ru.ult.kz
  • Главная
  • Общество
  • Культура
  • Спорт
  • U magazine
  • Вторая Республика
  • В мире
No Result
View All Result
  • Главная
  • Общество
  • Культура
  • Спорт
  • U magazine
  • Вторая Республика
  • В мире
No Result
View All Result
ru.ult.kz
No Result
View All Result

Главная страница » Культура » Предания об Акане Сери

Предания об Акане Сери

Редакция Ult.kz by Редакция Ult.kz
30 августа, 2016
in Культура
0

Поистине великий сын казахского народа, Акан сері Корамсаулы, наделенный от природы талантом и благословением, был личностью, превосходившей свое время. Поэтому он с горечью взирал на невежество своего народа, облаченного в оковы невежества, и безжалостно разоблачал жестокость и алчность богачей, заботившихся лишь о наполнении своих животов. Он без колебаний изливал яд правды, излагал свои остроумные стихи, сияющие, как блеск белого алмаза, и не стесняясь, бил словом, не щадя никого. Так великий Акан, помимо своего композиторского и певческого таланта, выделялся и своими проницательными, острыми стихами, пропитанными принципом «нет справедливости без истины».

Удивительные узоры стихов, приписываемых Акан сері в Кокшетауском регионе, до сих пор передаются из уст в уста и стали священным музыкальным наследием, которое бережно хранит народ.

К сожалению, большая часть этого обширного наследия не была затронута пером Сакена сері Жунусова. Вспоминаются наследия сері, которые не были оценены и признаны в народе, и хочется сказать «увы». Хочется сказать, что если бы эти слова великого сері были включены в роман Сакена «Акан сері», это выдающееся произведение было бы еще более возвышенным, впечатляющим, содержательным и интересным, чем сегодня. Конечно, мы говорим это не для того, чтобы стать критиками уже сделанного. Мы лишь выражаем пожелание, чтобы наследие великой личности продолжало собираться.

Прощайте!

***

На одном из выдающихся пиров, проходивших в степи, Акан сері выставил своего коня Кулагера на скачки. Крылатый скакун опередил всех. Он выиграл сто овец, поставленных на кон, и по пути остановился на ночлег в доме знаменитого Алтая Сайдалы.

Где бывал сері, там лились песни. Народ собирался и заполнял дом Сайдалы. Акан, исполнивший множество прекрасных песен Арки и свои собственные мелодии, стал украшением этого вечера. Общество, жаждавшее такого застолья, не скупилось на аплодисменты и уважение.

В один из моментов отдыха сын Сайдалы, Бекен, высокомерно сказал:

– Сері, продай мне своего Кулагера, я дам сто лошадей.

Тогда Акан сері ответил:

– Этот народ называет тебя Бекен мырза. Ты неразумный, глупый мырза. Разве твой отец Сайдалы не умрет завтра? Ты не объявишь ли тогда по всей округе о празднике? Не устроишь ли скачки? Не поставишь ли сто лошадей на главный приз? Разве мой Кулагер не придет первым и не выиграет эти сто лошадей? Как я могу отдать своего Кулагера за сто лошадей, которые стоят всего лишь шкуры?

Сайдалы сурово посмотрел на сына. Бекен, смутившись, вышел.

Острые слова Акан сері, как выстрел, конечно, неприятно задели Бекена. Он решил отомстить при удобном случае. На ярмарку Атбасар Бекен мырза прибыл, собрав певцов, музыкантов и борцов. Он снял дом у богатого русского и пригласил Акана в гости. Акан, узнав, что дом русский, вошел и, не присев, сказал:

– Ассалаумағалейкүм, Бекен мырза,

Пришел я, услышав ваше приглашение.

Хоть и пришел, но не буду сидеть, присев.

Не рад я вашим услугам.

Если говорить откровенно, с самого начала,

То становится черной душа от съеденной пищи.

Пришел я, услышав имя Бекен мырза,

Ах, как я попал сюда по ошибке.

