблем, сдерживающих развитие агропромышленного комплекса, является преимущественно мелкотоварный характер производства? Хотелось бы узнать, какая работа проводится для решения этой проблемы.

– С целью преодоления проблемы мелкотоварности в октябре прошлого года был принят Закон «О сельскохозяйственных кооперативах». Реализуется совместный план Национальной палаты предпринимателей и Министерства сельского хозяйства по созданию 10 пилотных кооперативов и налаживанию их работы.

Также со стороны НПП реализуется программа «200 сельскохозяйственных кооперативов». На сегодняшний день уже действуют 283 сельскохозяйственных кооператива, объединяющих около 7 тысяч крестьянских хозяйств и личных подсобных хозяйств населения.

Вместе с тем, производители сельскохозяйственной продукции, объединяясь в форме сельскохозяйственных кооперативов, сталкиваются с проблемой недоступности «дешевых» денег. Для решения проблемы доступа к финансам сельскохозяйственным кооперативам предлагается:

— определить приоритеты микрокредитования личных подсобных хозяйств населения, объединенных в кооперативы;
— внедрить новый продукт льготного кредитования через институты АО «НХ «КазАгро».

По результатам экспертизы наблюдается удорожание произведенной продукции до 20-40 процентов из-за отсутствия системы прямой продажи. В связи с этим предлагается трехэтапный подход к развитию торговли между сетями и сельскохозяйственными кооперативами.

Необходимо поддерживать конкурентоспособный бизнес за счет долгосрочных государственных заказов

– В сложившейся экономической ситуации важно стимулировать спрос на отечественную продукцию. Известно, что в этом процессе решающую роль играют товары повседневного спроса, а также государственные закупки, закупки квазигосударственного сектора и спрос в рамках недропользования. Здесь возникает вопрос: каков ежегодный объем товаров повседневного спроса?

– Ежегодный объем товаров повседневного спроса (одежда, обувь, продукты питания, мебель) составляет около 1,9 трлн тенге. Однако доля отечественной продукции в этом объеме в среднем не превышает 30 процентов. А общий объем государственных закупок, закупок в квазигосударственном секторе и недропользователей составляет около 9,7 трлн тенге, доля отечественного уровня – 57 процентов.

В связи с этим необходимо принять меры по повышению конкурентоспособности отечественных товаропроизводителей путем увеличения доли местного содержания. Для этого необходимо обеспечить долгосрочную государственную поддержку местным товаропроизводителям. Следует отметить, что в настоящее время уже началась конкретная работа в этом направлении.

Экспортная ориентация малого и среднего бизнеса – основной драйвер экономического роста

– Как можно стимулировать экономический рост в нынешних условиях?

– Замедление развития экономики страны в последние годы побуждает нас искать новые драйверы роста. Если в последнее десятилетие наша экономика зависела от крупных компаний, то сегодня мы должны переориентироваться на малый и средний бизнес. Особенно следует уделить внимание экспортно-ориентированным предприятиям, поскольку на крупных рынках наших соседей – Китая, России и Ирана – существует экспортный потенциал, который мы еще не использовали.

Сектор малого и среднего бизнеса также имеет свои внутренние проблемы. Например, в развитых странах доля малого и среднего бизнеса в экспорте в десять раз выше казахстанских показателей – от 25 до 50 процентов. Это объясняется тем, что значительная часть предпринимателей страны занята в торговом секторе, в то время как в других передовых странах они являются производителями.

Поэтому, учитывая, что поддержка экспортеров является комплексным механизмом и требует использования различных инструментов, необходимо связать все меры в единый и системный процесс. Для этого необходимо разработать общую стратегию продвижения экспорта, охватывающую все, начиная с определения того, какие компании имеют потенциал для выхода на экспорт, и заканчивая организацией различных выставок и площадок в других странах.

В связи с этим предлагается разработать новую стратегию продвижения экспорта, сосредоточив все меры поддержки экспорта на вопросе экспортной ориентации малого и среднего бизнеса с оператором по принципу «одного окна».

Учитывая наличие сформированной региональной инфраструктуры до районных центров, цифровой базы средних и крупных предприятий, налаженные связи с торговыми палатами других стран, НПП «Атамекен» могла бы возглавить единого оператора в сфере экспорта.

