Ержан қажы МАЛҒАЖЫҰЛЫ, председатель Духовного управления мусульман Казахстана, Верховный муфтий
– Изящество, милосердие, образованность восточных народов в свое время проявлялись через характеры наших ученых. Сможет ли Муфтият сегодня подготовить таких же религиозных деятелей, как Ахмет Риза, Науан хазрет, Аппак ишан?
– Начинаю с имени Аллаха, Всемилостивого, Милосердного!
Прошло двадцать пять лет с момента обретения нами независимости. Как вы сказали, двадцать пять лет – это очень мало для воспитания великих религиозных ученых. Это, во-первых. Во-вторых, в советское время в сознание людей было заложено одно качество – неприятие религии и тех, кто обращается к ней. Возможно, поэтому некоторые наши старшие иногда говорили: «Мы стали слишком религиозными, наша молодежь начала ходить в мечеть». У некоторых людей такое прохладное отношение к религии сохраняется. То есть, каким бы ученым ни был религиозный деятель, в свое время ему не уделялось должного внимания. Потому что советская идеология пыталась изменить наш прежний менталитет, нашу сущность, прежде чем прислушаться к словам религиозного деятеля. В-третьих, в советское время религиозная сфера находилась под жестким давлением. Многие ученые, избравшие путь религии, были осуждены и приговорены к смертной казни. Большая часть религиозной литературы была сожжена. Не только те, кто избрал путь религии, но и их семьи, их потомство были уничтожены. Известно, что разорванное звено нельзя восполнить сразу. Религиозное учение в казахской земле полностью застопорилось во времена советской власти. В это время наши дедушки и бабушки лишь сохранили религиозные обряды. Некоторые из наших аксакалов и бабушек соблюдали пятикратный намаз и время от времени постились. Но никто не развивал религиозную науку и учение. Традиционные медресе, имевшие глубокие корни, были массово закрыты. Это одна из причин, по которой до сих пор не появились такие выдающиеся религиозные ученые, как Ахмет Риза, Науан хазрет. Как вы знаете, Науан хазрет в свое время занимался общественной деятельностью. То есть, он открыто высказывал свое мнение не только по религиозным вопросам, но и по другим общественно-политическим темам. Науан хазрет проводил просветительскую работу среди народа в Кокшетауском регионе, призывал народ к единству. Он был одним из тех, кто выступил против политики крещения и остановил ее.
Сейчас, слава Аллаху, у нас есть девять медресе, две школы для подготовки чтецов Корана, институт имамов, университет «Нур-Мубарак». По сравнению с прошлым, появляются гораздо более сильные ученые. Выпускники докторантуры университета «Нур-Мубарак» защищают докторские диссертации и пополняют ряды религиозных ученых. У нас есть квалифицированные, образованные профессора-теологи. Мы также воспитали казахских чтецов Корана. Десять-пятнадцать лет назад мы приглашали чтецов Корана из Египта и Турции для таравих-намаза. Слава Аллаху, сегодня мы не нуждаемся в приглашении чтецов Корана из-за рубежа для таравих-намаза. Число чтецов Корана в Казахстане превысило 300 человек. Это тоже можно считать нашим достижением за двадцать пять лет.
Народ постепенно начинает признавать, что имам – это не просто человек, сидящий в мечети, а личность, призывающая народ к единству и согласию. Страна постепенно начинает понимать, что имамы находятся среди народа как в радости, так и в горе.
А для воспитания великих религиозных ученых, как вы сказали, нам еще потребуется время.
– Вы сами сказали, что Науан хазрет и другие религиозные ученые того времени тесно общались с обществом, и исторические данные это подтверждают. Думаете ли вы, что нынешние молодые имамы готовы к общению с обществом?
