ru.ult.kz
  • Главная
  • Общество
  • Культура
  • Спорт
  • U magazine
  • Вторая Республика
  • В мире
No Result
View All Result
  • Главная
  • Общество
  • Культура
  • Спорт
  • U magazine
  • Вторая Республика
  • В мире
No Result
View All Result
ru.ult.kz
No Result
View All Result

Главная страница » Комментарии » Почему мы отвернулись от названия «Әліппе»?

Почему мы отвернулись от названия «Әліппе»?

Редакция Ult.kz by Редакция Ult.kz
13 сентября, 2016
in Комментарии
0

Введение.

С нового учебного года учащиеся 1-х классов перешли на обучение по обновленной программе. Эта программа также предусматривает пятидневную учебную неделю. То есть, с этого года первые классы будут учиться только пять дней. Еще одно новшество новой программы – первоклассники, переступившие порог школы в этом году, начали учебный год не с «Әліппе», а с «Сауат ашу» (Обучение грамоте). Почему «Әліппе», который долгие годы учил детей читать и писать, вышел из употребления?

Если начать наш рассказ с истории «Әліппе». В целом, не все знают, откуда произошло слово «Әліппе» и каков его корень. Изначально оно состоит из первой буквы арабского алфавита «алиб» и следующей за ней буквы «би». Из их сочетания образуется слово «әліппе». Это слово вошло в наш язык через арабскую письменность. Позже, в 1929 году, произошел переход на латиницу, а с 1940 года – на печатный кириллический алфавит.

Отец казахского алфавита и казахского учебника – Ахмет Байтурсынулы. Он начал писать казахский алфавит в 1910 году. Вместе с «Әліппе» он приступил к созданию казахской графики. В его основе лежали арабские знаки, имеющие многовековую традицию в казахской культуре, общие с другими тюркскими народами и имеющие родственный характер. Эти знаки деятель Алаш адаптировал к казахской фонетике. Таким образом, он сформировал казахскую письменность, состоящую из 24 знаков. Позже это назвали «письмом Байтурсынова». Поэтому мы называем его отцом казахской национальной графики. После того, как ученый исправил казахскую графику, он написал «Әліппе», обучающий этой письменности. С тех пор каждый интеллигентный человек ставил своей целью научить народ грамоте, начиная с изучения алфавита. Алфавит Байтурсынова под названием «Учебное пособие» был издан 7 раз в период с 1912 по 1925 годы. А в 1926 году была написана новая версия «Әліппе».

Первый «Әліппе» был напечатан в 1912 году в Оренбурге. Автор использовал стихотворение «Подарок», начинающееся словами «Дети, этот путь ведет к мудрости», в качестве введения к учебнику. В верхней части первой страницы учебника, обучающей буквам, было написано слово «Коран». Там была надпись: «Бисмиллаһи-рахмани-рахим». В учебнике казахские буквы представлены в порядке прямого письма. Под каждой буквой были собраны краткие и емкие тексты.

После этого учебника в 1926 году «Әліппе» был переиздан. Есть основания называть его продолжением предыдущего «Әліппе». Книга была переработана через 14 лет и вышла в свет в типографии Кызылорды. Ученые говорят, что между учебниками, изданными в 1926-1928 годах, нет никакой разницы. В издании 1926 года к каждой теме прилагались соответствующие иллюстрации. Организаторы исходили из того, что иллюстрации легче воспринимаются детьми при обучении.

Это история казахского «Әліппе». «Әліппе», который служил пищей для казахов почти столетие, с этого года был преобразован в предмет «Обучение грамоте». Около 380 тысяч учащихся, переступивших порог школы, начали свой первый учебный лист не с «Әліппе», а с «Сауат ашу». Последняя страница «Әліппе», который казахский ребенок считал особым сокровищем, открывающим путь к бесценному кладезю знаний, накопленных за многие века, была закрыта. В министерстве говорят, что предмет «Сауат ашу» ничем не отличается от «Әліппе», и оба учат чтению и письму. Однако мы не можем понять причину изменения названия первого учебника «Әліппе», составленного Ахметом Байтурсынулы в 1912 году, на «Сауат ашу» спустя более века. Неужели министерство, ссылаясь на обновленную программу, хочет лишить казахов их исконных ценностей? Это нас беспокоит. Почему мы отворачиваемся от названия ценного учебника с вековой историей? Само название «Әліппе» было теплым для сердца, приятным для души. Ежегодно первоклассники проводили прощание с «Әліппе». Так неужели с этого года ученики будут прощаться с «Сауат ашу»? В голове много вопросов. Что скажут об этом другие?

