ru.ult.kz
  • Главная
  • Общество
  • Культура
  • Спорт
  • U magazine
  • Вторая Республика
  • В мире
No Result
View All Result
  • Главная
  • Общество
  • Культура
  • Спорт
  • U magazine
  • Вторая Республика
  • В мире
No Result
View All Result
ru.ult.kz
No Result
View All Result

Главная страница » Комментарии » Айнур Абдирасиловна: Основная цель салафитов – утверждение идеи «исламского государства»

Айнур Абдирасиловна: Основная цель салафитов – утверждение идеи «исламского государства»

Редакция Ult.kz by Редакция Ult.kz
12 сентября, 2016
in Комментарии
0

Представляем вашему вниманию беседу с директором Научно-исследовательского и аналитического центра по вопросам религии Комитета по делам религий Министерства культуры и спорта Айнұр АБДИРАСИЛКЫЗЫ.

− Айнұр Абдирасилкызы, мы знаем, что вы недавно вернулись из рабочей поездки по западным регионам Казахстана. Расскажите, пожалуйста, о том, что вы увидели и узнали в ходе поездки.

− Мы ездили в западный регион в составе Республиканской информационно-разъяснительной группы. Народ спокоен, страна в мире, тем не менее, у многих накопилось множество вопросов.

В ходе поездки мы работали по нескольким направлениям. Были охвачены различные категории: члены информационно-разъяснительных групп, преподаватели предмета «Основы религиоведения», преподаватели и студенты специальных учебных заведений среднего образования, специалисты в области медицины и права, представители молодежных и женских организаций, трудовые коллективы, представители общественности, а также лица, отбывающие наказание в исправительных учреждениях.

Хотя уровень понимания и оценки религиозной ситуации у каждой аудитории разный, и интересующие их вопросы разнообразны, были четко выявлены два момента. Во-первых, события последнего периода усилили интерес к сфере религии, смешанный с опасениями, и, соответственно, повысился уровень информированности населения. Во-вторых, вопрос запрета салафизма стал самой горячо обсуждаемой и постоянно актуальной темой среди населения.

Наиболее часто задаваемые вопросы членам информационно-разъяснительных групп были: «Как мы можем сохранить традиционный казахский ислам?», «Почему учение духовных деятелей нашей земли не пропагандируется всесторонне?», «Будут ли законодательно ограничены действия представителей нетрадиционных течений?», «Когда будет запрещен салафизм?».

Бросилось в глаза, что широкую общественность, как и всегда, больше интересуют простые социально-бытовые вопросы, связанные с повседневной жизнью, нежели теологические и вероучительные аспекты религии. Среди них были и вопросы о преемственности религии и традиций, которые никогда не теряют своей актуальности.

Выяснилось, что большая часть нерешенных проблем связана с системой образования. В этом плане наблюдается недостаточная координация действий между уполномоченным органом в сфере образования и его местными учреждениями по вопросу школьной формы. Вопросы, заданные учителями предмета «Основы религиоведения», были в основном направлены на внутренние проблемы сферы образования, а не на содержательные аспекты религиоведения.

– После каждой поездки, наверное, возникает традиционный вопрос: «Что делать?»…

– Да, на этот вопрос у нас есть множество ответов. Самым важным является вопрос о законодательном запрете салафизма, и в соответствии с поручением Главы государства по этому вопросу уже создана Межведомственная группа, которая всесторонне изучает и анализирует данную проблему. Перед принятием соответствующего решения он будет вынесен на обсуждение как народа, так и народных избранников.

Мы заметили, что информационно-разъяснительную работу теперь уже невозможно и необязательно ограничивать только темой религии. В настоящее время нет никаких альтернативных механизмов, кроме этих групп, способных глубоко проникать в общество и стимулировать общественное мнение. Следовательно, мы должны признать, что в этот непростой период на нас лежит бремя не только религии, но и всей национальной духовности.

Поэтому создание информационно-разъяснительных групп на районном и сельском уровнях будет иметь особое значение. Для этого, как мы уже говорили и делали ранее, необходимо активнее привлекать уважаемых аксакалов, авторитетных личностей и активную молодежь, деятелей пера, которые говорят мудрые слова. Главная цель – не оставлять общество без присмотра. Воспитание общества должно быть в руках самих членов общества. Каждый человек должен чувствовать, что есть кому сказать «дай» и кому сказать «возьми».

