Тема религии, религиозная ситуация сегодня никого не оставляет равнодушным, безмятежным. Религиозная ситуация в Казахстане неоднородна, ее явные тренды, признаки сегодня легко найти в любой стране мира. Это страх, недоверие, фобии (исламофобия) и т.д. Конец XX и начало XXI века были именно такими. Глобальные геополитические изменения, переломные моменты, произошедшие в этот период, изменили нашу общественно-политическую жизнь, наш облик.
Тем не менее, религия является культурным явлением, имеет свою культурную меру, является тонкой составной частью. Казахстан с древних времен находился на стыке цивилизаций, был местом процессов культурного диалога, взаимного обмена. По Великому Шелковому пути перемещались не только капитал, материальные ценности, но и идеология, религия, образование. Говоря об образовании, в древний и средневековый периоды религия во всем мире наряду с религиозной миссионерской деятельностью выполняла и просветительскую роль. Люди учились грамоте, открывались библиотеки. В результате в Казахстане наряду с зороастризмом, манихейством, христианством, буддизмом, исламом возникли мощные очаги образования, что в итоге привело к появлению в культурологии феномена «Тюркско-мусульманского ренессанса», занявшего прочное место в науке. Этот феномен дал миру таких выдающихся представителей, как Аль Фараби, Ахмет Яссауи, Махмуд Кашгари, Жусуп Баласагуни и других интеллектуалов, религиозных реформаторов. То есть в те времена происходил синтез религии и философии, образования, науки. Одной из главных причин современного религиозного кризиса является именно это отдаление образования от религии, религии от науки, философии. В целом, кризис в сфере культуры оказывает влияние и на ее составные части, ведь «какова культура человека, таков и его политический, экономический уровень грамотности». Эта максима применима и к целому государству, континентальным цивилизациям.
Религиозная опасность, страх сегодня тесно связаны с исламским радикализмом. Здесь