Гульзина АБЕНКЫЗЫ,
учитель начальных классов высшей категории, отличник образования РК:
– До сегодняшнего дня первым, кого узнавал любой ученик, переступающий порог учебных заведений, был «Әліппе». Поэтому неудивительно, что «Әліппе» кажется близким каждому человеку. Тем не менее, в соответствии с обновленной учебной программой, новым содержанием «Сауат ашу» заменяет «Әліппе». Если раньше мы вели обучение грамоте как предмет, то с этого года оно введено как название учебника. Сегодня готовность детей к школе находится на разных уровнях. Распространение различных центров подготовки к школе и частных преподавателей (репетиторов) в определенной степени создает препятствия для системы образования. Для ребенка, пришедшего в учебное заведение с интенсивной подготовкой, «Әліппе» слишком легок. В целом, любой ребенок, взявший в руки «Әліппе», без труда сможет прочитать тексты и выучить стихи. Потому что в «Әліппе» все слова и предложения даны по слогам. К тому же, этот учебник учит заучиванию.

«Сауат ашу» имеет много новинок и отличий. Родители, увидевшие книгу, введенную в систему образования с нового учебного года, вполне могут посчитать этот учебник слишком сложным для первоклассника. Потому что в «Сауат ашу» на изучение одной буквы отводится четыре-пять уроков, и в это время даются различные задания, обучающие ребенка самостоятельному поиску. То есть, он учит ребенка не заучивать знания, а самостоятельно стремиться к изучению чего-либо, искать, прилагать усилия для усвоения необходимых знаний. Еще одна особенность – «Сауат ашу» состоит из уровней: слушание, письмо, чтение и говорение. Во времена «Әліппе» дети:
– Как тебя зовут?
– Меня зовут Адия.
– Сколько тебе лет?
– Мне семь лет, – учились составлять такой простой диалог только к третьему классу. Потому что в этой книге даются рассказы, связанные с буквами, и дети, не полностью понимая их, заучивают текст. А в «Сауат ашу» изучение одной буквы всесторонне рассматривается по вышеупомянутым четырем уровням. Простой диалог ученики смогут освоить уже в первом классе через слушание.

Существуют разные мнения о замене «Әліппе» этим учебником. Тем не менее, суть проблемы нужно рассматривать с двух сторон. Как родителям, это может быть несколько сложно. Но как специалисту, можно сказать, что «Сауат ашу» гораздо эффективнее. В целом, направление этого учебника, поставленные перед ним цели неплохие.

Гани БЕЙСЕНБАЙУЛЫ,
директор международного образовательного центра Edtech.kz:
– На этот вопрос лучше бы ответили основные авторы идеи. У них много вопросов не только у народа, но и у многих квалифицированных специалистов. Если они уверены в прочности внедряемых ими программ, то должны смело выйти к народу. К сожалению, я опасаюсь, что их аргументы, наоборот, приведут к еще большему количеству вопросов. Например, то, что мы прощаемся не с «Әліппе», а с «Сауат ашу», это только верхушка айсберга. Конечно, я знаю, что для человека, понимающего разницу слов, этого достаточно. Нельзя забывать, как министерство когда-то вызвало переполох в народе, сократив Национальное единое тестирование до «БҰТ». Что такого в названии, скажете вы, ничего. Меня пугают неизвестные широкой публике аспекты совершенно новой программы. Утверждение, что мы будем повышать знания крепких казахских детей через английский и русский языки, является явлением, не встречающимся в педагогической науке. Причина объединения любимых ученических предметов труда и рисования в «Художественный труд», который напрямую влияет на всестороннее развитие ребенка, также заставляет задуматься. Если бы они ограничились только заменой названия «Әліппе» и его объединением, это было бы одно дело, но таких вопросов, волнующих народ, очень много.

Улжалғас АГЫБАЕВА,
учитель:
– Понятие «Сауат ашу» использовалось еще в XIX веке, когда большая часть населения не умела читать, а дети не ходили ни в детский сад, ни в школу, и оно полностью соответствовало смыслу того времени. Борьба Ыбырая Алтынсарина за просвещение народа и образование детей относится к тому же периоду. А сегодня, когда каждый казахский ребенок приходит в школу, уже имея базовые знания, насколько правильно вводить такое понятие в школьную программу в качестве учебника? История «Әліппе» очень глубока. Сколько казахских интеллигентов вышло из числа учеников, научившихся читать по этой книге с момента ее введения в употребление. Что мы приобретаем, меняя название уважаемой книги, которую мы ценим как наследие Ахмета Байтурсынова? Возможно, ответственные за этот проект лица объяснят суть проблемы отличием содержания учебника. Тем не менее, государство, которое с момента обретения независимости создает все условия для получения грамотного и качественного образования, не нуждается в «открытии грамотности» для своей молодежи. Каждый казахский ребенок способен научиться читать и совершенствовать свои знания с помощью «Әліппе».