– Постоянное повышение квалификации имамов-молда является нашим главным приоритетом. Ведь современный религиозный служитель не должен отставать от течения времени и требований эпохи. Мы требуем, чтобы они шли в ногу со временем, постоянно развивались и совершенствовались, подпитываясь как религиозными, так и светскими знаниями. За два года мы провели повторную аттестацию 80 процентов наших имамов и определили их уровень знаний. В 2015 году на I Республиканском форуме имамов, проходившем в нашей столице Астане, мы приняли исторические документы «Образ современного имама» и «Этика религиозного служителя». Цель этих документов – подготовка группы имамов, достойных XXI века. Повышение авторитета и влияния религиозного служителя в обществе. В рамках проекта «Имам XXI века» были организованы интеллектуальные конкурсы среди религиозных служителей в разных регионах. Мы также запустили проект «500 лучших просветителей-имамов современности». Наша цель – дальнейшее развитие нынешних способностей и знаний имамов, привлечение лучших просветителей-религиозных служителей к благородным делам.
Мы даем указание в Институте подготовки имамов преподавать, помимо религиозных дисциплин, предмет «ораторское искусство» и заставлять их заучивать стихи казахских поэтов и жырау, чтобы имамы могли объединять народ своим словом. Кроме того, в последнее время мы организуем больше благотворительных мероприятий, ставим юрты вокруг мечетей во время Курбан-айта и Ораза-айта, проводим казахские национальные игры. В целом, мы думаем, что все эти просветительско-развлекательные мероприятия дают имамам возможность тесно общаться с народом. Имам, который может общаться с народом, не останется в стороне от общественной жизни нации.
– В казахском понимании образ молда в произведениях казахских писателей неоднозначен. Как вы сказали, возможно, на их образ повлияла идеология советского периода. Тем не менее, разве общество не изменилось сейчас? Можем ли мы учесть, каким был образ молда в прошлом казахов?
– В любом обществе казахские молда, знатоки религии пользовались большим авторитетом среди народа. Ишаны, ахуны, религиозные ученые, жившие в казахской степи, играли большую роль в направлении народа к добру. Бухар и Умбетей жырау, которые были советниками казахских ханов, давали мудрые советы на основе шариата и сплачивали людей в вере и единстве. Имамы-молда были очень активны в общественных мероприятиях и делах, в управлении народом. Власть опасалась такого влияния религиозного деятеля.
Если вы помните, в советское время существовала цензура. Если не считать другого, то эпопея «Абай жолы» прошла через множество фильтров и сит, прежде чем была представлена вниманию читателей. Эта цензура была особенно враждебна к разговорам о религиозном мировоззрении казахов, что, пожалуй, излишне говорить. Все казахские писатели того времени «подстраивались под время». Поэтому они не могли показать религиозного деятеля как выдающуюся личность. Я думаю, что одна из причин того, что наши писатели того времени показывали имамов, нашу религию с «другой» стороны, заключается в этом.
– Сегодня другое время. Думали ли вы о сотрудничестве с поэтами и писателями, чтобы сформировать образ молда в литературе?
– Говоря о личности имама, я думаю, мы должны упомянуть, что религиозный деятель внес и продолжает вносить особый вклад в развитие казахской литературы. Алашский деятель Ахаң, Ахмет Байтурсынулы, сказал однажды: «Зная, что казахский народ любит поэтическую речь, молда учили религию народу через стихи. Они доносили до слуха народа и сердца условия религии, предписания шариата в виде поэтических повествований, поэтических рассказов».
Молда проповедовали религию с помощью художественного слова. Потому что вера, пришедшая через поэтическое слово, запоминалась в сознании и надолго сохранялась в сердце.
Конечно, мы хотим видеть образ имама, молда нашего времени в современной литературе. У каждого поэта или писателя есть свой мир. Они признают силу, которая питает их перо – Бога. Мы знаем, что нынешний поэт или писатель, если захочет писать на религиозную тему, не будет очернять религию. Потому что тонкая, чувствительная душа сама чувствует существование Бога.
Духовное управление тесно сотрудничает с литературным сообществом и реализует благородные проекты. Я часто встречаюсь с нашими старшими поэтами и писателями, получаю от них мудрые советы за круглым столом. Мы предоставляем бесплатные путевки в хадж писателям и деятелям искусства, которые вносят вклад в религию и прилагают особые усилия на пути веры. Наша цель – широкая пропаганда нашей благородной религии через влиятельных в обществе личностей. Организация мушайры среди поэтов стала нашим ежегодным традиционным мероприятием.
