ru.ult.kz
  • Главная
  • Общество
  • Культура
  • Спорт
  • U magazine
  • Вторая Республика
  • В мире
No Result
View All Result
  • Главная
  • Общество
  • Культура
  • Спорт
  • U magazine
  • Вторая Республика
  • В мире
No Result
View All Result
ru.ult.kz
No Result
View All Result

Главная страница » Регионы » Археологи раскрывают тайны Алтая

Археологи раскрывают тайны Алтая

Редакция Ult.kz by Редакция Ult.kz
14 сентября, 2016
in Регионы
0

— Этот год стал годом погружения в уникальную и глубокую историю региона. Впервые началось осуществление Плана развития археологических научно-исследовательских работ Восточно-Казахстанской области на 2016-2018 годы. Согласно программе, раскопки проводились на Берельских курганах в Катон-Карагае, на Шиликтынских могильниках в Зайсане, в крепости-монастыре Аблайкит в Уланском районе, на памятнике Кырыкунгыр в Абайском районе, на Елеке Сазы в Тарбагатае, пишет газета «Егемен Қазақстан» в сегодняшнем номере.

Результаты указанных исследований были подведены в рамках международной научно-практической конференции «Алтай – золотая колыбель тюркского мира», прошедшей в Усть-Каменогорске. В масштабном собрании приняли участие дипломаты посольств Франции, Южной Кореи, России и Монголии, ведущие археологи и тюркологи Казахстана, Турции, России, Великобритании, Венгрии, Германии, Польши, Китая. Перед мероприятием участники конференции и жители региона осмотрели уникальные артефакты, найденные во время раскопок, выставленные в трех юртах. Главные реликвии – «Золотой человек» и копии лошадей, найденных в кургане №11 на Берельской равнине, встретили участников собрания в коридоре Дворца культуры. В ходе пленарного заседания ученые обсудили актуальные вопросы археологической науки, а также сохранения и музейного хранения исторических артефактов, найденных в Восточном Казахстане. По мнению археологов, это окажет положительное влияние на культурное и экономическое развитие региона, формирование туристической инфраструктуры.

Открывая собрание, глава региона Даниал Ахметов отметил, что главной стратегией новой культурной политики страны является идея «Мәңгілік Ел» Елбасы Нурсултана Назарбаева, и подчеркнул, что Алтай – золотая колыбель – является одним из древнейших очагов человеческой цивилизации.

— Необходимость проведения научно-исследовательских работ в нашем регионе не вызывает сомнений. Такие работы позволят сформировать необходимую теоретическую базу для включения исследованных объектов в список всемирного наследия ЮНЕСКО, а также сформировать культурный бренд нашего региона и увеличить его туристический потенциал. Артефакты, найденные в результате раскопок, будут храниться в нашей области и служить патриотическому воспитанию нашей молодежи, — сказал Д. Ахметов. Глава региона сообщил, что предметы, найденные во время раскопок, будут переданы в областной историко-краеведческий музей. Следует отметить, что за день до этой конференции на Берельских курганах Катон-Карагайского района был открыт уникальный музей под открытым небом. Такой же музей планируется построить в следующем году на Шиликтынской равнине.

— Большим достижением казахстанской археологии в этом году стало создание музея под открытым небом над курганом №2 в Береле. Мы рады, что глава региона Даниал Ахметов принял решение сразу же после осмотра кургана. Аким области сдержал свое слово. Мы считаем это огромной поддержкой археологической науки. Ведь не каждому под силу за месяц построить оперативный археологический музей. Небожительский музей, ставшее особым событием для культуры региона, имеет большое значение в воспитании патриотизма у будущих поколений, — говорит известный археолог Зейнолла Самашев, который уже 20 лет проводит исследования на Берельских курганах.

