В последние дни в сети обсуждается неожиданное предложение нашего старшего Амиржана Косанова относительно жертвоприношения. Мнение нашего старшего Тыныштыкбека по этому поводу известно давно. Поскольку вопрос религии и шариата очень деликатен, я лично не склонен вмешиваться в такие споры. Однако, признаюсь, я предпочитаю здравый смысл слепой вере.
А что по этому поводу говорило предыдущее поколение? Вашему вниманию предлагаю статью поэта, просветителя Гумара Караша, опубликованную в газете «Казах». Всем известно, что Гумар ата активно участвовал в организации и проведении второго общеказахского съезда, на котором была провозглашена автономия Алаш, проходившего 5-13 декабря 1917 года в Оренбурге, и выступил с докладом, а также был избран кази на этом съезде. Итак…
Казбек Куттымуратулы
ВОПРОС ЗАКОНА
(Религиозный вопрос)
Недавно я получил письмо от одного нашего брата из Астрахани по имени Хамидолла Наубетов. Поскольку заданный в письме фатуа касается общеизвестного вопроса, я счел уместным опубликовать его письмо и мой ответ через уважаемую газету «Казах». Прошу тех, кто найдет его письмо, объяснить все по существу, без придирок и унижений.
Хамидолла Наубетов пишет: «Многоуважаемый (уважаемый – прим.) Гумар эфенди, в 36-м номере «Казаха» в статье «Телеграмма из Сарканда» сообщается, что вместо жертвоприношения было собрано по 5 тенге с головы жертвенного животного и отправлено на помощь студентам. Поскольку это событие ранее не встречалось среди казахов, некоторые недоумевают и сомневаются: правильно ли это? Допустимо ли в шариате вместо жертвоприношения собирать деньги и раздавать их? Не является ли это позорным делом? – есть сомневающиеся. Я направил это свое обращение с просьбой к вам, как к авторитетному лицу, узнать у знающих людей, допустимо ли это, и если это правильно по шариату, то почему бы и нам так не поступить, и прошу вас дать фатуа с надлежащим обоснованием. Если раздача живого скота вместо жертвоприношения допустима и это распространится среди нашего казахского народа, и будет направлено на нужды образования и просвещения, в которых народ действительно нуждается, это могло бы стать большой причиной для нашего народа, чтобы выйти из темноты к свету».
Мой ответ: При глубоком размышлении и тщательном исследовании оказывается, что все возможно, и у шариата есть свои формы. И дух, и цель едины. В каждом веке существуют ученые-муджтахиды, которые определяют формы и облик шариата, создавая науку фикх (наука о праве – прим.), и распространяются книги фатуа, по которым живут люди. Существуют авторитетные книги, такие как «Хидая», «Вакая», «Казыхан». Конечно, то, что в них сказано и определено, не является вечным. Все это меняется