– Я хотел бы задать более конкретный вопрос.
В литературе начала XX века в большинстве случаев перед нашими глазами предстают образы строгих, образованных, а иногда и невежественных молда, обучающих «алфавиту». Можете ли вы сказать, что образ молда нашего времени раскрыт в современных художественных произведениях, фильмах?
– Я не могу сказать, что образ молда полностью раскрыт в современных художественных произведениях. Что нас радует, так это отсутствие прежнего очернения религии и осуждения молда. Мы возлагаем надежды на молодых поэтов и писателей. Потому что они – новое поколение. Мы верим в молодежь, которая не будет заискивать перед начальством, боясь, что их писания кому-то не понравятся, которая боится только Бога и не отступает от своего слова. Мы хотим, чтобы наши писатели и поэты правдиво донесли до народа образ имама, который распространяет религию среди людей. Потому что, если образ имама дойдет до народа через литературу, мы уверены, что отношения между имамом и народом станут еще ближе, чем раньше.
– Что вы скажете о религиозных деятелях, которые не всегда учитывают национальные интересы казахов, их независимость в своих проповедях, а наоборот, постоянно говорят о необходимости придерживаться только шариата?
– Человек, искренне обратившийся на путь религии, должен уважать нашу независимость и суверенитет. Потому что мы достигли религиозной свободы благодаря нашей независимости. В советское время в нашей стране было всего шестьдесят восемь мечетей. У нас не было собственного Духовного управления, мы подчинялись Союзу мусульман Узбекистана. Сегодня в нашей стране более 2500 мечетей и собственное Духовное управление. Поэтому каждый мусульманин, ценящий нашу религиозную свободу, пришедшую вместе с независимостью, должен в первую очередь с большим уважением относиться к нашему суверенитету.
В народной пословице есть мудрая мысль: «Кто не ценит Родину, тот не ценит себя».
Безмерно благодарим Аллаха, у нас есть Родина. Мы должны понимать ценность дара Всевышнего, Независимости. В нашей благородной религии Ислам говорится, что защита пяти вещей: Родины, религии, чести, жизни, имущества – является праведным и богоугодным делом, благородным поступком.
– Сегодня кажется, что грань между исповеданием религии и соблюдением традиций стерлась. Казахское мировоззрение изначально не противоречило исламским ценностям. Так в чем причина того, что некоторые молодые люди, придерживающиеся религии, не признают традиции?
– В 2013 году мы выпустили книгу «Религия и традиции». Мы доказали хадисами, что все казахские обычаи и традиции одобрены шариатом. Многие были очень рады, узнав, что обычаи наших предков существуют и в шариате. Наша религия и традиции тесно переплетены и слились воедино. Хотя советская власть запрещала религию, большинство людей сохранили религиозные обряды как национальные традиции. Эти традиции донесли религию до наших дней, не убив ее. Поэтому мы не можем разделять шариат и традиции. В книгу «Религия и традиции» мы включили все обряды, от рождения человека до его смерти. Например, «тусаукесер» – это обряд, одобренный шариатом. Это одна из форм молитвы. Кому мы обычно поручаем перерезать путы – мы выбираем авторитетного, мудрого человека. Это практическая молитва, чтобы ребенок в будущем был похож на этого человека, и это не противоречит шариату. Мы не разделяем истинных мусульман на «верующих» и «традиционалистов». Поэтому мы и называем нашу религию традиционной.
Есть и те, кто говорит: «Наши предки не знали религии. Религия пришла к нам в 1990-х годах». Они не признают нашу традиционную религию, придерживаются других течений. Они называют казахский «беташар» харамом. Они не одобряют, когда невестка кланяется свекру и свекрови. На самом деле, традиции – это воспитание. А Ислам – это религия, пришедшая для воспитания общества. На беташаре говорится, кого нужно уважать с момента прихода невестки – это преподается как наставление. Поклонение – это уважение к старшим, проявление уважения к младшим. Казахский институт семьи сохранился только благодаря соблюдению таких обычаев и традиций. Мы не имеем права говорить, что это «противоречит религии, чуждо нашим принципам». Повторюсь, традиции не противоречат шариату. Те, кто говорит, что они противоречат, не понимают традиционную религию. Конечно, у традиций есть прогрессивные и устаревшие стороны. Это другой разговор.
