ru.ult.kz
  • Главная
  • Общество
  • Культура
  • Спорт
  • U magazine
  • Вторая Республика
  • В мире
No Result
View All Result
  • Главная
  • Общество
  • Культура
  • Спорт
  • U magazine
  • Вторая Республика
  • В мире
No Result
View All Result
ru.ult.kz
No Result
View All Result

Главная страница » Актуальное » Недостатки Конституции

Недостатки Конституции

Редакция Ult.kz by Редакция Ult.kz
29 августа, 2016
in Актуальное
0

Завтра, 30 августа, наша страна отмечает День Конституции. Основному закону Республики Казахстан образца 1995 года исполнилось 21 год. Главный закон выполнил свою миссию в переходный период страны после советской эпохи. Самое главное – он позволил установить стабильность и спокойствие, сформировать новое молодое государство, укрепить правопорядок во внутренней политике, а во внешней политике – Казахстан стал полноправным членом мирового сообщества. Мы гордились нашим Основным законом и даже хвастались им.

Председатель Конституционного совета РК Игорь Рогов 25 августа в интервью журналистам сообщил, что в соответствии с мнением Президента о необходимости внесения изменений в части перераспределения некоторых полномочий между государственными органами, кое-что делается. Действительно, на мой взгляд, есть изменения, которые должны быть внесены в Основной закон, и они обязательно будут внесены. Ведь если смотреть с высоты сегодняшних 21 лет, то в нем бросается в глаза множество недостатков.

Прежде всего, начну с преамбулы нашего Основного закона. В ней забыта правовая роль казахского народа как государствообразующего народа Казахстана и его консолидирующая, объединяющая, ответственная роль перед народом Казахстана. Веками, кроме казахов, никто не боролся за независимость страны и земли, за свободу нации. Нынешний Независимый Казахстан – результат трехвековой борьбы против джунгарских нашествий, более 400 восстаний против колониальной политики царской России, вчерашних подвигов Желтоксана. Это должно было быть четко указано в преамбуле. Вследствие этого недостатка правовой статус казахского народа сегодня ниже статуса проживающих там диаспор.

В советское время наша страна называлась Казахской АССР, а затем «Казахская Советская Социалистическая Республика». То есть уже по названию было видно признак национальной государственности. Уже тогда она была создана для КАЗАХСКОЙ НАЦИИ. В годы независимости эта традиция должна была развиваться. Например, как «Казахская Республика». Но после обретения независимости мы движемся назад. Не будем ходить далеко, в преамбуле нашей Конституции 1993 года была фраза «…на основе незыблемости казахской государственности…» (переводы здесь и далее неофициальные – М.Т.), далее: «Республика Казахстан обеспечивает равные права своим гражданам как форме государственности казахской нации, самостоятельно определяющей свой политический, экономический, социальный и культурный путь развития».

Разве это не истина и справедливость! Прекрасная формулировка! А в действующем Основном законе 1995 года, вместо совершенствования конституционных, демократических прав казахского народа, они вовсе не учтены. В преамбуле говорится: «Мы, народ Казахстана, объединенный общей судьбой, создавая государственность на исконной казахской земле…» – и так скользит дальше. Словно сообщается об исчезнувшем с лица земли каком-то «исконном казахском» народе. Поэтому необходимо вернуть в Конституцию положение о казахском народе как государствообразующем!

Конституция нашего ближайшего соседа Узбекистана начинается словами: «…опираясь на опыт развития УЗБЕКСКОЙ государственности», Конституция Испании – фразой «испанский народ». В Конституции Германии указано: «Осознавая свою ответственность перед Творцом и людьми, стремясь служить делу мира во всем мире, НЕМЕЦКИЙ НАРОД, как равноправный член единой Европы, настоящей Конституцией устанавливает для себя Основной закон». Так почему же в конституциях других государств можно указывать место государствообразующей нации, а в Конституции Казахстана нельзя указывать, что казахский народ является государствообразующим, его историю и роль?!.

Нынешняя (2016 г.) действующая Конституция Казахстана кардинально отличается от Основного закона, принятого на общенациональном референдуме в 1995 году. За 21 год в Основной закон было внесено 59 (пятьдесят девять!) изменений и дополнений. Я не поленился и пересчитал. Помимо этого, имеется около тридцати толкований Конституционного совета по другим статьям. В странах, где демократические принципы соблюдаются безукоризненно (США, Германия, Франция, Испания, Дания и др.), конституции не меняются. Все, начиная от Президента (монарха), подчиняются Основному закону. Нельзя не удивляться большому количеству изменений и поправок у нас.

