Имангали Тасмагамбетов пришел в правительство Бакытжана Сагинтаева, 9-го премьер-министра в истории исполнительной власти. Став вице-премьером… Точнее, Имангали Нургалиевич – заместитель Бакытжана Абдировича. Вице-премьер Тасмагамбетов будет курировать в правительстве сферы образования, науки и культуры, здравоохранения и спорта, информации и коммуникаций, проще говоря – всю идеологическую сферу. Это, конечно, прежний путь Тасмагамбетова. И сфера, которой он уделял внимание и проявлял заботу, где бы он ни находился. Однако, общество, привыкшее к тому, что он может затронуть общественное мнение, осталось недовольно нынешним назначением. Они считают, что Тасмагамбетов должен был занять более высокую должность. А именно – председателя Сената. То есть, место Касым-Жомарта Токаева. А место Токаева – второе по значимости в государстве согласно Конституции. Токаев – вторая по значимости фигура в государстве после Елбасы на текущем заседании. Многие хотят, чтобы «второе место» досталось Тасмагамбетову. Однако, Тасмагамбетов, взвешенный политик, прошедший через множество государственных должностей, не считал себя ни «вторым», ни «третьим». Он гражданин, который добросовестно выполняет предложенную главой государства должность.
Есть и те, кто говорит: «Имангали Нургалиевич, который за короткое время наладил работу оборонной сферы, должен был стать председателем КНБ в такое нестабильное время». Но председательство в КНБ досталось экс-премьеру Масимову всего три-четыре дня назад, поэтому не будем чесать затылок, говоря, что «мы должны были видеть человека, укрепившего оборону, в сфере безопасности». Вместо этого, государственник Тасмагамбетов вернулся в большую сферу, объединяющую оборону и безопасность. Да, в такое сложное время, когда вокруг множество завистливых глаз, стремящихся отобрать твое, управление сферами образования, культуры, религии, духовной обороны и развития общества – это самое сложное из сложного, самое запутанное из запутанного. Язык казахов, который находится в состоянии «глобализации», а вместе с ним и само самосознание, подошли к критическому моменту. То, с чем казахи не сталкивались и о чем не задумывались за всю свою историю – болезнь религии усугубляется. Казахи дошли до того, что не могут сидеть вместе, как прихожане одной мечети, как гости за одним дастарханом. Язык обучения – вот он: поколение, которое должно сначала научиться грамоте, напиться молоком родного языка и насытиться его чистотой, должно подчиниться влиянию английского и русского языков, стремящихся удержать в своей сфере либо себя, либо весь мир. Народ Алаша не против изучения английского языка, но влиятельная группа в политике и бизнесе навязывает русский язык обществу, делая с ним все, что им заблагорассудится.
Казахская духовность сейчас в глубоком кризисе. Печатные издания – лишь часть российской прессы, читатель – свободный раб российской прессы. Сегодня в администрации всех телеканалов руководящие должности занимают российские граждане. Если верить вышестоящим, то «это сильный менеджер». «Он привнесет в нашу прессу безупречный менеджмент». Что у него на уме, какова наша способность к обеспечению безопасности информационного пространства – мы сейчас «увязли» настолько, что не можем об этом думать. Мы живем по принципу: если пишет российская пресса – значит, так и есть, если говорит пресса на русском языке – значит, так и будет. Мы все, начиная с чиновников в белых воротничках, считаем такой образ жизни нормальным. Вопрос о том, можно ли жить без российской и местной русскоязычной прессы, вести информационную работу государства, за четверть века независимости никого не волновал. В результате казахский народ превратился в страну зомби. Для казахов сегодня Китай – враг, США – враг, Турция – страна с дурными намерениями, желающая нас колонизировать, Украина – разрушенная страна и т.д. Если начать перечислять, то проблем много. Имангали Нургалиевич, как деятель, который прекрасно знает все эти проблемы и умеет находить их решения, похоже, рискнул служить в составе правительства Сагинтаева.
В некотором смысле, назначение Тасмагамбетова руководить вышеупомянутыми сферами в правительстве означает, что мы отныне будем постепенно отдаляться от России, или, по крайней мере, стремиться к равноправным отношениям. Причина – Имеке (Тасмагамбетов) понимает, что духовный облик казахского общества должен быть самобытным, и как личность он будет прилагать все усилия для этого. Копирование и навязывание чужих идей ему чуждо. Однако… однако, разве сомнительные вещи могут уйти из сознания?
В сфере образования, несмотря на продвижение реформы трехъязычия, обучение всемирной истории на русском языке, а естественных наук на английском, власть, не сумев ее реализовать, возможно, стремится использовать авторитет и обаяние Тасмагамбетова для ее осуществления. Возможно, кому-то понадобилось, чтобы Тасмагамбетов своей рукой осуществил и другие «реформы», которые тяжело отразятся на казахской душе… Возможно, именно в этом кроется причина назначения неутомимого и трудолюбивого государственного деятеля на должность вице-премьера.
Однако, мы хотим верить, что Тасмагамбетов сможет наладить вышеупомянутые вопросы, занимая ответственную должность в правительстве Сагинтаева.
Даурен Куат
Abai.kz