Есть известное выражение: «Лучше сто раз прочитать одну полезную книгу, чем прочитать тысячу бесполезных». Сейчас нашему обществу по-прежнему необходимо глубоко усваивать информацию, связанную с традиционным казахским исламом, глубокими корнями казахской культуры и исламской религии. Поэтому мы убедились в необходимости массового распространения таких изданий из серии «20 вопросов-ответов по актуальным проблемам в сфере религии», выпущенных нашим Центром в 2014 году, как «Религия и традиции», «Религия и общество», «Духовные понятия», «Деструктивные взгляды – чуждые религии». Пока такие издания не будут распространены сотнями тысяч и не окажутся в каждом доме, невозможно будет возродить традиционные ценности в национальном сознании. Особенность этих книг в том, что они написаны легким языком в формате вопросов-ответов и построены на интересном содержании. Не легкие брошюры, которые можно отложить, не толстые книги, которые страшно брать в руки, а такие компактные, небольшие издания, несомненно, соответствуют современному читательскому спросу.

Еще одно наше наблюдение – необходимо совершенствовать информирование, обучение, переподготовку и тестирование учителей «Основ религиоведения», которые обучают детей основам религиоведения в школах. Нельзя не довести накопившиеся проблемы, связанные со сферой образования, до сведения Министерства образования и науки.

Клубы «Қыз Жібек», открытые по нашей инициативе в высших учебных заведениях и ведущие свою работу, на каждом выезде убеждают нас в том, что создание таких клубов со школьной скамьи на районном, городском и сельском уровнях станет бесценной альтернативной идеей для подрастающего поколения. В вопросе противодействия радикальным течениям необходимо активизировать работу с той аудиторией, которая еще не попала под их влияние, а не с теми, кто уже поддался.

− Давайте теперь перенесем наш разговор на действия салафитского течения, которое вы сами назвали самым актуальным из вопросов, волнующих многих. В связи с этим, очевидно, пришло время вновь поднять вопрос о том, какую угрозу для государства и общества представляет нетрадиционное салафитское течение для общественного сознания.

− Прежде всего, давайте рассмотрим влияние идеологии течения на понятия государства, нации и религии. Угроза течения для государственной целостности огромна. Ведь, как мы уже упоминали, основной целью представителей этого течения является отрицание светских государственных ценностей и утверждение идеи исламского государства.

Салафиты считают «неверными» правителей, которые не выносят решений по законам шариата, и страну, которой они управляют. Такое государство вместе с его правителями они признают «тагутом» и объявляют им джихад (вооруженную войну). То есть, идеология этого течения в первую очередь направлена на формирование взглядов, выступающих против светского государства и на его свержение. Известно, что сотни казахстанских молодых людей, обманувшись ложной идеей салафитов о том, что светское государство, обеспечивающее свободу вероисповедания, является «безбожным, неверным государством», и с верой в то, что они совершили «хиджру в мусульманскую страну», отправились в Сирию и стали жертвами резни ДАИШ.

Салафитской идеологии, которая считает понятие нации чуждым, свойственно отрицание духовных ценностей нации, являющихся опорой государства, самобытной культуры и традиций, и даже мусульманской истории. Сторонники салафизма необоснованно обвиняют благородные традиции казахов, порожденные смирением и уважением, в «придании Аллаху сотоварищей» и «бидгате», отрицают культуру зиярата как почитание истории. В среде представителей салафитского течения произошло такое святотатство, как разрушение могил, чего никогда не было в казахской степи.

Еще одна цель в отрицании традиционного казахского ислама – представить исламскую религию как новую религию, пришедшую в Казахстан только после обретения независимости, и прославлять проповедников салафизма, приехавших из арабских стран в тот период, как распространителей «чистого» ислама.

Салафитское течение, представители которого считают представителей других религий «неверными» и проявляют крайнюю нетерпимость, совершенно чуждо казахскому менталитету, свойственному примирительности (толерантности). Салафитское течение, придерживающееся чуждого традиционному исламу представления о том, что «имущество неверных является дозволенным для мусульман и может быть изъято в любое время», чрезвычайно вредно для граждан многоконфессионального государства, такого как Казахстан.

− Наверное, и внутри общества немало потрясений, вызванных нетрадиционными течениями…

− Да, это, прежде всего, проявляется в расколе единой мусульманской уммы на две части. Представители салафитского течения объявляют неверными даже мусульман, не совершающих намаз. Им совершенно чуждо традиционное понимание того, что имам состоит из произнесения шахады языком и утверждения в сердце, и что имам и амал – это не одно и то же.

Салафиты являются причиной многих пагубных действий, когда дети отворачиваются от родителей, не совершающих намаз, привлекаются в изолированные джамааты, что приводит к разрушению семьи.

Среди представителей салафитских джамаатов, безответственно относящихся к вопросу брака, широко распространено узаконивание временных браков. Пары, заключающие брак по свидетельству кого-либо из членов джамаата без согласия родителей, так же легко разводятся без всякой ответственности. В результате того, что мужчина может развестись, сказав «талак» три раза, если ему не нравится, и не чувствуя никакой ответственности перед семьей и детьми, увеличилось число женщин, переходящих из рук в руки внутри джамаата, и детей, неизвестно от кого рожденных. Такие негативные явления в стране растут.