Региональная карта развития предпринимательства станет основой для принятия индустриальных и инвестиционных решений

– Насколько нам известно, в настоящее время разрабатывается Региональная карта развития предпринимательства. Чем она отличается от Карты индустриализации?

– Региональная карта развития предпринимательства – это электронный портал, своего рода бизнес-навигатор, где сосредоточена актуальная информация для предпринимателей, потенциальных предпринимателей, заинтересованных в предпринимательской деятельности, и инвесторов.

Бизнес-навигатор содержит информацию о мерах государственной поддержки и развития предпринимательства, аналитический обзор по всем регионам страны (экономическая специализация и основные показатели социально-экономического развития). Также на портале размещен единый реестр предпринимателей страны с актуальными контактными данными и другой необходимой информацией о субъектах бизнеса. В связи с этим региональная карта может стать конкретной основой для принятия индустриальных и инвестиционных решений. В настоящее время на Карте имеется 105 перспективных инвестиционных проектов. Уже более 103 представителей стран изучают этот портал.

Тем не менее, предприниматели сегодня сталкиваются с трудностями в доведении бизнес-идей до уровня инвестиционных проектов в форме технико-экономического обоснования для привлечения инвесторов. Инвестиционные проекты, предлагаемые предпринимателями, как правило, не соответствуют требованиям инвесторов.

В связи с этим мы предлагаем при принятии решения о включении проекта в Карту индустриализации обязать Региональный координационный совет учитывать данные Региональной карты развития предпринимательства; включить в единую программу «Дорожная карта бизнеса-2020» меру государственной поддержки по возмещению расходов предпринимателей при разработке ТЭО; создать подсистему по принципу «бизнес-конструктор» в качестве инструмента поиска оптимальной свободной ниши на территориальном рынке посредством основных данных о рынке из базы региональной карты.

Создание сервиса «Правительство для бизнеса» имеет важное значение

– Тимур Аскарович, нельзя ли консолидировать эти меры поддержки предпринимателей в одних руках? Ведется ли конкретная работа в этом направлении?

– В последние годы государство выступило инициатором создания инфраструктуры мер поддержки бизнеса, реализовало ее, создало необходимые программы и институты. Сегодня настало время консолидировать эти меры поддержки, сделав их удобными и эффективными, предоставляя поддержку предпринимателям через «единое окно», подобно «Правительству для граждан».

В связи с этим проект «Правительство для бизнеса» позволит создать синергетический эффект от консолидации мер поддержки в «едином окне», увеличить доступность и охват мер поддержки для предпринимателей, повысить прозрачность процесса получения мер поддержки.

Учитывая наличие инфраструктуры до районного уровня и опыт сервисного обслуживания предпринимательства, предлагается возложить операторство, координируемое Правительством, на НПП «Атамекен».

«Правительство для бизнеса» – это единое окно, которое объединяет все меры для бизнеса, начиная от субсидирования, предоставления грантов, сертификации, предоставляемых институтами развития, до факторинга, торговой площадки, специальных экономических зон, научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, консультирует предпринимателя, предоставляет услуги и сервис в едином стандарте и формате.

Необходимо пересмотреть контрольно-надзорные функции государственных органов

– Одной из наиболее частых жалоб со стороны предпринимателей является большое количество проверок и контрольных мероприятий. Какие конкретные предложения есть по этому вопросу?

– В целом по республике контрольные и надзорные функции осуществляют 61 ведомство (из них 45 – центральных государственных органов, 16 – местные исполнительные органы в регионах).

Анализ государственных функций показал, что указанные ведомства имеют 512 контрольных функций в различных сферах, что означает тотальный государственный контроль. При этом на проверочных листах в отношении предпринимателей имеется более 18 тысяч требований (больше всего в сфере промышленной безопасности – более 10 тысяч). Вместе с тем, вне проверочных листов существует более 8 тысяч требований санитарных норм и правил. Они также контролируются государством.

Основной задачей государственного контроля должно быть обеспечение безопасности продукции (работ, услуг). Вопрос качества должен регулироваться самим рынком, поскольку главная цель рынка – деловая репутация, привлечение потребителя и стратегическая ориентация на потребителя. Это крайне важно для каждой организации и каждого предприятия, работающего на конкурентном рынке.

