Гигант мировой прессы, знаменитая американская газета «Washington Post», перепечатала статью спортивного обозревателя агентства Ассошиэйтед Пресс Тима Дальберга, который решительно осудил финальный боксерский поединок в тяжелом весе между казахстанцем Василием Левитом и Евгением Тищенко, состоявшийся на рассвете. В аналитической статье под заголовком «Проблемы судейства вернулись в олимпийский бокс» остро критиковалось крайне несправедливое и скучное судейство финального поединка в весовой категории до 91 кг. Мы представляем вашему вниманию перевод статьи, еще не высохшей от чернил, выполненный нашим экспертом Канатом Ауесбаем.
Тим Дальберг, РИО-ДЕ-ЖАНЕЙРО, AP 15 августа
«Возможно, после этого стоит задуматься о включении профессионального бокса в Олимпийские игры», — начинает автор статьи. Слова спортивного эксперта имеют под собой основание. Ведь, в отличие от любительского бокса, состоящего всего из 3 раундов, профессиональный бокс известен тем, что длится до 12 раундов. А в 12 раундах становится ясно, кто победил, а кто проиграл. Более того, в 12 раундах выше вероятность победы нокдауном или нокаутом. Есть все основания полагать, что победа, без колебаний присужденная Тищенко после трех раундов, была столь же сомнительной, сколь и скучной, как и эта «победа» российского боксера, утверждает Тим Дальберг. Вот он (Е. Тищенко, авт.) вошел вместе с главой Международного олимпийского комитета. И это, с точки зрения использования служебного положения, нельзя назвать хорошим для будущего бокса.
Если сказать, что путь бокса в последние годы на Олимпийских играх был извилистым и трудным, то мы не отойдем от истины. Это можно увидеть по тому, как президент Международного олимпийского комитета Томас Бах выглядел унылым и опустил голову, когда было принято единогласное решение судей. Томас Бах быстро ушел, и это было к лучшему для него, иначе, оставшись на церемонии награждения, он мог бы услышать свист недовольных болельщиков, который мог бы ему пронзить уши. Левит оказался мужчиной, он пытался успокоить противника и свистящих болельщиков, приложив палец к губам и сделав жест. По нашему мнению, олимпийский бокс должен быть поединком настоящих мужчин.
Поначалу казалось, что все шло хорошо в Рио, вплоть до тяжеловесов. Болельщики могли четко видеть лица боксеров без шлемов. Более того, новая система оценки стимулировала боксеров наносить точные, акцентированные удары, а не просто касаться и убегать. Единственным недостатком было то, что из-за увеличения количества боев без шлемов участились случаи остановки боев на полпути, досрочно. Например, бой между казахстанцем Елеусиновым и турком Сулейманом Кисохо, который пришлось остановить во втором раунде, является тому подтверждением. Тем не менее, по сравнению с предыдущими Олимпийскими играми, этот бокс произвел впечатление настоящего бокса. В прежние времена, например, шлемы и компьютерная система подсчета очков делали бокс похожим на «ограждение в перчатках» и снижали настроение зрителей. Старая система давно была отменена. Иначе, бой между американцем Роем Джонсом и южнокорейцем Пак Си Хуном в 1988 году, где, несмотря на явное преимущество американца, победа была отдана корейцу, был вопиющей несправедливостью в истории бокса. Не забыто и то, что корейский спортсмен, получивший несправедливую победу, тогда извинился за произошедшее. Однако с тех пор прошло 28 лет. И в сегодняшнюю эпоху, когда система оценки сильно изменилась, нам гораздо труднее поверить в то, что судьи отдали все три раунда Тищенко. Левит навязал сопернику свой стиль бокса, прорываясь вперед и подавляя удары Тищенко. Это было очевидно не только перед экранами, но и всем, кто находился на арене. Левит сделал все, что было достаточно для победы в этом бою. Уверенность Левита в своей победе также была очевидна на его лице. Что поделать?! «Я думаю, что сам победил. Тренеры тоже были довольны», — сказал Левит.
Однако, даже когда казахский и российский боксеры покинули арену, недовольство зала, выраженное свистом, не утихало долгое время. Это недовольство продолжалось даже во время награждения Тищенко, и, соответственно, российский боксер не смог насладиться своим награждением. «У меня упало настроение», — сказал Тищенко позже, «Я уважаю своего соперника и зрителей в зале. Я не понял, почему они свистели». Левит же, будучи настоящим джентльменом, приложил палец к губам и жестом попросил зал успокоиться. Однако этот жест не смог остановить разгневанных зрителей.
История бокса нарушена. Судейство — это не наука, а большое искусство. Возможно, то, что увидел один судья, не увидел другой. Некомпетентность здесь играет большую роль в решении судьбы человека. В этом и заключается причина того, что эта медаль не имеет большой ценности для Тищенко из российской сборной, чье участие в Олимпиаде совпало с допинговым скандалом, заключает Тим Дальберг.
Справка: Напомним, что на Олимпиаде 1988 года в Сеуле американский боксер Джонс Рой уверенно побеждал на всех этапах. Вы, возможно, помните, что путь Джонса к финалу Олимпиады начался с явной победы над малавийцем Мтендером Макаламбой. В начале поединка Джонс отправил соперника в нокдаун, а затем и в нокаут. После этого он так же уверенно победил своего следующего соперника, чехословака Михаила Френека, Евгения Зайцева из СССР, Ричи Вудхолла из Великобритании. Только в финале, встретившись с южнокорейцем Пак Си Хуном, несмотря на явное превосходство Джонса, корейский боксер поднялся на пьедестал почета со счетом 3:2, что вызвало шок и недоумение у всех любителей бокса. После этого Международный олимпийский комитет, опасаясь международных споров, попытался исправить ситуацию и вручил Рою Джонсу Кубок Вэла Баркера. В марте 1989 года Международная ассоциация любительского бокса отклонила жалобу Федерации бокса США о подкупе судей. Аргументом было то, что, согласно правилам, жалоба должна быть подана через тридцать минут после окончания боя. Однако, по словам президента ассоциации Анвара Чоудри, жалоба все равно не была бы принята. Поскольку доказательств подкупа было недостаточно. Спустя годы, в 1996 году, представители Федерации бокса США снова подали жалобу в Международный олимпийский комитет, обвинив судей, присудивших победу Пак Си Хуну, в получении взятки. Основанием для жалобы стало признание одним из судей, обслуживавших этот поединок, в несправедливости. Эта история была подробно описана в книге британского журналиста Эндрю Дженнингса «Новые властелины колец: Коррупция на Олимпийских играх или как купить медаль» (The new Lords of the Rings). В этой книге данные о подкупе судей приводятся на основе рассекреченных документов спецслужб ГДР. Итальянский рефери по имени Альдо Леони приводит слова аргентинского судьи Освальдо Бисбаля по этому поводу. Он и еще два судьи были приглашены в офис корейской федерации и им были вручены конверты с деньгами. Когда Бисбаль отказался, его отстранили от судейства следующих поединков. В 1996 году Международный олимпийский комитет принял жалобу и рассмотрел ее в 1997 году. Однако МОК оставил в силе решение, вынесенное судьями. Тем не менее, этот поединок между американцем Джонсом и корейским боксером способствовал внедрению новой системы оценки в любительском боксе.
Национальный портал