Берельские рельефы

Теперь немного о достижениях археологических раскопок, ставших научным открытием этого года. Зейнолла Самашев, одним из первых выступивший на конференции, отметил, что археологические раскопки на Алтае можно разделить на две группы. Первая – это сакский период раннего железного века. В этом году были проведены раскопки на курганах №2 и №19, относящихся к этому периоду. В кургане №2 были найдены мумия пожилой женщины и семь лошадей. В связи с ее статусом царской особы, вместе с человеком были захоронены семь лошадей. Однако золотые изделия в кургане были разграблены, найдено мало предметов. Сохранились лишь некоторые фрагменты одежды царицы, украшенной золотом. К сожалению, от золотой одежды, состоящей из сотен украшений, сохранилась лишь часть. Также была найдена бронзовая зеркало. Его рукоять была выполнена в виде изображения хищного зверя. Рядом были положены специальный инструмент для измельчения семян конопли и сосуд. Царица выглядит как пожилой человек, страдавший от болезней. Поскольку зубы найденного в кургане человека были редки, а позвонки срослись. Возможно, это был горбатый человек. Похоже, эти инструменты использовались для лечения. Подобный инструмент был найден ранее в одном из раскопанных курганов. Бронзовая емкость имеет два отверстия и трубку. Внутри лежали шесть-семь гальки. То есть, семена конопли помещали в этот сосуд, нагревали камни и бросали в воду в емкости. Таким образом, возможно, проводилось лечение паром, выходящим из двух трубок. Поскольку человек был тяжело болен, ему положили рядом предметы, необходимые для лечения в загробном мире. Также на головах нескольких лошадей были надеты декоративные маски. На голове одной лошади были обнаружены золотые изображения птиц. Ранее на украшениях упряжи лошади, найденной в кургане №10, были изображены несколько петухов. Курган №19 также был сильно разграблен. Однако, когда грабители тащили мумию из могилы за ноги, часть головного убора осталась на месте. То есть, были найдены остатки золотого головного убора, похожего на головной убор «Золотого человека» из Иссыкского кургана. Это очень интересная и ценная находка. Это мумия молодой девушки, которая только начинала взрослеть.

По словам ученого, хотя в курганах, относящихся ко второй группе, найдено мало предметов, они имеют большое значение для разрешения научных вопросов. Архитектурная структура этих захоронений уникальна. Например, людей и лошадей хоронили в ящиках и без них внутри каменного круга. Из этих могильников были найдены ценные материалы, необходимые для заполнения пустоты между гуннами и древнетюркским периодом. Это условно называется сяньбийско-жужанским периодом. Сяньбийцы, переселившие тюрок с Орхона на Алтай. Тюрки плавили железо и отливали из него различные орудия труда. Позднее, увеличившись в численности, тюрки в 555 году разгромили своих хозяев и создали свое государство – первый Тюркский каганат. Вот из курганов второй группы были найдены следы культуры сяньбийцев, относящейся к периоду II-IV веков. Это народ, вышедший на историческую арену, разгромив хунну, смешавшийся с местным населением и создавший уникальную культуру. Сяньбийцев можно назвать прототюрками, тюркоязычным народом, сказал З. Самашев.

Шиликтыская летопись

По словам профессора Казахского национального университета имени аль-Фараби Абдеша Толеубаева, руководившего раскопками сакских курганов на Шиликтынской равнине, Шиликтыская долина – это место расположения древнейших элитарных памятников сакского периода в Восточном регионе. Эти памятники исследовались советским археологом С.С. Черниковым в 1949-1970 годах. После обретения независимости казахстанские ученые приступили к исследованию Шиликтынских могильников с 2003 года в рамках проекта «Мәдени мұра». Поскольку государственный заказ прекратился в 2012 году, после четырехлетнего перерыва исследования в Шиликты были возобновлены в рамках региональной программы развития археологии. А. Толеубаев сообщил, что здесь находится около 200 сакских могильников, относящихся к раннему железному веку. Из них около 50 – элитарные или царские курганы.

В степях Евразии редко встречаются такие плотные скопления элитарных курганов, как на Шиликтынской равнине. Наша цель – исследовать эти курганы. В этом году мы раскопали курган №16. Высота кургана – 8,6, диаметр – 88 метров. В Казахстане редко встречаются такие высокие, огромные курганы. В ходе раскопок под земляной насыпью кургана обнаружилась каменная насыпь. У ранее раскопанных курганов в Шиликты также была земляная насыпь, под которой находилась каменная. Под каменной насыпью располагалась деревянная гробница. Это курган с очень уникальной архитектурной структурой. Хочу отметить, что я пригласил известных ученых, занимающихся исследованием проектов исторической архитектуры. Они не скрывали своего удивления сложной и тщательно рассчитанной структурой постройки кургана. Аким области Даниал Ахметов, ознакомившись с архитектурными особенностями и артефактами этого кургана, пообещал построить музей под открытым небом для его сохранения. Если мы не покроем курган в течение года, то в будущем его веками сохранившийся облик будет разрушен, сказал А. Толеубаев.