Однако в стране вопрос качества (стандарты, строительные нормы и правила, гигиенические нормативы, типовые правила) проверяется государственными органами и во многих случаях создает условия для коррупции.

В связи с этим имеются следующие предложения.

1) провести работу по сокращению требований, предъявляемых к субъектам бизнеса при проведении проверок; 2) разграничить государственный контроль за безопасностью товара (работ, услуг) и контроль за качеством товара (работ, услуг); 3) передать функции контроля за качеством предлагаемых товаров, работ и услуг конкурентной среде (саморегулируемым организациям – СРО), при этом информация СРО по результатам мониторинга соответствия субъекта предпринимательства требованиям качества товара (работ, услуг) будет учитываться в Системе управления рисками, тем самым сокращая количество проверок на соответствие требованиям безопасности в отношении добросовестных предпринимателей; 4) постепенно заменить государственный контроль обязательным страхованием ответственности предпринимателей перед потребителем; 5) сократить количество исключений из общего порядка проведения проверок, предусмотренных Предпринимательским кодексом.

В целом, необходимо провести ревизию контрольно-надзорных функций государственных органов.

Дальнейшая гуманизация уголовного и административного законодательства принесет много пользы

– В нашей стране предприняты меры по гуманизации законодательства в отношении экономических преступлений. Что вы можете сказать о принятых в последнее время кодексах?

– В новом Уголовном кодексе существенного смягчения по экономическим преступлениям не наблюдается. Наказание по некоторым из них сопоставимо с наказанием за убийство. Например, за поддельный счет-фактуру, уклонение от уплаты налогов, лжепредпринимательство предусмотрено лишение свободы на срок до десяти лет.

Учитывая проводимую политику постепенного перехода от карательных мер к практике профилактики, целесообразно применять меры экономической ответственности за уголовные правонарушения в сфере экономики.

В ходе уголовного процесса по лжепредпринимательству не соблюдаются требования законодательства относительно объективности и полноты исследования. Сам состав «лжепредпринимательства» дублирует другие составы преступлений (фактически это один из способов уклонения от уплаты налогов, банковского кредита, мошенничества).

Сложилась порочная практика недопущения регистрации юридических лиц (лжепредприятий). Все сделки с их контрагентами признаются недействительными. В результате последним начисляются дополнительные суммы налогов и штрафы.

Уголовное преследование также используется для «внеплановых» проверок и до сих пор остается инструментом давления на бизнес. Если для обычной проверки государственный орган должен доказать обоснованность своих действий в прокуратуре, то для возбуждения уголовного преследования таких препятствий нет.

Несмотря на недавнее принятие нового Кодекса «Об административных правонарушениях», в нем остается ряд вопросов, требующих решения.

Сегодня в кодексе указано в общей сложности 608 составов правонарушений, из которых более 400 применяются в отношении субъектов предпринимательской деятельности. Из этих 400 составов преступлений в отношении предпринимателей только 14 статей предусматривают наказание в виде «предупреждения».

Поэтому в Кодексе необходимо широко применять институт предупреждения и профилактики по составам преступлений, не представляющим большой общественной опасности.

С этой целью, в первую очередь, совместно с Генеральной прокуратурой, с привлечением бизнес-сообщества, необходимо провести работу по устранению чрезмерно репрессивного характера Уголовного кодекса, переходу к мерам профилактики, а не наказания.

Во-вторых, необходимо провести работу по расширению института предупреждения в рамках Административного кодекса, устранить привязку штрафа к объему бизнеса, а также установить верхний предел штрафа по всем категориям бизнеса.

Ревизия соблюдения рыночных принципов формирует конкурентную среду

– Глава государства ставит задачу по передаче многих объектов в конкурентную среду, снижению доли государства в них. Как идут работы в этом направлении?

– На расширенном заседании Правительства 9 сентября глава государства отметил необходимость проведения повторной инвентаризации подведомственных организаций министерств и ведомств для их передачи в конкурентную среду или определения уровня местного содержания. В настоящее время влияние квазигосударственного сектора на экономику чрезмерно высокое. Доля активов, находящихся под контролем государства, достигает 60 процентов ВВП.