На черном кувшине нет крышки,

Дети разбрызгали мочу.

Проверил ли ты свой котел с мясом?

Сварил ли май поросенка неверного.

Хозяйка, чья омовение не очищалось всю жизнь,

Вмешалась в вашу еду и питье.

Куда делась черная юрта твоего отца?

Бекен, что тебя постигло?

Оскорбив дух твоего предка,

Ты, не стыдясь, равняешься со сверстниками.

Если бы ты поставил шатер у реки Есиль,

Был бы разговор по душам.

Акан сері известен всему Среднему жузу,

Он не пьет сомнительную, запретную пищу.

Мне брезгливо даже пожать тебе руку,

Прощай, вот мое прощание.

И ушел.

***

Акан сері, путешествуя по стране, остановился в юрте Азынабая мырзы, сына Атыгай Былгауш хаджи. Сері снял одежду и прошел в дальнюю комнату. Невестка Азынабая, находившаяся в передней, ворчала:

– В этом доме нет даже баурсаков. Чай и сахар тоже закончились.

Какой-то бродяга приходит в этот дом.

Услышав неприятный разговор, сері посмотрел на сидевшего рядом Азынабая и сказал:

– Сынок, у тебя отросла борода и усы,

Мне не понравился нрав невестки.

Ты сам выглядишь неплохо,

Скажи, кто твои родственники со стороны жены?

Азынабай рассказал о своих родственниках со стороны жены. Тогда Акан сказал:

– Эту невестку нужно хорошо содержать,

Перед ней нужно зажечь рубиновую лампу.

Если она будет ворчать на гостей впредь,

Нужно выбить ей зубы топором.

Хорошая жена не должна выдавать секреты мужа,

Не должна ходить распутно.

Упрямая, плохая жена достанется мужчине,

Такого хорошего мужчину нужно бросить, – сказал он, оделся и ушел. И пришел в дом Былгауш хаджи.

Войдя, сері сказал:

– Пришел я в юрту, думая переночевать,

Сидеть в малой комнате, смеясь и играя.

Навстречу мне выскочила, суетясь,

Какая-то сука, привязав у порога.

Бросившись, чтобы схватить мясо, я наступил на нее,

И она излила яд своих ядовитых слов.

Поскольку она продолжала нарушать мой покой,

Я ушел из юрты в большой дом.

Былгауыш был простодушным человеком:

– Собака в юрте была не сукой, а кобелем, – сказал он.

Тогда Акан сері ответил:

– В том доме есть и горбатый кобель,

С редкими, как у кошки, усами.

Не похоже, чтобы он мог что-то сделать,

Что он там рычит, на скот или на суку?

Жена Былгауша была умной женщиной, понимающей слова.

– Это была наша юрта. Дети совершили ошибку. Я беру всю вину на себя. Прошу, гости, проходите, – сказала она, сама помогла Акан сері раздеться и усадила его в почетное место.

Былгауыш хаджи спросил:

– Ты кто, джигит?

Акан ответил:

– Я Акан сері, известный всему Среднему жузу,

Под седлом у меня вороной конь-исполин.

Сын Былгауша, Азынабай,

Я слышал, что он мырза среди Атыгаев.

Я пришел, чтобы повеселиться в отдельной юрте,

Чтобы погрузиться в радость.

Навстречу мне выскочила, суетясь, как сука,

Невоспитанная, ничего не видевшая плохая келинка.

Келинка – сука, ваш сын – кобель.

Кобель, наверное, стал рабом суки.

Если бы она не выскочила, суетясь, как сука,

То пришедший гость, наверное, остановился бы.

Так он представился и указал на недостатки келинки.

Байбише (старшая жена) сказала:

– Сынок, мы слышали о твоем имени Акан сері издалека. Не затягивай разговор.

На следующее утро, когда гости собирались уезжать, байбише накинула на сері халат.

Акан сері с довольным видом сказал:

– Ты, байбише, добрая мать,

Твоя красота сочетается с разумом и мудростью.