Ученый сообщил, что отсутствие каменной насыпи в центральной части кургана является единственным признаком того, что курган был разграблен. В ходе продолжения раскопок обнаружилась деревянная гробница. Длина гробницы с севера на юг составляла 6 метров, с востока на запад – 4 метра, диаметр деревянных бревен составлял 60 сантиметров. Промежутки между бревнами были заполнены камнями. Это похоже на структуру курганов, которые мы раскапывали ранее, и курганов, исследованных Черниковым, сказал он. Было установлено, что он сильно разрушен и разграблен. После разрушения вода просочилась, и дерево почти сгнило. В могиле были похоронены два человека. Один из них хорошо сохранился. Золотые изделия были найдены в этой могиле. На извлечение из земли около 2 тысяч очень мелких, похожих на микроскопические колокольчики золотых бусин ушло около месяца. Количество более крупных золотых украшений – около 200. Поскольку эти украшения были разбросаны, невозможно было восстановить их первоначальный вид. А человек в правой гробнице был похоронен не с таким великолепием, как первый. К тому же, его голова повернута на восток. Также череп был раздавлен бревном. По предположению, это мог быть один из рабов царя, или же грабители могилы перевернули кости. Причиной плохой сохранности этих костей можно считать покрытие землей. Земля пропускает влагу, что приводит к гниению дерева. В целом, установлено, что в этом кургане был похоронен очень крупный сакский правитель.

Кроме того, в кургане №7, одном из небольших курганов на Шиликтынской равнине, были найдены мумии людей, похороненных вместе с лошадьми. По словам А. Толеубаева, традиция захоронения вместе с лошадьми ранее не встречалась в Шиликты. В верхней части кургана была обнаружена мумия женщины с связанными руками и ногами, а примерно в 70 сантиметрах ниже – мумия мужчины. Это также является новой находкой, требующей исследования.

Прославленный Аблайкит

Известный ученый Карл Байпаков рассказал об особенностях средневекового памятника Аблайкит. Он отметил, что процесс исследования крепости-монастыря, возведенного в Восточном регионе во время джунгарских нашествий, необходимо рассматривать в контексте распространения буддийского учения в стране. Буддийское учение, возникшее полторы тысячи лет назад в Индии, распространилось по Великому Шелковому пути и через Китай и Среднюю Азию пришло в Казахстан. Географическое положение нашей страны как моста между Европой и Азией играло важную роль не только в торгово-экономических связях, но и в межрелигиозных отношениях. Мы получаем сведения о наличии средневековых буддийских комплексов в Казахстане как из письменных источников, так и в результате археологических раскопок, сказал К. Байпаков. В VII веке ряд правителей Западно-Тюркского каганата поддерживал буддизм. Ученый отметил, что в средневековых городах Семиречья также было найдено много признаков буддизма, а места поклонения буддийских лам, построенные ойратскими племенами, назывались «кит-хит», и они строились из кирпича, соломы, а место поклонения использовалось как крепость, хозяйственно-бытовое и жилое помещение. Такие места существовали и на территории Павлодарской области и города Семей. А крепость Аблайкит была построена в 1654 году ойратским правителем Аблай-тайши на левом берегу Верхнего Иртыша, между горами Калба. Такова краткая история буддийского монастыря. Аблайкит был одним из крупных буддийских центров в 50-60-х годах XVII века. Позднее русский отряд под руководством И.М. Лихарева, основателя Усть-Каменогорской крепости, обнаружил на месте монастыря большой запас тибетских и ойратских рукописей, буддийских икон и бронзовых статуэток, а также тибетско-монгольских прикладных и декоративных изделий и вывез их в Россию. Это были ценные материалы, положившие начало европейской тибетологии. В целом, о Аблайките оставили письменные свидетельства многие путешественники-ученые. Среди них и Петр I, считавший казахские степи воротами в Азию, который в этот период прилагал усилия для изучения Казахстана и Средней Азии. По сохранившемуся проекту комплекса видно, что это был один из самых красивых монастырей того времени. Поскольку комплекс предназначался для оборонительных целей, его внешняя стена была полностью сложена из камня. Частично она сохранилась до наших дней. В этом году, начиная с мая, по инициативе акима области, на территории монастыря Аблайкит, построенного под влиянием распространителя буддийского учения Зая-Пандиты, проводились археологические раскопки. В результате раскопок крепостной стены и входа в комплекс была расчищена территория общей площадью 520 квадратных метров в южной части. Общая протяженность оборонительной конструкции комплекса составляет 2125 метров. Под монастырем жилые и хозяйственные площади с южной и восточной стороны разделены каменной стеной. В 50 метрах от стены проходит ров. Таким образом, обороноспособность крепости была рассчитана на противостояние природным аномалиям. То есть, с северо-запада – горный хребет, а с востока на юг – рвы и болотистые преграды. Толщина каменной стены в крепости варьируется в разных местах. На равнине она достигает 3,5 метров, а на труднодоступных для врага горных склонах истончается до 1,5 метров. Территория монастыря сильно пострадала от разрушений и разграблений. На поверхности земли очень много обломков кровли, кирпича, камня. В ходе раскопок было установлено, что сохранились основания 5 гранитных колонн. Из остатков сгоревшего ствола дерева были обнаружены мелкие фрагменты, окрашенные в красный цвет. Также детально изучается хозяйственная часть места поклонения и другая инфраструктура.