– Можете ли вы сказать, что нынешние молда, религиозные деятели знают и владеют богатым казахским языком? Дело в том, что язык и содержание религиозных книг, переведенных с арабского, персидского и других восточных языков, иногда не удовлетворяют нас. Мы слышим, что Муфтият проводит религиозную экспертизу книг, соблюдаются ли в них нормы казахского языка?
– Возможно, в некоторых книгах, написанных на казахском языке, есть недостатки. Поезд движется, и он выпрямляется. У нас есть специальный центр экспертизы. Там работают теологи, окончившие факультеты казахского языка и литературы в наших университетах. Два специалиста специально проверяют тексты книг, издаваемых Муфтиятом.
– Два года назад в «Казахской литературе» было опубликовано критическое мнение Бекболата Адетова относительно слова «туылды» (родился). Недавно газета «Жас Алаш» также опубликовала обширную статью Мухтара Магауина с особым мнением относительно слова «туылды». То есть, в казахском языке нет слова «туылды». В Коране есть слова, относящиеся к Аллаху: «Он не рождался и не был рожден». Ибрай Алтынсарин перевел эти слова так: «Он не был рожден ни от кого, и никто не рождал Его». Это лишь одно слово, которое мы привели. Ведется ли работа по новому переводу самого Корана на чистый казахский язык?
– Мы недавно перевели Коран заново. Один из них – руководитель отдела проповеди и наставления ДУМК, доктор наук Ершат Онгаров. Второй – Сабит Ибадуллаев, выпускник арабского факультета университета Аль-Азхар и факультета казахского языка и литературы Кызылординского педагогического института.
Мы еще будем совершенствовать проблему, о которой вы упомянули. При переводе Корана мы уделяем большое внимание тому, чтобы значения слов в шариате не менялись.
– Если взглянуть на историю казахов, известно, что многие люди, державшие слово, проповедовали путь Аллаха, веру. Однако, кто отравил сознание наших молодых людей, которые сегодня отворачиваются от пути предков и уезжают за границу, увлекаясь миражом создания нового государства – Исламского халифата? Где мы ошиблись в их воспитании, особенно в их религиозном образовании?
– Когда мы обрели независимость, в нашей стране начали строиться мечети. Мы думали, что люди будут просто ходить в мечети, совершать намаз и читать Коран. Молодежь достигла того уровня, когда им стало недостаточно просто совершать намаз и читать Коран в мечетях. Они хотели узнать ответы на многие религиозные вопросы, которые их волновали. Поэтому они отправились в арабские страны в поисках религиозных учебных заведений. Они привезли с собой то, чему научились там. Затем они вернулись в Казахстан и начали обучать детей по мере своих знаний. Мы не запретили им, сказав: «Вы направляете религиозные взгляды молодежи и подростков в другое русло, мы запретим это». Потому что специального закона не было. А те, кто был вооружен иностранной религиозной литературой, открывали небольшие медресе на дому и разжигали в молодежи радикальные идеи. Истинный закон – в Коране. Они говорили: «Если подчиняешься закону государства – это ширк». Они свободно действовали до принятия Закона о религии в 2011 году.
А когда мы ищем причину того, что наша молодежь сегодня попадает под влияние радикальных течений, мы сразу же обвиняем имамов. Это не только работа имама. Мы должны запретить радикальные группы на законодательном уровне и создать условия для работы имамов.
– Почему молодежь больше прислушивается к лидерам радикальных групп, чем к имамам? В чем преимущество проповедей этих групп?
