Если вы выедете за город, вас будет ждать длинная дорога. Вдоль уходящей вдаль дороги в первую очередь перед нашим взором предстанет «старый городок», повествующий о прошлом. На самом деле, они были построены подобно городкам, это места упокоения усопших – мавзолеи. Да, глядя на украшенные могилы, вы, несомненно, будете ощущать себя так, будто видите старые городки. Некоторые из них даже облицованы дорогими мраморными плитами и выделяются издалека.
А теперь оказывается, что некоторые могилы специально моют и чистят. Это правильно, нужно содержать их в чистоте. Когда вы находитесь там, возникает мысль, не разделится ли сама земля пополам. Ведь, глядя на величественные мавзолеи, нетрудно догадаться, из какого рода человек. А глядя на могилу, обложенную небольшими глиняными кирпичами, мы понимаем, что она принадлежит простому человеку. Мы хватаемся за голову, будь вы человеком достатка или бедности, место, куда вы направляетесь, одно…
Можно ли так чрезмерно украшать? Правильно ли это в шариате?
Когда-то в нашей стране происходили такие неприятные явления, как разрушение могил, уничтожение надгробий, кража металлических ограждений. Наши предки, которые на протяжении веков твердо придерживались своей религии, языка, обычаев и традиций, вряд ли желали бы своим потомкам быть беспутным поколением. Различные обстоятельства в обществе стали причиной того, что поколение, в которое верили, что оно будет расширять просторы страны и держать окна наравне, разрушало могилы предков. Среди них проблема многобожия также согнула наши колени. А разрушение могил происходит от невежества и неграмотности. Тот, кто правильно понимает ислам, не должен прибегать к таким неприятным действиям. Тем не менее, отрадно, что этот вопрос не остался без внимания и был взят на контроль.
Не секрет, что чем больше развивается общество, тем выше уровень конкуренции. Конкуренция, не ограниченная богатством, одеждой и едой, добралась и до могил. Глядя на мавзолеи, возвышающиеся до небес, как башни на обочине дороги, можно оценить, насколько это расточительно. С каждым днем увеличивается число тех, кто украшает и возвеличивает их, имея достаточно средств и возможностей. Возведение куполов и мавзолеев – это, по сути, действие, не находящее поддержки в шариате.
По словам религиоведа Турара Абуова, наша религия ислам категорически против чрезмерного строительства, украшения, возведения куполов и декора мавзолеев. Также, согласно шариату, неправильно огораживать могилу железом, деревом и другими материалами. Если обратить внимание на исламский погребальный обряд, то могила должна быть обложена глиняными кирпичами до уровня пупка, чтобы ее не топтали и не задевали животные. Затем, чтобы знать, кто похоронен, устанавливается знак, на котором достаточно указать имя, фамилию, отчество, дату рождения и дату смерти.
Сколько бы вы ни украшали и ни возводили купола над могилой, это не принесет никакой пользы покойному. Более того, нет никакой награды и тому, кто ее построил. Это считается лишь допущением расточительства. А в Коране говорится о расточительстве следующее: «Воистину, расточители – братья дьяволов, а дьявол – великий неблагодарный по отношению к своему Господу» (Сура «Аль-Исра», аят 111).
Так или иначе, у нас преобладает конкуренция. Они превосходят друг друга. Недавно мы беседовали с жителем города, который отказался назвать имя своего брата, недавно похоронившего его. Пострадавший от трагического случая мужчина и его семья приложили все усилия для строительства мавзолея.
– Мы использовали около 5000 красных кирпичей. Длина составила примерно два с половиной метра, фундамент обошелся в 200 тысяч тенге. Купол привезли из другого места. Деньги, заплаченные строителям, тоже есть. В целом, по расчетам, на возведение одного мавзолея ушло около 2 миллионов тенге, – сказал тот мужчина.
А если посмотреть на места захоронения усопших в таких странах, как Турция, то там стараются строить все одинаково. Кроме того, все сажают вокруг цветы и зелень. Это все их украшения…
Кроме того, религиовед Турар Абуов высказал свое мнение по поводу посещения могил. В мусульманской общине посещение могил имеет две цели. Одна – это посещение с целью поразмыслить и извлечь урок, вспоминая о будущем месте пребывания человека и готовясь к загробной жизни. Об этом Пророк сказал: «Посещайте могилы. Ибо посещение могил напоминает вам о загробной жизни». Могила – это окончательное пристанище живых, место упокоения мертвых. Живые, приходя туда, размышляют о том, что их ждет впереди, и извлекают урок.
В целом, все предписания и запреты ислама основаны на счастье человечества. Очевидно, что каждый человек должен понимать украшение могил как действие, противоречащее шариату, и как расточительство.
– В шариате сказано: «Уважай умершего, огради его так, чтобы туда не могли попасть скот и животные». А действия тех, кто соревнуется и спорит, строя мавзолеи, Пророк приравнивает к расточительству. Было бы очень хорошо, если бы мы всесторонне разъяснили народу, что превращение мавзолеев в памятники, как сегодня, и тем самым возвеличивание своих усопших близких перед людьми, возвышение их мертвых тел, не приносит никакой пользы ни живым, ни мертвым, – говорит религиовед.
Да, вместо того чтобы украшать могилы, не допуская расточительства, читая Коран для усопших, раздавая милостыню, с радостью вспоминая благие дела покойного, а в конце оказывая помощь оставшимся, есть большой смысл, который уравновешивает весы веры и напоминает о покаянии. Это поучительный момент для живых…
Актолкын НУРЛЫБАЙ,
журналист