Выступивший на собрании доктор философских наук, академик Гарифолла Есим отметил, что Анахарсис, стоявший у истоков восточных мыслителей, родился на Алтае, поэтому познание истории предков начинается с эффективной популяризации личности и наследия Анахарсиса, а также названия Алтай в регионе.

Что говорят зарубежные ученые?

Выше мы упоминали, что в работе конференции приняли участие ученые из ближнего и дальнего зарубежья. Их мнения ценны своим разнообразием. Доминик Перринг, директор Института прикладной археологии Лондонского университетского колледжа: «В этих докладах уделяется внимание сложности управления археологическим наследием в современном обществе. Мы ожидаем значительных результатов от археологических открытий. Мы обсудили эффективные пути использования и сохранения богатого наследия Восточно-Казахстанской области на основе опыта исследований в Великобритании и Казахстане. Я думаю, что новые открытия на объекте Аблайкит и другие археологические памятники в регионе станут основой для долгосрочного обсуждения планирования управления археологическим наследием», — сказал он.

Профессор Института истории материальной культуры в Санкт-Петербурге Николай Боковенко остановился на культуре кочевых народов евразийских степей. Он сообщил, что отправка уникальных золотых изделий, найденных в районе Урала, Петру I стала событием, привлекшим внимание всего мира к древней цивилизации кочевников, после чего в казахские степи начали отправляться экспедиции. Анализируя археологические материалы XVIII века, особенно начиная с Сибирского собрания Петра I, можно сказать, что бытовая культура на территории от Урала до Сибири была схожей, однако в культурах саков Семиречья, Приаралья и Восточного Казахстана, тасмолинской культуре, майемер-пазырыкской культуре, а также в погребальных обрядах тагарской культуры Среднего Енисея, Тувы, монгольских оленных камней, кочевников Северного Китая, сармат Приволжья и скифской культуры Северного Причерноморья наблюдаются свои особенности, говорит Н. Боковенко. По словам российского ученого, археологическая культура сакского периода в Казахстане не только связывает культуры Центральной Азии и Европы, но и имеет много общего генетически с культурой бронзового века, такой как Бегазы-Дандыбай. Среди них научно подтверждены археологические находки пазырыкской, аржанской культур Сибири (Россия) и Берельских курганов Восточного региона, относящиеся к одному периоду. Мастерство древних металлургов, оружейников, быт, ювелирная культура, погребальные обряды саков не перестают удивлять. Поэтому есть основания рассматривать территорию Казахстана и прилегающие к ней районы от Западного Алтая до Тянь-Шаньских гор как очаг расцвета кочевой цивилизации. Н. Боковенко отметил большое значение первого тысячелетия в формировании культур, огромный всплеск народов на Алтае, причина великого движения и миграции, начавшихся отсюда, до сих пор неизвестна, и ее причиной может быть изменение климата и поиск новых мест обитания.

Доктор тюркской фольклористики из Измира (Турция), профессор Института исследований тюркского мира при Эгейском университете Метин Екичи рассказал о месте цветов в древнетюркском мировоззрении и их философских символах. Использование цветов, изначально возникшее в тюркском мире как верование, со временем сузилось и стало встречаться только в литературных произведениях. Например, в древнетюркском понимании алый цвет – это символ жизни, такой как кровь, солнечный луч, пламя огня. В нем можно увидеть тепло и свет творения, изменяющие весь мир. В труде «Диуани-лугат ат-Тюрк» говорится, что знаменем и символом войска гуннов был алый цвет. Сам корень слова «ал» также имеет решительное и тайное значение, говорит турецкий ученый. Метин Екичи, анализируя корень «ал» на основе тюркского мировоззрения, отметил, что яблоко, к которому протянули руки Адам и Ева, изначально называлось «кок» (синий/зеленый), а при созревании под солнечными лучами оно превращалось в «алый яблоко», и таким же образом топоним «Алтай» может означать слово «золотая гора».