– Молодежь, как вы знаете, хочет выделяться во всем. Они хотят делать все по-новому, по-своему. Вот таким молодым людям они говорят: «Вот твой собственный путь». Если большинство читает намаз так, они начинают говорить: «Твой намаз – вот такой», отдаляя их от традиционной религии. Постепенно они снова говорят: «Какой закон может быть выше Корана?» и изолируют их от государства. Что такое милосердие, доброта между людьми – они говорят, что главное – быть удостоенным милости Аллаха, и еще больше отдаляют их от общества. Молодежь, у которой чувства опережают разум, в конечном итоге не понимает, как они попали в ловушку.
– Какие усилия предпринимает ДУМК для того, чтобы молодежь повернулась лицом к нам, и можете ли вы привести доказательства этого?
– Мы встречаемся с молодыми людьми, попавшими под влияние таких групп, индивидуально. В прошлом году более 500 человек отказались от своих взглядов. Они указали свои имена, номера телефонов и сказали: «Наш путь был неправильным».
Мы также создали специальную группу имамов для проведения проповеднической работы среди заключенных.
В целом, нам нужен Закон, который предусматривал бы ответственность для тех, кто вовлекает молодежь в радикальные течения, и если никто не будет привлечен к ответственности, никто не сможет запретить их деятельность. В некоторых регионах имамы знают, где и кто распространяет деструктивную пропаганду в своих районах. Они сообщают в соответствующие органы. Поскольку у них нет закона, они никого не могут наказать.
– Сегодня в обществе высказывается мнение о необходимости запретить салафизм на законодательном уровне…
– В Казахстане традиционная религия – Ислам, мазхаб Абу Ханифы, акыда Матуриди. Вот чего мы должны придерживаться. Если мы не будем этого придерживаться, это должно считаться радикальным или чуждым течением.
Этот закон не запретит религию. Он запретит тех, кто искажает религию, превращая ее в чудовище.
Если мы будем постепенно принимать такие меры, эти течения прекратятся. Например, несколько лет назад был принят закон против «Таблиг джамаат». Они были немедленно запрещены. В противном случае они часами сидели в мечетях, не слушая имама, надев наушники, и слушали своих учителей. Если их выгоняли из мечети – через некоторое время они снова собирались. Как только вышел закон о них, они исчезли. Задача имама – тесно работать с народом. Наша задача – призывать приходящих в мечеть к вере, терпению, милосердию, добру, братству. Молодежь не должна оставаться без брака, не должно оставаться неисполненных похорон.
– Актюбинское религиозное восстание радикалов – не первое. Кто несет ответственность за разнообразие религиозных настроений там? Недавно, взглянув на возрастные данные религиозных радикалов, названных «ответственными» за то, что вчера было названо терроризмом, вы можете заметить, что почти все они – очень молодые люди. Что за сила, какая пропаганда заставила их отказаться от всего в возрасте, когда они должны гнаться за юношескими увлечениями, любить свою жену, переживать самые солнечные моменты жизни, и взять в руки оружие в мирное время? Где мы упустили в воспитании нашей молодежи в религиозном направлении?
– Вся литература радикальных групп посвящена тому, как стать шахидом на пути Аллаха. Говорится, что шахидов, павших на пути Аллаха, в загробной жизни ждут гурии. А этот мир – мир дьявола, и нет необходимости жить в государстве, где господствует закон дьявола. В литературе радикальных групп нет ни слова о любви и уважении к Родине, родителям, детям, женам. Не говорится, что если ты дашь правильное воспитание своему ребенку, Аллах возложит корону на твою голову в загробной жизни. Они называют этот мир грязным миром. Когда такие вещи повторяются, молодежь быстро верит этой идее. Молодой человек перестает различать реальный мир и виртуальный мир. Они мысленно уходят в загробный мир, который сами себе создали. Таким образом, давая ложное воспитание в этом направлении, можно превратить молодежь в террористов за два-три месяца.
– Если говорить конкретно о молодых людях, которых мы сами назвали «террористами». Знаете ли вы, что в социальных сетях некоторые не верят, что парни из Актобе являются террористами. Террористы из других стран стреляют в людей, берут заложников, выдвигают свои требования. Наши так называемые террористы идут на смерть с одним оружием без всякой цели. Следовательно, есть мнение, что они могут и не быть террористами. Насколько опасно это мнение?