Представители салафитского течения пытаются отличаться от прихожан мечетей нашей страны своим особым стилем намаза, разрушая преемственность религиозной практики, продолжавшуюся веками. Они нарушают внутренний порядок мечетей, являющихся общественными местами, нанося ущерб единству прихожан и авторитету имамов.

Ограниченный мировоззрение салафитского течения, которое не понимает духа ислама, уделяет внимание только формальной стороне религии, а не ее содержательной стороне, и пытается представить бороду, короткие штаны и хиджаб как прямое проявление мусульманства, очень опасно для мусульман. В свою очередь, буквалистский взгляд «аяты Корана следует принимать только в прямом смысле, их нельзя постигать разумом» также является следствием этой ограниченности.

В результате этого отсталого взгляда сформировалось множество ошибочных представлений, таких как непризнание исламских ученых, учения мазхабов, отрицание национальных традиций, культуры и истории, отрицание принципов светскости в исламе, межрелигиозного диалога, толерантности, искажение понятия «джихад» и его понимание только в смысле «вооруженной войны», которые веками приводили к необоснованному кровопролитию. Эти ошибочные представления сейчас продолжаются на казахской земле, открывая путь к террористическим действиям…

− Ваши слова верны, все это является искажением свободы вероисповедания в своих целях, не так ли?

− Если говорить точнее, то действия представителей течения выходят за рамки понятия свободы вероисповедания. Обеспечение свободы вероисповедания не означает позволение распространять идеи, наносящие ущерб безопасности государства, направленные на нарушение его целостности, лишающие народ страны его благополучия и единства.

Салафитская идеология наносит ущерб основным ценностям нашего светского государства – жизни, свободам и правам граждан государства, национальной безопасности, внутренней стабильности, духовно-культурным ценностям народа. Все законодательство государства работает на обеспечение его безопасности. Эти законодательные акты заинтересованы и обязаны выявлять и ограничивать опасные явления, противоречащие их целям.

– Значит, без запрета салафизма не обойтись?

− Мы уже прошли этап обсуждения этого вопроса. Если судить как эксперт, видя столько вреда и ущерба, у нас не остается другого выхода, кроме как запретить салафизм. И как страна с независимой политикой, самостоятельной позицией, устоявшимися внутренними и внешними отношениями, у нас сегодня нет никаких оснований уклоняться от запрета салафизма.

Необходимость запрета нетрадиционного салафитского течения, подрывающего государственную целостность и национальное единство, сейчас открыто поднимается всем обществом, непрерывно обсуждается. Авторитетные представители интеллигенции страны, старшее поколение, имеющее свой вес, политики и эксперты, религиоведы и имамы единодушно открыто заявляют и убедительно доказывают необходимость запрета салафизма.

В свою очередь, представители салафитского течения также не сидят сложа руки. Когда в 2014 году была запрещена организация «Ат-Такфир уаль-хиджра», салафиты, перенесшие все свои деструктивные идеи на такфиризм, теперь пытаются оправдать себя, прикрываясь ваххабизмом от любых подозрительных взглядов. В целях представления салафизма как отдельного течения от ваххабизма они проводят искусственные исследования и пытаются обосновать ложную идею «умеренного салафизма». Вместо того чтобы осуждать себя, они обвиняют Духовное управление мусульман Казахстана в распространении нетрадиционных течений и отвлекают внимание народа в другую сторону.

Однако наши ученые-религиоведы всесторонне доказывают необоснованность этих действий и идей. Единство основ, из которых берут начало салафизм и ваххабизм, «умеренный салафизм» как целенаправленно введенное искусственное понятие, отвергнутое на мировом уровне, даже в арабских странах, из-за отсутствия самооправдания, научная основа того, что всем салафитским течениям свойственны экстремистские деструктивные взгляды, – все это доказывается.

Салафизм – это исток радикальных течений, очаг экстремистских идей. Тот факт, что из 670 экстремистских литератур, запрещенных по решению суда в Республике Казахстан, 334 принадлежат представителям салафитского течения, является ярким доказательством этого.

Вопрос запрета салафизма стал актуальным не только сегодня. Запрет организации «Ат-Такфир уаль-хиджра», упомянутой выше, можно считать началом поэтапного преодоления салафитских течений, частью которых являются такфиристы. А признание вышеупомянутой салафитской литературы экстремистской и ее запрет по решению суда – это середина этого процесса. Теперь необходимо завершить этот процесс полностью, запретив салафитское течение в целом, что ставится на повестку дня участившимися в последнее время террористическими актами.

− Какие результаты можно ожидать от запрета салафизма?

