В настоящее время многие религиоведы и ученые, политологи и журналисты выражают обеспокоенность беспрепятственной и бесконтрольной работой сайтов, пропагандирующих салафизм в нашей стране, и поднимают вопрос о необходимости их ограничения. Мы взяли интервью у ветерана независимой казахской религиозной журналистики, главного редактора журнала «Иман» Онгара кажы Омирбека по этому актуальному вопросу.
– Конечно, я понимаю обеспокоенность этих религиоведов и ученых и поддерживаю их мнение о необходимости запрета, – начал разговор Онгар Омирбек. – Потому что казахи с момента своего формирования как нации являются мусульманами. Причем они придерживались только одного мазхаба Ханафи и акыды Матуриди. Только благодаря этой позиции на протяжении многих веков в Казахстане и Средней Азии не было религиозной розни. Если мы хотим, чтобы наша независимость была прочной, единство и сплоченность нашего народа – крепкими, а наша религия – еще более укреплялась, мы должны не допускать течений и групп, которые ставят под сомнение, не говоря уже о том, чтобы наносить ущерб, нашей вере. Этого требует и безопасность страны.
– Какова угроза со стороны салафитов, которые связывают себя с первыми саляфами?
– Мировоззрение салафитов совершенно противоречит многовековому мусульманскому пониманию казахского народа. В их вероучении нет места общеказахским ценностям, государственности, патриотизму. Их можно назвать религиозными космополитами, презирающими свои корни. Они отрицают такие благородные качества, как уважение к родителям, почитание старших, взаимопонимание, единство, кротость, вежливость, которые сформировались в нашем народе и происходят из ислама. Поэтому салафизм – это крайне опасное религиозное течение, пришедшее с огнем, чтобы подсечь корни казахской нации. Их позиции не соответствуют ни истинному исламу, ни традиционному казахскому образу жизни.
– Насколько эти деструктивные сайты могут влиять на людей?
– В интернете допускаются различные мнения. Из них наиболее опасной для современной казахской молодежи является пропаганда этих деструктивных течений.
Молодые люди, которые изучают нашу благородную религию с этих сайтов, пополняют ряды салафитов и совершают намаз в мечетях по их учению. Они слушают проповеди своих так называемых шейхов с мобильных телефонов, а не имамов.
– Насколько компетентно Духовное управление мусульман контролировать СМИ, распространяющие информацию на религиозную тематику?
– Духовное управление – это общественная организация. У нее нет постоянного бюджета, финансовых возможностей, права юридического надзора. Поэтому оно ограничивается только передачей предложений и пожеланий. Тем не менее, со стороны управления организуются мероприятия по сбору журналистов, пишущих на религиозную тематику, и предоставлению им направлений и консультаций по пропаганде правильного религиозного понимания. В целом, каждое дело следует поручать специалисту в своей области. Поэтому единственным учреждением в нашей стране, которое может точно определить достоверность религиозной информации в мусульманском направлении, является Духовное управление.
– Как часто публикуется информация, противоречащая нашему мазхабу?
– Не будет преувеличением сказать, что чуждые течения постоянно ведут пропаганду против традиционного мазхаба наших предков – пути Абу Ханифы и школы религиозного понимания Матуриди, а также против национальных ценностей казахского народа. Доказательством этому является увеличение в последнее время полуграмотных религиозных деятелей, которые называют своих родителей и родственников «неверными», «безбожниками» и презирают свою родину. Все они имеют одинаковое мировоззрение. Они являются пособниками ваххабитской, салафитской ретроградной идеологии.
– У простого народа невысокий уровень религиозной грамотности, поэтому они получают информацию и с деструктивных сайтов. Как распознать сайты с деструктивными намерениями? В чем их особенность?
– В настоящее время многие сайты с деструктивными намерениями заблокированы в нашей стране. Однако некоторые сайты все еще работают. Сайты чуждых течений в основном пропагандируют только лекции своих проповедников и зарубежных агитаторов. Они категорически против направления, которого придерживается Духовное управление мусульман Казахстана, объединяющее более двенадцати миллионов мусульман Казахстана. На их сайтах закрыт доступ к проповедям имамов и учителей Духовного управления. Они совершенно не считаются с реалиями, сложившимися в казахском обществе. Они продолжают свою пропаганду, ведущую к смуте, проявляют нетерпимость к национальным и религиозным особенностям, и проводят крайне опасные для нашего общества проповеди, ведущие к конфликтам и раздорам.
В интернете все еще работают следующие сайты, открыто пропагандирующие салафизм и поддерживающие их: www.sunnapress.kz, www.islamic.kz, www.abuhanifa.kz, http://www.shyn.kz/, http://anti-irhab.kz/. Также в социальных сетях есть активисты, которые постоянно поддерживают и пропагандируют салафизм и влияют на других. Один из них, активный салафитский соотечественник, опубликовал видеозапись, заявив, что последнее кровавое событие в Алматы не имеет никакого отношения к салафитам, и что силовые структуры сами его выдумали. (http://abai.kz/post/view?id=8920)
– Знает ли Верховный муфтий о «информационной войне» в религиозной сфере? Какова его позиция?