Багдат БАТЫКҰЛЫ,
главный редактор журнала «Балабек»:
– В некотором смысле, можно было бы радоваться тому, что первый учебник наконец-то систематизируется. Потому что в последние годы каждое издательство выпускало свой собственный «Әліппе». Педагогическое сообщество положительно воспринимает учебник «Атамура». А учебник «Сауат ашу» выходит из этого издательства. Я слышал мнения, что качество хорошее, легкое, понятное. Этому можно радоваться. Однако изменение названия учебника министерством омрачает настроение. Потому что «Әліппе» в казахском понимании стало священным названием. Было написано много песен, стихов, посвященных «Әліппе». Неужели все это стало ненужным в одночасье? Конечно, это печально! У нас была прекрасная традиция – «Прощание с Әліппе». Мы живем в эпоху обновления. Поэтому реформы необходимы во всех сферах, в том числе и в сфере просвещения. Однако нельзя забывать, что «у традиций есть и прогрессивное, и устаревшее». Нельзя отказываться от национальных ценностей только потому, что это реформа. А само название «Әліппе» в моем понимании – это национальная ценность. В любом случае, я считаю это поспешным, поверхностным решением.

Заключение.

Министр изначально заявил: «С 1988 года страны ОЭСР начали постепенно переходить на обновленное образование в школах. Этот процесс завершился к середине 90-х годов. В 1997 году вышеупомянутые страны приняли решение о едином стандарте измерения обновленного содержания, который называется PISA. Таким образом, Казахстан начал определять качество образования в некоторых школах страны по этому стандарту в 2009, 2012 и 2015 годах. А в этом году с 1 сентября в Казахстане во всех школах начнется внедрение этой стандартной системы с 1-го класса. Полный переход на нее запланирован на четыре года». Похоже, что учебник «Әліппе» не вошел в обновленную систему. Мы не поняли, почему мы отвернулись от «Әліппе», который служил источником знаний для детей на протяжении тысячелетий. Можно было бы внедрить новый стандарт и с «Әліппе». В век информации, то есть в век образования, человечество может покорять высоты только благодаря знаниям. Законмерно, что «Әліппе» Ахана, Ахмета Байтурсынулы, должен стоять рядом на этой высоте…

Гюль БЕКЗАТ,
Асыл ТУМАР

Газета «Айқын»

Previous Post

Ерлан Жунис. Сон нации или Ацетилхолин

Next Post

Издание, назвавшее Головкина «гражданином России», принесло извинения

Next Post

Издание, назвавшее Головкина «гражданином России», принесло извинения

Свежие записи

  • Каким будет курс золота в 2026 году – прогноз эксперта 15 декабря, 2025
  • Курс тенге к доллару в 2026 году: прогнозы экспертов и неожиданные тренды 15 декабря, 2025
  • Что ожидает экономику Казахстана в 2026 году? – мнение эксперта 15 декабря, 2025
  • «Сжёг из ревности»: в Петропавловске мужчина приговорён к 25 годам за убийство гражданской жены и двух друзей 15 декабря, 2025
  • Павлодарская пенсионерка перевела 2 млн тенге мошенникам, думая, что «возвращает деньги государству» 15 декабря, 2025
  • Сколько дней отдыхают казахстанцы на День независимости и Новый год? 12 декабря, 2025
  • Какие важные мероприятия пройдут в Алматы ко Дню независимости? 12 декабря, 2025
  • Какие имена были самыми популярными для детей в 2025 году? 12 декабря, 2025
  • В стране раскрыты крупные преступления, включая торговлю детьми и «элитный эскорт» 12 декабря, 2025
  • В Акмолинской области религиозная группа пропагандировала «свободные половые отношения» (ВИДЕО) 12 декабря, 2025

Рубрики

ULT TV U magazine Актуальное Без категории В мире Вторая Республика Год рабочих профессий Духовность Защита Интересное Комментарии Культура Национальная история Национальное искусство Общество Политика Постtimes Преступление Регионы Спорт Экономика и бизнес
Құрылтайшы: «Tengri Gold» ЖШС
2012-2021 © Ұлт порталы
ҚР Ақпарат және қоғамдық даму министрлігі Ақпарат комитетінің №KZ71VPY00084887 куәлігі берілген.
Авторлық және жарнама құқықтар толық сақталған.

Сайт материалдарын пайдаланғанда дереккөзге сілтеме көрсету міндетті. Авторлар пікірі мен редакция көзқарасы сәйкес келе бермеуі мүмкін. Жарнама мен хабарландырулардың мазмұнына жарнама беруші жауапты.

Рубрики

  • U magazine
  • ULT TV
  • Актуальное
  • Без категории
  • В мире
  • Вторая Республика
  • Год рабочих профессий
  • Духовность
  • Защита
  • Интересное
  • Комментарии
  • Культура
  • Национальная история
  • Национальное искусство
  • Общество
  • Политика
  • Постtimes
  • Преступление
  • Регионы
  • Спорт
  • Экономика и бизнес
  • Главная
  • Общество
  • Культура
  • Спорт
  • U magazine
  • Вторая Республика
  • В мире

© 2025 JNews - Premium WordPress news & magazine theme by Jegtheme.

No Result
View All Result
  • Главная
  • Общество
  • Культура
  • Спорт
  • U magazine
  • Вторая Республика
  • В мире

© 2025 JNews - Premium WordPress news & magazine theme by Jegtheme.