Узбекистан стоит на пороге больших политических перемен. 29 августа младшая дочь президента Узбекистана Лола Каримова сообщила в своем аккаунте в Instagram, что ее 78-летний отец Ислам Каримов был госпитализирован с кровоизлиянием в мозг.
Что произойдет, если Каримов не справится с последствиями инсульта или не сможет далее исполнять обязанности президента? Кто может занять место президента, который бессменно руководит страной с момента распада Советского Союза в 1991 году? Эти вопросы волнуют не только народ Узбекистана, но и жителей Центральной Азии.
Согласно конституции Узбекистана, в случае невозможности президента осуществлять свои полномочия, обязанности главы государства в течение трех месяцев исполняет председатель верхней палаты парламента. Сегодня эту должность занимает малоизвестный широкой публике Нигматулла Юлдашев.
Кандидатов, которых называют, когда речь идет о «следующем президенте Узбекистана», немного, всего три человека в списке.
По мнению большинства, 58-летний Шавкат Мирзияев, возглавляющий правительство с 2003 года, является главным кандидатом в президенты. Мирзияев, родившийся в Джизакской области, граничащей с родной землей Каримова – Самаркандом, может получить поддержку не только своих земляков, но и самаркандских кланов. Стоит отметить, что информацию о госпитализации Ислама Каримова распространил кабинет министров, возглавляемый Мирзияевым.
Кланы сыграют важную роль в процессе передачи власти. При Каримове, который управлял страной жесткой рукой, инакомыслие не допускалось, более того, он был мастером стравливать кланы Узбекистана друг с другом и таким образом добиваться победы.
Некоторые эксперты характеризуют Мирзияева как агрессивного, напористого человека. Распространена информация о том, что, будучи хокимом Джизакской области в 1996-2001 годах, он избил фермера, жалующегося на тяжелое положение в регионе. Его преемник, Убайдулла Яманкулов, обвиненный в избиении подчиненных и создании отряда карателей, был когда-то закован в наручники и увезен на вертолете. Мирзияев и Яманкулов были близки друг с другом.
Узбекские чиновники считают Мирзияева скорее «кулаком» правительства, чем его «мозгом». Но это вряд ли помешает ему стремиться к президентству. По мнению некоторых экспертов, он может стать еще большим диктатором, чем Каримов, который подвергался резкой критике за свою жестокость.
Конституция Узбекистана за последние пять лет претерпела множество изменений. Некоторые изменения расширили полномочия премьер-министра на бумаге. Эти изменения свидетельствуют о высокой вероятности того, что Мирзияев станет следующим президентом.
Однако самаркандский клан, из-за своего лидера Исмаила Джурабекова, с конца 1990-х годов находится в немилости у Каримова. Джурабеков, способствовавший продвижению Каримова по партийной лестнице в 1980-х годах, после обретения независимости занимал высокие должности и занимался бизнесом. Его влияние было очень сильным, затем распространился слух, что именно Джурабеков организовал взрыв в Ташкенте в феврале 1999 года. Вскоре Джурабеков был отправлен на пенсию и освобожден от должности министра сельского хозяйства.
Вернувшись в правительство некоторое время спустя, Джурабеков занимал различные должности до 2004 года. Тем не менее, связь между Каримовым и самаркандским кланом была нарушена. Прошло немало времени с тех пор, как Джурабеков ушел из большой политики, но улучшились ли отношения между президентом и самаркандским кланом – это неясно.
Одним из главных претендентов на пост президента является 56-летний министр финансов Рустам Азимов. Он родом из Ташкентской области и является представителем ташкентского клана. Азимов занимает руководящие должности, связанные с финансовой сферой, с 1998 года.
Министр финансов Узбекистана Рустам Азимов.
Азимов – более сложная фигура, чем Мирзияев, и имеет больший опыт в отношениях с внешним миром. В первые годы независимости он руководил отделом внешних связей Национального банка Узбекистана и отвечал за переговоры с Европейским банком реконструкции и развития (ЕБРР).
Третий претендент на высший пост – 72-летний глава Службы национальной безопасности Узбекистана Рустам Иноятов. Он занимает эту должность с 1995 года и считается представителем ташкентского клана.
Эксперты говорят, что в последние годы, когда здоровье Каримова ухудшилось, Иноятов оказывал большое влияние на политику. Есть предположение, что именно он «посадил» влиятельную предпринимательницу и политика, дочь президента Гульнару. С тех пор как в 2014 году разразился скандал, связанный с коррупцией в телекоммуникационных компаниях, связанных с Гульнарой Каримовой, старшая дочь президента не появлялась на публике. По некоторым данным, она находится под домашним арестом.
Учитывая, что Иноятову за 70, маловероятно, что он станет президентом, однако ему может быть отведена роль переходной фигуры.
Иноятов больше похож на человека, действующего за кулисами. Существует только одна его фотография за последние 10 лет, на которой Иноятов встречается с руководителями сферы безопасности Китая. Он не любит быть в центре внимания.
Однако ни один кандидат не сможет стать следующим президентом Узбекистана и беспрепятственно управлять страной без его помощи.
Фотография главы Службы национальной безопасности Узбекистана Рустама Иноятова (слева) во время визита в Китай в 2014 году.
По мнению некоторых экспертов, отношения Иноятова с Мирзияевым хорошие, поэтому он поддерживает кандидатуру нынешнего главы правительства. Кроме того, после ухода Джурабекова из власти влияние Иноятова возросло, и как глава Службы национальной безопасности он может найти уязвимые места самаркандского клана и не допустить их к власти.
Если Иноятов поддержит Азимова, это было бы логично, поскольку оба являются представителями ташкентского клана. Однако сохранить баланс между кланами очень сложно. Ранее самаркандский президент проводил политику баланса, допуская влияние ташкентского клана. Кандидатура Азимова может не пройти только ради сохранения этого «мира».
Блог Брюса Паннье переведен с английского языка.
«Азаттык»