Для преодоления сложившейся сложной ситуации предлагается создать специальную рабочую группу (Правительственный штаб) на правительственном уровне, а также реализовать Комплексный план приватизации на 2016-2020 годы в рамках исполнения поручения главы государства по снижению доли участия государства в экономике до 15 процентов ВВП по опыту стран Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР).

Считаем, что вышеуказанные меры полностью соответствуют стратегии главы государства по вхождению Казахстана в число 30 самых развитых стран мира и внедрению стандартов ОЭСР. В связи с этим предлагаем включить указанные меры в план Правительства по исполнению поручений главы государства.

НПП «Атамекен» готова в дальнейшем совместно с государственными органами участвовать в обсуждении и совершенствовании предложений, а также представлять предложения по детальным механизмам, необходимым расчетам, изменениям нормативных правовых актов.

Беседовали

Самат МУСА, Айбын БАКЫТҰЛЫ, «Егемен Қазақстан»

Previous Post

Мы совершенствуемся благодаря согласию, а не из-за разногласий

Next Post

Дарига Назарбаева не считает себя наследницей Елбасы

Next Post

Дарига Назарбаева не считает себя наследницей Елбасы

Свежие записи

  • Каким будет курс золота в 2026 году – прогноз эксперта 15 декабря, 2025
  • Курс тенге к доллару в 2026 году: прогнозы экспертов и неожиданные тренды 15 декабря, 2025
  • Что ожидает экономику Казахстана в 2026 году? – мнение эксперта 15 декабря, 2025
  • «Сжёг из ревности»: в Петропавловске мужчина приговорён к 25 годам за убийство гражданской жены и двух друзей 15 декабря, 2025
  • Павлодарская пенсионерка перевела 2 млн тенге мошенникам, думая, что «возвращает деньги государству» 15 декабря, 2025
  • Сколько дней отдыхают казахстанцы на День независимости и Новый год? 12 декабря, 2025
  • Какие важные мероприятия пройдут в Алматы ко Дню независимости? 12 декабря, 2025
  • Какие имена были самыми популярными для детей в 2025 году? 12 декабря, 2025
  • В стране раскрыты крупные преступления, включая торговлю детьми и «элитный эскорт» 12 декабря, 2025
  • В Акмолинской области религиозная группа пропагандировала «свободные половые отношения» (ВИДЕО) 12 декабря, 2025

Рубрики

ULT TV U magazine Актуальное Без категории В мире Вторая Республика Год рабочих профессий Духовность Защита Интересное Комментарии Культура Национальная история Национальное искусство Общество Политика Постtimes Преступление Регионы Спорт Экономика и бизнес
Құрылтайшы: «Tengri Gold» ЖШС
2012-2021 © Ұлт порталы
ҚР Ақпарат және қоғамдық даму министрлігі Ақпарат комитетінің №KZ71VPY00084887 куәлігі берілген.
Авторлық және жарнама құқықтар толық сақталған.

Сайт материалдарын пайдаланғанда дереккөзге сілтеме көрсету міндетті. Авторлар пікірі мен редакция көзқарасы сәйкес келе бермеуі мүмкін. Жарнама мен хабарландырулардың мазмұнына жарнама беруші жауапты.

Рубрики

  • U magazine
  • ULT TV
  • Актуальное
  • Без категории
  • В мире
  • Вторая Республика
  • Год рабочих профессий
  • Духовность
  • Защита
  • Интересное
  • Комментарии
  • Культура
  • Национальная история
  • Национальное искусство
  • Общество
  • Политика
  • Постtimes
  • Преступление
  • Регионы
  • Спорт
  • Экономика и бизнес
  • Главная
  • Общество
  • Культура
  • Спорт
  • U magazine
  • Вторая Республика
  • В мире

© 2025 JNews - Premium WordPress news & magazine theme by Jegtheme.

No Result
View All Result
  • Главная
  • Общество
  • Культура
  • Спорт
  • U magazine
  • Вторая Республика
  • В мире

© 2025 JNews - Premium WordPress news & magazine theme by Jegtheme.