В мировой практике документы, принятые на референдуме, парламент не может кардинально изменять. Важные изменения и дополнения чаще всего вносятся только на референдуме. Право вносить изменения в Основной закон через Парламент в нашей Конституции все портит. Вследствие этого избиратели узнают об изменениях и дополнениях в Основной закон только после его принятия. После 59 (!!!) поправок и дополнений, внесенных Парламентом, действующий Основной закон нельзя назвать общенародным или демократическим.

Также считаю, что право простых избирателей избирать и быть избранными депутатами Парламента должно быть фактически вновь введено в действующую Конституцию. Выборы депутатов в Мажилис по мажоритарной системе через партии ограничивают прямое и непосредственное, тайное избирательное право граждан. Вспоминается, как в советское время говорили «блок коммунистов и беспартийных» во время выборов. У нас права беспартийных вовсе не учтены. В конце января текущего года на съезде партии «Нур Отан» было заявлено, что в ней состоит 849 647 человек. Если учесть, что каждая из других 5-6 партий имеет максимум полмиллиона членов, то число членов зарегистрированных партий в стране не достигает 4 миллионов. Половина из 9 миллионов граждан, способных голосовать, из 18 миллионов населения, не являясь членами какой-либо партии, не могут реализовать свое конституционное право. Это тоже конституционное искажение.

Жизнь показывает, что двухпалатный Парламент также является излишним для Казахстана. Сенат и Мажилис, превращающиеся в два департамента Министерства юстиции по принятию законов, не смогли высказать решающее слово в судьбоносные для страны моменты. Недавний обострившийся спор о продаже земли иностранцам показал, что Парламент утратил народный характер. Поскольку Сенат избирается косвенным способом, а Мажилис – партийным мажоритарным способом, оба фактически повторяют друг друга. Они не могут выйти из-под влияния Администрации Президента. Поэтому для того, чтобы быть «избранником народа», необходимо вернуть более демократический прямой и непосредственный, тайный способ голосования на парламентских выборах. Кроме того, вместо двух палат Парламента, очевидно, более эффективной будет одна палата с правом самовыдвижения депутатов, сохранившаяся в условиях подлинной демократии.

Хотя в пункте 1 статьи 51 нашего Основного закона четко написано: «Выборы девяноста восьми депутатов Мажилиса осуществляются на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании», в пункте 1-1 статьи 9 Конституционного закона Республики Казахстан «О выборах в Республике Казахстан» «Системы выборов» говорится: «Депутаты Парламента Мажилиса избираются от политических партий по единому общенациональному избирательному округу по партийным спискам». Откуда возникло такое конституционное противоречие? Интересно, что в статье 37 этого закона делается вывод: «Наименования политических партий вносятся в избирательный бюллетень для голосования за политические партии в порядке, определенном жеребьевкой». Если в избирательном бюллетене указаны названия партий, то как может осуществляться равное и прямое избрание депутатов? «Избрание по партийным спискам» означает, что члены партии, входящие в список партии, получившей больше голосов, проходят в депутаты. В Конституции и конституционных законах (как и во всех остальных законах) не должно быть противоречий.

Положение нашего Основного закона, касающееся государственного языка, также утомило своей неопределенностью. Норма пункта второго статьи 7 Конституции «В государственных организациях и органах местного самоуправления русский язык наравне с казахским языком официально употребляется» должна быть отменена. Число казахов в Казахстане сейчас превышает 67 процентов. Среди жителей республики в возрасте до 25 лет казахи составляют более 80 процентов. Поэтому нужно прекратить заискивание перед русским языком! В Казахстане русская диаспора составляет всего около 3,5 миллиона человек. Русская диаспора в Германии насчитывает более 4 миллионов человек. Они же не требуют введения русского языка как официального в Конституцию Германии.

Узбекистан, укрепляющий свою национальную государственность, в статье 4 своей Конституции легко решил вопрос: «Государственным языком Республики Узбекистан является узбекский язык. Республика Узбекистан обеспечивает уважение к языкам, обычаям и традициям наций и народностей, проживающих на ее территории, и создает условия для их развития». Нам также подходит именно эта формулировка.

