Прежде всего, отметим, что по крайней мере половина из 16 стихотворений, которые во всех сборниках Абая датируются «1886 годом», на самом деле относятся к 1884-1885 годам. Это правда. Дата написания стихотворений Абая впервые была указана в первом сборнике, изданном в Санкт-Петербурге в 1909 году. Естественно, что в этом сборнике, подготовленном в суматохе 1905 года, некоторые ранние стихи были датированы на год-два раньше. Исправить допущенную ошибку, пусть и с опозданием, приблизиться к истине – таков сегодняшний, новый век, его требование и возможность, братья.
Не новость, что первые стихотворения поэта на социальные темы были написаны по следам какого-то громкого события, произошедшего в роду Токтыгулов. То есть, дата написания стихотворения, конечно же, зависит от точного определения даты произошедшего факта, события. Однако в те времена архивные материалы не были доступны. Например, в какие годы Абай был волостным правителем Коныр-Кокше? М. Ауэзов приложил много усилий, чтобы узнать это. В первой версии биографии Абая он писал, что это было в 1869-1870 гг., а во второй версии, следуя народным рассказам, он передвинул это время на 1872-73 гг. Только в 4-й версии биографии Мухан приходит к окончательному выводу – 1877-78 гг. Это потому, что ему наконец-то попали в руки жалобы, которые привели Абая к крупному расследованию, и воззвание, подписанное от имени волости Коныр-Кокше Абая, найденное в архиве.
Причина, по которой я это рассказываю, заключается в том, что Какитай и Турагул столкнулись с такой же трудностью. Официальные документы, архивные материалы – это как кровь кости. В то время, когда Абай начал свою поэтическую деятельность, оба родственника были молоды. Старики, такие как Байкокше, хорошо знавшие стихи Абая того времени, в 1905 году уже не были в живых. Добавьте к этому то, что Абай изначально скрывал свои стихи, не публикуя их. Короче говоря, было достаточно причин для того, чтобы стихи Абая 1884-85 годов были датированы раньше.
Перейдем к выборам волостного правителя 1884 года. Почему они запомнились народу? Причина в том, что в этот раз очередь на волостное правление должна была достаться Оспану из потомков Кунанбая. Однако, к удивлению всего народа (даже жена уездного начальника назвала это «беспределом»), Оспан Кунанбайулы не был избран, и вместо него неожиданно был избран Кунту Шонкаулы из рода бокенши. «По этому делу, – говорит Мухтар Ауэзов, – не только Абай и народ, поддерживающий Абая, были удивлены, но и по сей день «выборы, когда Кунту стал волостным правителем» рассказывают как сказку, как эпос…» (Абай. Полное собрание. 1933 г., стр. 367). Хотя весь народ рассказывал это как эпос, точный год события оставался неизвестным.
Мы начнем проверку стихотворений Абая, которые до сих пор в сборниках Абая датируются «1886 годом», а на самом деле были написаны после выборов 1884 года, с двух смежных стихотворений, начинающихся словами «Состарились, печаль одолела, возросла тоска» и «Состарились, печаль одолела, сон стал чутким». Они являются близнецами не только по теме, но и по содержанию. М. Ауэзов, говоря, что «впервые начинает критиковать и выделять беспокойных чиновников, сеющих смуту в народе», четко определяет их суть и характер. Из того, что мудрец говорит «впервые критикует», можно понять, насколько важно определить время написания обоих стихотворений. Это означает, что здесь начинается поэтическая деятельность Абая.
Итак, в каком году и при каких обстоятельствах были написаны эти два стихотворения-близнеца?
Выше мы сказали, что причиной обоих стихотворений стали скандальные выборы, состоявшиеся в мае 1884 года, когда неожиданно был избран волостным правителем Кунту (это единогласно подтверждают как мемуары, так и исследователи Абая).
Известно, что жена уездного начальника Тихонова из Семея, приехав с колокольчиками на пролетке (карете), руководила этими злополучными выборами. Когда этот уездный начальник хотел отменить выборы, Абай не согласился и сказал: «Утвердите».
Почему? Абая больше, чем неудача Оспана, задела предательство и двуличие со стороны бывших друзей и знакомых, таких как Ербол, Жиренше, Оразбай, Кунту. Это вызвало печаль. Особенно ранило душу поэта то, что он потерял своего самого близкого друга Ербола. Короче говоря, слова Мухана: «Впервые душа поэта сильно опечалилась из-за народа» – это реальная жизненная правда. Вот и подумайте сами, разве Абай был бы Абаем, если бы