– В целом, взять в руки оружие в мирное время и убить мирного человека, будь то без цели или с целью, с какими-либо требованиями или без них, – это не свойственно мусульманину. Вы не можете оправдать их ничем. Нет необходимости разделять их, они – террористы. Возможно, из-за молодости у большинства из них нет цели. Убийство мирного человека запрещено (харам) в Коране. Они не верят в милосердие между людьми, не стремятся к добру. И при этом они жаждут стать шахидами и попасть в рай. Кто может сказать, что это не отклонение?
– Возможно, молодые люди, о которых вы говорите, не думают, что они находятся под влиянием радикальных религиозных течений?
– Очевидно, что они так не думают. Если бы они осознали, что их путь радикален, разве они не оставили бы его? Когда я говорил о необходимости закона, запрещающего новые радикальные течения, я хотел бы добавить, что идеологов, привлекающих молодежь в эти течения, следует строго наказывать. Этот закон нужен и для того, чтобы сознание нашей молодежи не загрязнялось кем попало.
– Если прислушаться к словам Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, он «приправляет» свои проповеди произведениями русских писателей. В одном из своих слов он также выразил обеспокоенность тем, что «дети стали меньше читать книги». Смогут ли наши имамы-молда повлиять на то, чтобы дети читали книги? Приводят ли они в своих словах примеры из назидательных слов казахских поэтов и писателей?
– Сейчас мы предъявили требования нашим имамам. Мы сказали, что в их проповедях обязательно должны быть примеры из произведений казахских поэтов и писателей, из назидательных слов. Ежегодно издаются книги проповедей. В этих книгах мы приводим примеры из произведений представителей поэзии жырау, литературы Золотой Орды, деятелей Казахского ханства, от Абая до деятелей Алаш и современных писателей, которые воспевают такие благородные качества, как родители, Родина, мир в семье, согласие, дружба, братство, милосердие и т.д. Наши предки знали религию лучше нас. Это нужно внушить молодежи. Если в проповеди имама приводится пример из какого-либо произведения казахского писателя, разве ребенок, слушающий это, не стремится прочитать это произведение полностью?
Мы не народ, который стал мусульманами только вчера. Мы – народ с давними традициями, уважающий свою религию и традиции, сохранивший свои обычаи. Когда Казахское ханство отделилось от Золотой Орды, оно заложило свои основы как государство, верное своей религии и традициям. В этот период религия и традиции гармонично сочетались. Жизнь нашего народа осуществлялась в рамках шариата, сформировался путь традиционного Ислама. От управления государством, деятельности судей до повседневных дел – все это принималось во внимание в соответствии с предписаниями шариата. Жизнь наших предков, следовавших пути Абу Ханифы, всегда является для нас примером.
Духовное управление мусульман Казахстана в рамках своей деятельности объявило 2016 год «Религия и уроки истории». В рамках этой благородной инициативы появилась благоприятная возможность для переиздания драгоценных наследий наших предков. Я считаю, что наша почетная обязанность перед нынешним поколением – выпустить из пыли старые книги, хранящиеся в редких фондах мировых библиотек, и представить их на благо народа. В результате такого благородного намерения ученые Духовного управления подготовили книгу под названием «Драгоценности традиционного Ислама». Мы представили ее в Алматы с участием ученых, поэтов и писателей.
Мы опубликовали в этой книге религиозные взгляды из произведений наших предков. Многие из их высказываний не сохранились в Казахстане, мы специально привезли их из Узбекистана и Татарстана. Для того чтобы выпускать такую пропагандистскую работу в большом количестве, у нас должно быть собственное издательство.
Мы не продаем наши книги. Мы раздаем их бесплатно. Поскольку религия – это большая идеология, мы хотим сделать все, что в наших силах. Мы хотим издавать книги о религии, и мы не ожидаем за это ни копейки, все ради довольства Аллаха. Я могу с уверенностью сказать вам, что Духовное управление прилагает все усилия для того, чтобы оживить религиозную ситуацию в стране.
– Спасибо за беседу!
Беседовала
Карагоз СИМАДИЛ, газета «Казахская литература»