Сфера судебной власти также остро нуждается в конституционной реформе. Избрание корпуса судей должно осуществляться путем всенародного прямого и непосредственного тайного голосования. Судья, не отвечающий перед избирателями, не прислушивается к мнению народа. Поэтому он не может пресечь коррупцию в своих рядах. Доверие народа к суду очень низкое. За незначительные вещи судебные решения обжалуются через все инстанции до Верховного суда. Когда будет установлено доверие к справедливости суда, граждане остановятся на решении нижестоящей судебной инстанции. Мы должны этого достичь!

Также действующая Конституция должна соответствовать «Всеобщей декларации прав человека», принятой ООН в 1948 году, и «Декларации о государственной независимости Казахстана», принятой в 1990 году. Ведь в последней статье этого документа подчеркивается, что Декларация должна стать основой для будущей Конституции страны. Человек, внимательно сравнивший два документа, может заметить, что некоторые положения Декларации не были включены в Основной закон. Например, в статье 2 Декларации говорится: «Республика Казахстан принимает меры по сохранению, защите и укреплению национальной государственности». А в нашем Основном законе, вместо защиты национальной государственности, бросается в глаза направление к гражданскому государству. Все это свидетельствует о крайней необходимости конституционных реформ в нашей стране.

Я не юрист. Но высказал свое мнение как простой гражданин нашей Родины о нашем Основном законе. Считаю, что для созревания общества должны созреть и его законодательные, правовые основы. Если до сегодняшнего дня было внесено 59 поправок и дополнений, то нет никаких препятствий для того, чтобы Парламент внес в действующий Основной закон и вышеуказанные мной вопросы!

Марат Токашбаев,

Национальный портал

Previous Post

Влияние религиозных праздников на духовность общества в годы независимости

Next Post

Сообщено о кончине Ислама Каримова

Next Post

Сообщено о кончине Ислама Каримова

Свежие записи

  • Каким будет курс золота в 2026 году – прогноз эксперта 15 декабря, 2025
  • Курс тенге к доллару в 2026 году: прогнозы экспертов и неожиданные тренды 15 декабря, 2025
  • Что ожидает экономику Казахстана в 2026 году? – мнение эксперта 15 декабря, 2025
  • «Сжёг из ревности»: в Петропавловске мужчина приговорён к 25 годам за убийство гражданской жены и двух друзей 15 декабря, 2025
  • Павлодарская пенсионерка перевела 2 млн тенге мошенникам, думая, что «возвращает деньги государству» 15 декабря, 2025
  • Сколько дней отдыхают казахстанцы на День независимости и Новый год? 12 декабря, 2025
  • Какие важные мероприятия пройдут в Алматы ко Дню независимости? 12 декабря, 2025
  • Какие имена были самыми популярными для детей в 2025 году? 12 декабря, 2025
  • В стране раскрыты крупные преступления, включая торговлю детьми и «элитный эскорт» 12 декабря, 2025
  • В Акмолинской области религиозная группа пропагандировала «свободные половые отношения» (ВИДЕО) 12 декабря, 2025

Рубрики

ULT TV U magazine Актуальное Без категории В мире Вторая Республика Год рабочих профессий Духовность Защита Интересное Комментарии Культура Национальная история Национальное искусство Общество Политика Постtimes Преступление Регионы Спорт Экономика и бизнес
Құрылтайшы: «Tengri Gold» ЖШС
2012-2021 © Ұлт порталы
ҚР Ақпарат және қоғамдық даму министрлігі Ақпарат комитетінің №KZ71VPY00084887 куәлігі берілген.
Авторлық және жарнама құқықтар толық сақталған.

Сайт материалдарын пайдаланғанда дереккөзге сілтеме көрсету міндетті. Авторлар пікірі мен редакция көзқарасы сәйкес келе бермеуі мүмкін. Жарнама мен хабарландырулардың мазмұнына жарнама беруші жауапты.

Рубрики

  • U magazine
  • ULT TV
  • Актуальное
  • Без категории
  • В мире
  • Вторая Республика
  • Год рабочих профессий
  • Духовность
  • Защита
  • Интересное
  • Комментарии
  • Культура
  • Национальная история
  • Национальное искусство
  • Общество
  • Политика
  • Постtimes
  • Преступление
  • Регионы
  • Спорт
  • Экономика и бизнес
  • Главная
  • Общество
  • Культура
  • Спорт
  • U magazine
  • Вторая Республика
  • В мире

© 2025 JNews - Premium WordPress news & magazine theme by Jegtheme.

No Result
View All Result
  • Главная
  • Общество
  • Культура
  • Спорт
  • U magazine
  • Вторая Республика
  • В мире

© 2025 JNews - Premium WordPress news & magazine theme by Jegtheme.