Докторант Казахского национального университета имени аль-Фараби, венгерка Вероника Хорват сравнила памятники раннего железного века в Венгрии, Юго-Восточной Европе с результатами казахстанских раскопок, в которых она принимала непосредственное участие. По ее словам, это свидетельствует о широком географическом охвате кочевой культуры.

Следует отметить, что археологические раскопки на памятнике Кырыкунгыр и на Елеке Сазы также имеют свои научные особенности. Мы планируем в будущем остановиться на результатах раскопок там. Самое главное, археология с этого года станет основным талисманом Восточного региона. Ожидается, что это также создаст благоприятные условия для развития этнотуризма на территории области. С этой целью научно-практическая конференция «Алтай – золотая колыбель тюркского мира» станет традиционной международной площадкой для публикации археологических открытий.

Previous Post

Ракеты «Протон» на токсичном гептиле будут остановлены в 2025 году

Next Post

Турецкие власти официально потребовали выдать Гюлена из США

Next Post

Турецкие власти официально потребовали выдать Гюлена из США

Свежие записи

  • Каким будет курс золота в 2026 году – прогноз эксперта 15 декабря, 2025
  • Курс тенге к доллару в 2026 году: прогнозы экспертов и неожиданные тренды 15 декабря, 2025
  • Что ожидает экономику Казахстана в 2026 году? – мнение эксперта 15 декабря, 2025
  • «Сжёг из ревности»: в Петропавловске мужчина приговорён к 25 годам за убийство гражданской жены и двух друзей 15 декабря, 2025
  • Павлодарская пенсионерка перевела 2 млн тенге мошенникам, думая, что «возвращает деньги государству» 15 декабря, 2025
  • Сколько дней отдыхают казахстанцы на День независимости и Новый год? 12 декабря, 2025
  • Какие важные мероприятия пройдут в Алматы ко Дню независимости? 12 декабря, 2025
  • Какие имена были самыми популярными для детей в 2025 году? 12 декабря, 2025
  • В стране раскрыты крупные преступления, включая торговлю детьми и «элитный эскорт» 12 декабря, 2025
  • В Акмолинской области религиозная группа пропагандировала «свободные половые отношения» (ВИДЕО) 12 декабря, 2025

Рубрики

ULT TV U magazine Актуальное Без категории В мире Вторая Республика Год рабочих профессий Духовность Защита Интересное Комментарии Культура Национальная история Национальное искусство Общество Политика Постtimes Преступление Регионы Спорт Экономика и бизнес
Құрылтайшы: «Tengri Gold» ЖШС
2012-2021 © Ұлт порталы
ҚР Ақпарат және қоғамдық даму министрлігі Ақпарат комитетінің №KZ71VPY00084887 куәлігі берілген.
Авторлық және жарнама құқықтар толық сақталған.

Сайт материалдарын пайдаланғанда дереккөзге сілтеме көрсету міндетті. Авторлар пікірі мен редакция көзқарасы сәйкес келе бермеуі мүмкін. Жарнама мен хабарландырулардың мазмұнына жарнама беруші жауапты.

Рубрики

  • U magazine
  • ULT TV
  • Актуальное
  • Без категории
  • В мире
  • Вторая Республика
  • Год рабочих профессий
  • Духовность
  • Защита
  • Интересное
  • Комментарии
  • Культура
  • Национальная история
  • Национальное искусство
  • Общество
  • Политика
  • Постtimes
  • Преступление
  • Регионы
  • Спорт
  • Экономика и бизнес
  • Главная
  • Общество
  • Культура
  • Спорт
  • U magazine
  • Вторая Республика
  • В мире

© 2025 JNews - Premium WordPress news & magazine theme by Jegtheme.

No Result
View All Result
  • Главная
  • Общество
  • Культура
  • Спорт
  • U magazine
  • Вторая Республика
  • В мире

© 2025 JNews - Premium WordPress news & magazine theme by Jegtheme.