Из-за того, что красноречивые болтуны, не пропустив через фильтр идею «Мәңгі Ел» (Вечная страна), ринулись вперед, многие наши соотечественники остались в плену сомнений и начали с опаской смотреть на эту тему.
Неужели наши предки Ер-Түрік, высекли идею «Мәңгі-ел» на камне в Орхоно-Енисейских надписях, наш предок Асан-қайғы, искавший «Жерұйық» (Землю обетованную) всю жизнь, скача на верблюде, наши певцы-сказители, воспевавшие «Жиделі-байсын» (край изобилия), проповедуя героизм, наши озаны-жырау (сказители), воспевавшие «Золотой век» и «Счастливое время» (предварительно обрадованный вхождением в рай, народ, который обретет вечное счастье) на примере жизни Сияра и выдающихся сахабов, и интеллигенция Алаша, переживавшая за честь своего народа, оплакивавшая его горести и заботившаяся о его вечном счастье – неужели они все искали чего-то другого, не понимая, к чему стремились, и бродили в заблуждении, гоняясь за призраком? Конечно, мы можем с уверенностью сказать, что это не так…
Да, представители оппозиционно настроенных групп, вместо того чтобы высказать конструктивную критику по отношению к идее «Мәңгі ел», изложенной в Послании Главы государства, перешли к беспочвенным насмешкам, не до конца поняв суть вопроса. Вероятно, некоторые из наших коллег считают, что быть оппозиционером – значит критиковать каждую инициативу, исходящую из Акорды (Администрация Президента РК), без разбора. Тенденция к недоверию, возможно, была вызвана действиями некоторых идеологов, противоречащими нашим национальным интересам, и поверхностным размахиванием национальными темами. А некоторые наши ученые, вместо того чтобы искать механизмы реализации идеи, оценили проблему с доктринальной точки зрения и, словно думая, что простой народ лишен божественного качества «Аль-Баки» (Вечный) Джаббар-Хака, проявили самонадеянность, заявив: «Вечен лишь Аллах, все остальное преходяще». На самом же деле, идея «Мәңгілік Ел» должна была оцениваться не с точки зрения изменчивой политики, а с религиозно-философской точки зрения.
В сущности, в любом обществе, в любую эпоху, не было существенных отличий в том, что Аллах запрещал зло и повелевал добро. Ведь божественные ценности, установленные Джаббар-Хаком, вечны (Руми, 30). С этим никто не может спорить. Следовательно, если божественные ценности вечны, то и духовная жизнь тех Его рабов, которые пользовались этими ценностями без ущерба, будет вечной. Иными словами, Творец установил вечные ценности для того, чтобы Его благочестивые рабы обрели вечное счастье. Действительно, Аллах Всевышний является «аль-авваль» (не имеющий начала) и «аль-баки» (не имеющий конца), но рай, уготованный Всевышним для Его любимых рабов, имеет начало, но не имеет конца (Бакара, 25). Следовательно, жизнь для обитателей рая также вечна.
По сути, истинные интеллигенты должны думать не только о земных делах своего народа, но и о загробной жизни, и неустанно бороться со всем злом в этом мире ради того, чтобы их народ обрел вечное счастье. Даже если отдельная личность, уйдя от своего народа, будет стремиться к «вечности», достичь своей благородной цели полностью будет трудно. Чтобы стать «вечной страной», наши верования, правовые нормы, регулирующие общественные отношения, и наши критерии по отношению к общим ценностям должны быть соответствующими. К сожалению, мы еще не приступили к решению этой проблемы. Тем не менее, учитывая, что сначала появится проблеск благородной мысли, а ее реализация – это уже второй вопрос, мы должны радоваться тому, что идея «вечной страны» начала обсуждаться в нашем обществе. То есть, вместо того чтобы наш народ отступил назад и, стремясь навредить власти, задушил идею «вечной страны» в зародыше, было бы целесообразно, чтобы наши мыслители и мудрецы дополнили ее недостатки и подробно разъяснили ее общественный характер.
Мухан Исахан,
Руководитель отдела Научно-исследовательского и аналитического центра по вопросам религии при Комитете по делам религий Министерства культуры и спорта Республики Казахстан
Портал «Ұлт» (Нация)