− Этот процесс позволит многим гражданам страны, заблудившимся и последовавшим за салафизмом, вернуться к правильной вере. Он снизит, а со временем и значительно ослабит темпы попадания наших соотечественников под влияние салафитской идеологии. Нельзя исключать возможность радикализации взглядов отдельных представителей салафизма, однако известно, что это явление происходит и в настоящее время, когда салафизм не запрещен. В случае запрета течения, наоборот, число людей, подвергающихся радикализации, несомненно, уменьшится.

Что касается внешней политики, то следует учитывать, что мусульманские страны также страдают от пагубных последствий салафизма, и поэтому взгляды на салафизм даже в арабских странах неоднозначны. Официальной религией всех мусульманских стран является ислам, а салафизм или ваххабизм ни в одной стране не закреплены в качестве официальной религиозной идеологии.

Если говорить об отношениях с Королевством Саудовская Аравия, симпатизирующим ваххабизму, то следует учитывать, что в межгосударственных отношениях на первом месте стоят экономические интересы, а не религиозные вопросы. Известно, что несмотря на то, что в таких странах, как Дагестан, Узбекистан, Таджикистан, которые испытали на себе последствия нетрадиционных течений раньше и глубже нас, салафизм-ваххабизм запрещен по решению суда, отношения этих стран с арабскими государствами не пострадали.

В заключение, запрет салафизма откроет путь к сохранению и развитию светской модели Республики Казахстан, к сохранению и укреплению мира и стабильности в многоконфессиональной стране, к сохранению и укреплению внутреннего единства среди мусульманских граждан страны, к сохранению и развитию традиционных ценностей и самобытной культуры народа Казахстана, к укреплению семейных ценностей, к повышению авторитета Духовного управления мусульман Казахстана, к дальнейшему утверждению идеи единства и целостности народа Казахстана.

− Спасибо за беседу.

Беседовал Самат МУСА,
«Егемен Қазақстан»

Previous Post

Глава государства встретился с Шавкатом Мирзиёевым

Next Post

Ерлан Жунис. Сон нации или Ацетилхолин

Next Post

Ерлан Жунис. Сон нации или Ацетилхолин

Свежие записи

  • Каким будет курс золота в 2026 году – прогноз эксперта 15 декабря, 2025
  • Курс тенге к доллару в 2026 году: прогнозы экспертов и неожиданные тренды 15 декабря, 2025
  • Что ожидает экономику Казахстана в 2026 году? – мнение эксперта 15 декабря, 2025
  • «Сжёг из ревности»: в Петропавловске мужчина приговорён к 25 годам за убийство гражданской жены и двух друзей 15 декабря, 2025
  • Павлодарская пенсионерка перевела 2 млн тенге мошенникам, думая, что «возвращает деньги государству» 15 декабря, 2025
  • Сколько дней отдыхают казахстанцы на День независимости и Новый год? 12 декабря, 2025
  • Какие важные мероприятия пройдут в Алматы ко Дню независимости? 12 декабря, 2025
  • Какие имена были самыми популярными для детей в 2025 году? 12 декабря, 2025
  • В стране раскрыты крупные преступления, включая торговлю детьми и «элитный эскорт» 12 декабря, 2025
  • В Акмолинской области религиозная группа пропагандировала «свободные половые отношения» (ВИДЕО) 12 декабря, 2025

Рубрики

ULT TV U magazine Актуальное Без категории В мире Вторая Республика Год рабочих профессий Духовность Защита Интересное Комментарии Культура Национальная история Национальное искусство Общество Политика Постtimes Преступление Регионы Спорт Экономика и бизнес
Құрылтайшы: «Tengri Gold» ЖШС
2012-2021 © Ұлт порталы
ҚР Ақпарат және қоғамдық даму министрлігі Ақпарат комитетінің №KZ71VPY00084887 куәлігі берілген.
Авторлық және жарнама құқықтар толық сақталған.

Сайт материалдарын пайдаланғанда дереккөзге сілтеме көрсету міндетті. Авторлар пікірі мен редакция көзқарасы сәйкес келе бермеуі мүмкін. Жарнама мен хабарландырулардың мазмұнына жарнама беруші жауапты.

Рубрики

  • U magazine
  • ULT TV
  • Актуальное
  • Без категории
  • В мире
  • Вторая Республика
  • Год рабочих профессий
  • Духовность
  • Защита
  • Интересное
  • Комментарии
  • Культура
  • Национальная история
  • Национальное искусство
  • Общество
  • Политика
  • Постtimes
  • Преступление
  • Регионы
  • Спорт
  • Экономика и бизнес
  • Главная
  • Общество
  • Культура
  • Спорт
  • U magazine
  • Вторая Республика
  • В мире

© 2025 JNews - Premium WordPress news & magazine theme by Jegtheme.

No Result
View All Result
  • Главная
  • Общество
  • Культура
  • Спорт
  • U magazine
  • Вторая Республика
  • В мире

© 2025 JNews - Premium WordPress news & magazine theme by Jegtheme.