Произошло то, что не забудется,

Я простил, эту обиду только тебе.

Я возьму, но верни свой халат,

Я не ищу вины у глупцов.

Сказав это, он вернул халат и уехал, этот сері!

***

Знаменитый Науан хазрет был сватом Акан сері. Поэтому их взаимное уважение не ослабевало. Однажды Науан сказал своему свату:

– Я хочу посвататься к дочери Галымтая. Ты знаток женской натуры. С кем мне лучше породниться? – спросил он совета. Тогда Акан сері ответил:

– Плохая женщина – это как туча,

Без хорошей женщины счастье мужчины не приходит.

Если к кобыле подсадить жеребца аргымака,

Ее потомство будет как у кобылы.

Каким бы хорошим ни был джигит,

Счастье мужчины зависит от женщины.

Если жена не может быть опорой мужу,

То у мужчины пропадает всякая надежда.

Джигиты, если берете жену, проверяйте ее,

Смотрите на ее родню, на ее дядей.

Пусть ее ум, проницательность и красота будут равны,

Просто белое лицо не нужно.

Джигиты, если берете жену, поговорите с ней,

Поговорите и обратите внимание на ее понимание.

Избавиться будет трудно, если она родит детей,

Ведь это не скот, чтобы его зарезать и продать.

Не сумев приспособиться к жизни и сожалея,

Ты будешь как скот, говоря «увы».

Мужчина, взявший нерадивую жену,

Его грива не будет расти, как у тощей лошади.

Мужчина, взявший хорошую жену, его базар дома,

Если приходит любовь и привязанность.

Вот что я могу сказать, Акан,

Хазрет, теперь подумай сам.

Так остановился сері.

***

Акан сері и Науан хазрет были женаты на сестрах Кожым Тинали хаджи. Сваты. Но обе их жены умерли. Науан женился на татарской девушке, а Акан женился позже. Через год.

Науан спросил:

– Акан, я женился. Почему ты медлишь?

Тогда Акан ответил:

– Мы взяли дочь Кожыма и стали сватами,

Обе умерли, постигнув судьбу.

Я не знаю, в чем твоя тайна,

До сегодняшнего дня я сам страдал.

Не встречаю ту, которую люблю, в мыслях.

Не подходит моя невеста к родне мужа.

Если бы я взял, как ты, не задумываясь,

Множество неравных пар уже готовы.

Богатство мужчины – это хорошая жена, как посеянное поле,

Она без труда принесет мужчине пользу.

Не возгордившись только красотой,

Нужно внимательно смотреть на ее род.

Хорошая жена – опора мужчины, это правда,

Она станет образцом для детей.

«Герои рождаются от матерей», – говорят казахи,

Не рождаются от пустой головы.

Сказал хазрет, сильно смутившись: «Ох, Акан-ай! Ты копаешь человека, не глядя на его лицо!»

***

Акан сері, путешествуя по стране, остановился в доме знаменитого Мейрам болыса. Войдя и поприветствовав, Мейрам болыс вскочил с места:

– О, сокол Караула! – сказал он и, сидя на уровне, поздоровался. Шесть сыновей Мейрама в доме не поздоровались и не ответили на приветствие. Старший сын болыса, Сейлбек Жанайдаров, был чиновником, получившим русское образование, и сказал:

– Разве не достаточно было бы поздороваться, не здороваясь, как женщины, с этим юным бородачом Караула? – сказал он пренебрежительно.

Тогда Акан сері, не присаживаясь, ответил:

– Твой отец Мейрам хаджи превосходит всех,

Твоя слава распространилась по всему Алашу.

Белый сокол не сидит в доме, а охотится в поле,

Что-то случилось с детьми.

Не принимают мое приветствие и не отвечают,

Отверглись от милости Аллаха.

Пришедшему путнику они показали свою сущность,

Разве не враг гордеца друг?

Разве дети похожи на отца?

Неужели все дети родились от игры?