– Верховный муфтий постоянно следит за информационной сферой и периодическими СМИ. Мы сами тому свидетели. Он уделяет особое внимание предотвращению ложной информации, порочащей нашу благородную религию. Кроме того, он прилагает усилия для обуздания бесчинств деструктивных течений. Он пытается исправить искаженные сведения. Единая позиция Духовного управления мусульман Казахстана во главе с Верховным муфтием – укрепление и утверждение традиционных религиозных школ и нашего мазхаба, сформировавшихся на казахской земле. Для противостояния деструктивным проповедям чуждых течений в сфере агитации и пропаганды наряду с правильными религиозными лекциями пропагандируются и благородные традиции и ценности нашего народа.
– Мы заметили, что в настоящее время в информационной сфере очень активны салафиты, гюленисты и исматуллаши (зикрши). Они враждуют друг с другом, сидя в социальных сетях и на сайтах. Как можно кардинально решить такие ретроградные явления, разделяющие казахов?
– Упомянутые группы – это течения, появившиеся в казахской земле после обретения независимости. То есть, их раньше не было, они разрослись из-за недостатка религиозной проповеди и агитации. Сейчас Духовное управление взяло на себя твердый контроль над проповедями, учитывая местные обычаи и сложившуюся ситуацию, в соответствии с нашим собственным мазхабом. В результате появились проповедники, которые не склоняются ни в ту, ни в другую сторону. Теперь молодежь, мусульманская община склоняется к тому, чтобы слушать проповеди проповедников, утвержденных Духовным управлением. Единственный путь предотвращения религиозной розни – прислушиваться к агитации и пропаганде единственной религиозной организации мусульман страны, признанной государством – муфтията. В Духовном управлении работает группа знающих специалистов в различных областях религии.
– Нужно ли подчинить СМИ, распространяющие информацию на религиозную тематику, отделам религиозной экспертизы Духовного управления?
– Казахстан – демократическое светское государство. Поэтому трудно ограничивать свободу мнений какого-либо человека. Тем не менее, мы считаем правильным проводить информацию, написанную и транслируемую на религиозную тематику, через экспертизу Духовного управления. Потому что, особенно в социальных сетях, увеличилось число тех, кто необоснованно обвиняет Духовное управление и поддерживает деструктивные течения. Интернет-отдел Духовного управления знает многих из них и осведомлен об их группах. Возникает мысль о необходимости ограничения таких групп, которые выдумывают небылицы. Иначе наивные подростки, проводящие целый день в интернете, невольно попадают под влияние салафитов. У нас есть специалисты, имамы, которые могут отличить соответствие этой религиозной информации нашему собственному мазхабу и традиционному религиозному пониманию.
– Мы знаем, что более 800 граждан, которые увлеклись салафизмом, затем вернулись к чистому исламу. Это достижение всего за один год. Какие еще меры принимаются Духовным управлением в этом направлении?
– Слава Аллаху, сейчас есть много братьев, которые осознали, что заблуждались, и возвращаются к нам. Это тоже плод усердного труда муфтията. Несмотря на ограниченность своих финансовых и информационных возможностей, Духовное управление предпринимает много мер в этом направлении. Одним из примеров является Республиканская информационно-агитационная группа (РИАГ), созданная управлением, и местные информационно-агитационные группы (МИАГ), организуемые при местных представительствах. В состав этих групп входят известные в стране религиозные деятели, имамы, теологи, эксперты. Они проводят различные встречи по всей стране, проповедуют правильные религиозные ценности, рассказывают молодежи о рисках чуждых течений, чтобы они не поддавались на провокации. По согласованию с местными органами власти они встречаются с представителями различных сфер в учебных заведениях, учреждениях, организациях и проводят обстоятельные беседы, отвечают на их вопросы. Они анализируют актуальные проблемы и предлагают решения.
Кроме того, Духовное управление усиливает свою агитацию и пропаганду через средства массовой информации. У управления есть своя пресс-служба, периодические издания. В интернете также стабильно работают десятки сайтов, относящихся к Духовному управлению («muftyat.kz», «muslim.kz», «islam.kz», «azan.kz» и др.).
– Как проходит подписка на газету «Ислам и цивилизация» и журнал «Иман», издаваемые при ДУМК?
– Слава Аллаху, у этих двух изданий есть свои читатели. Тираж также растет с каждым годом. Тираж газеты превысил 50 тысяч экземпляров, а журнала «Иман» приблизился к 20 тысячам. Видя, что наш народ массово обращается к благородной религии наших предков, я верю, что тираж собственных изданий Духовного управления будет расти еще больше.
– Спасибо за интервью!
Беседовала
Камшат ТАСБОЛАТ
Айкын