Ты сам, кажется, родился особенным человеком,

Подавая пример Куандыку и Сүйіндыку.

Я, хоть и не хаджи, чист душой,

Акан сері не пьет сомнительную пищу.

Если мой острый язык не будет сломан,

Я начну повествование с Жанайдара.

И ушел. Мейрам болыс выбежал вслед.

– Дети совершили ошибку. Прости их. Заходи в дом, – сказал он, обернувшись.

Акан сказал: «Раз уж вышел, возвращаться – невежливо» и не вернулся.

Мейрам предложил 25 сом денег, как «вину детей».

Акан, взяв деньги, сказал:

– Разве сказанное слово – не выпущенная стрела?

Пламя гневных слов – раскаленные угли

Previous Post

Вице-премьер правительства Узбекистана Рустам Азимов взят под домашний арест

Next Post

Мархабат Байгута: Если мы не перейдем от слов к делу в отношении Интернета, то увязнем в дерьме

Next Post

Мархабат Байгута: Если мы не перейдем от слов к делу в отношении Интернета, то увязнем в дерьме

Свежие записи

  • Каким будет курс золота в 2026 году – прогноз эксперта 15 декабря, 2025
  • Курс тенге к доллару в 2026 году: прогнозы экспертов и неожиданные тренды 15 декабря, 2025
  • Что ожидает экономику Казахстана в 2026 году? – мнение эксперта 15 декабря, 2025
  • «Сжёг из ревности»: в Петропавловске мужчина приговорён к 25 годам за убийство гражданской жены и двух друзей 15 декабря, 2025
  • Павлодарская пенсионерка перевела 2 млн тенге мошенникам, думая, что «возвращает деньги государству» 15 декабря, 2025
  • Сколько дней отдыхают казахстанцы на День независимости и Новый год? 12 декабря, 2025
  • Какие важные мероприятия пройдут в Алматы ко Дню независимости? 12 декабря, 2025
  • Какие имена были самыми популярными для детей в 2025 году? 12 декабря, 2025
  • В стране раскрыты крупные преступления, включая торговлю детьми и «элитный эскорт» 12 декабря, 2025
  • В Акмолинской области религиозная группа пропагандировала «свободные половые отношения» (ВИДЕО) 12 декабря, 2025

Рубрики

ULT TV U magazine Актуальное Без категории В мире Вторая Республика Год рабочих профессий Духовность Защита Интересное Комментарии Культура Национальная история Национальное искусство Общество Политика Постtimes Преступление Регионы Спорт Экономика и бизнес
Құрылтайшы: «Tengri Gold» ЖШС
2012-2021 © Ұлт порталы
ҚР Ақпарат және қоғамдық даму министрлігі Ақпарат комитетінің №KZ71VPY00084887 куәлігі берілген.
Авторлық және жарнама құқықтар толық сақталған.

Сайт материалдарын пайдаланғанда дереккөзге сілтеме көрсету міндетті. Авторлар пікірі мен редакция көзқарасы сәйкес келе бермеуі мүмкін. Жарнама мен хабарландырулардың мазмұнына жарнама беруші жауапты.

Рубрики

  • U magazine
  • ULT TV
  • Актуальное
  • Без категории
  • В мире
  • Вторая Республика
  • Год рабочих профессий
  • Духовность
  • Защита
  • Интересное
  • Комментарии
  • Культура
  • Национальная история
  • Национальное искусство
  • Общество
  • Политика
  • Постtimes
  • Преступление
  • Регионы
  • Спорт
  • Экономика и бизнес
  • Главная
  • Общество
  • Культура
  • Спорт
  • U magazine
  • Вторая Республика
  • В мире

© 2025 JNews - Premium WordPress news & magazine theme by Jegtheme.

No Result
View All Result
  • Главная
  • Общество
  • Культура
  • Спорт
  • U magazine
  • Вторая Республика
  • В мире

© 2025 JNews - Premium WordPress news & magazine theme by Jegtheme.