Любой деятель искусства, как известно, имеет свою наставническую школу, с которой он черпает пример. Это источник, который питает его корни и способствует совершенствованию. Ақыт был не поэтом, выросшим в изоляции от своего окружения; одним из источников, повлиявших на оттачивание и совершенствование его таланта, была национальная литература, созданная народом на протяжении веков, и поэзия предшествовавших ему поэтов и жырау, а вторым – великий поэт Абай. Особенно в последние годы своей жизни Ақыт уделял особое внимание Абаю. Ведь в начале ХХ века наследие Абая, его красота и глубокий смысл распространились не только среди казахов, но и за пределы границ, став примером для наших братьев, живущих далеко от родной земли. Во-первых, произведения Абая питали духовно широкие массы, во-вторых, они стали незыблемой путеводной звездой для стремящихся к поэзии. Одним из таких стремящихся был Ақыт Үлімжіұлы.
Ақыт многому научился из поэтического творчества великого поэта. Особенно показателен сборник стихов «Ғақылиялық үндеулер» (Духовные обращения), состоящий из пятидесяти пяти стихотворений, написанных им в возрасте около шестидесяти лет. Ақыт сам дает пояснение к этим произведениям: «…я взял за образец книгу покойного Абая Құнанбай қажыұлы и написал эту книгу духовных, назидательных обращений. Ах, Абай нашел слова, которые не скоро забудутся, и выразил их в прекрасной форме.
Я тоже включил слова, которые пришли мне на ум. Также я взял отрывки из стихов Абая и разъяснил их сложные смыслы».
Прежде всего, Ақыт правильно понял духовный мир Абая и высоко оценил его поэтическую силу.
Поэтов было много до нас,
Особенно Абай, сын Кунанбая.
Хоть и не нашел таких острых слов,
Изложу свои мысли, собирая по крупицам, –
говорит он, проявляя скромность, и упоминание Абая не случайно. Он ценит и берет пример с Абая, потому что глубоко понимает его мудрость и глубину. Сборник Ақыта «Ғақылиялық үндеулер» является результатом того, что он взял пример с такого мыслителя, как Абай, и, во-вторых, это произведение, написанное им после полного созревания ума и всестороннего осмысления общественных нравов и жизни. Поэтому эти сборники подобны вершине творчества Ақыта. В этих стихах отчетливо чувствуется влияние Абая. Он также использовал многие строки Абая в неизменном виде. Пример Абая проявляется и во внешней форме стихов Ақыта (слог, ритм, строфа, рифма), то есть в технической стороне. Если «пятнадцатая» и «семнадцатая» главы написаны по образцу «Сегіз аяқ» Абая, то в других главах проявляется наставление Абая, и его мысли находят продолжение.
В своем стихотворении «Бір дәурен кемді күнге-бозбалалық» (Одно время – юность) Абай напоминает, что всему свое время, и говорит о необходимости правильно провести юность, занимаясь полезными делами. Он предостерегает от того, чтобы прожить дважды невозвратную жизнь, «упиваясь «э-э-э» и проживая ее легкомысленно». Неразумный старик, которому никто не запрещал и не наставлял, непременно будет терзаться сожалением. Абай говорит:
Если в начале отец не давал мудрых наставлений,
Если родные не находили, чтобы наставить на ум.
Проживший жизнь в шутках и смехе.
Не придется ли в конце концов испытать горечь? –
а Ақыт говорит:
Если в начале дед не давал полезного совета,
Если родные говорили «хорошо».
Падая и вставая, спотыкаясь,
Неуклюже, как младенец, делающий первые шаги.
Не придется ли в конце жизни испытать горечь,
Если жизнь прошла в шутках, небрежно? –
Мысли обоих поэтов – «не потерпеть поражения в пятидневной жизни». Не поддаться «ухмылкам и насмешкам», которые развращают человека. Мысли учителя и ученика словно вливаются в один ручей, преемственность содержания и цели очевидна. Абай, критикуя многих надоедливых и наглых людей, которые всем мешают:
Сбиваются, как стая собак,
Не говорят, что хуже других, –
выражает недовольство, а Ақыт говорит:
Лая, как собаки,
Окружают тебя со всех сторон, –
Если в стихах Абая мы видим гордеца, который считает себя не хуже других, то в стихах Ақыта мы видим злодеев, стремящихся урвать кусок, если представится возможность.
Во времена Абая действия мелких чиновников царской администрации, которые хозяйничали в стране, разжигали огонь раздора в казахской степи и множили ропот и недовольство. Борьба за чины и одежду привела к бедам и несчастьям, даже психология народа начала меняться. В такое время Абай, сетуя на надоедливых и наглых людей, говорил:
Становясь врагами из-за одного слова,
Становясь друзьями ради одного дня.
Столицы, меняющиеся сто раз, –
говорил он. А Ақыт раскрывает облик неверных людей, которые дружат только ради сегодняшнего дня и прощаются, когда насытятся.
Если не угодишь им сегодня,
Сразу же станут врагами.
Это поведение тех, кто меняется сорок раз за короткий день. Влияние Абая в этих строках не требует никаких доказательств. Можно привести и другие примеры такого сходства. Однако даже из этого можно увидеть влияние Абая. Сборники Ақыта напрямую черпали пример из произведений Абая и были созданы благодаря внимательному изучению. Следовательно, произведения Абая повлияли на расширение эстетического мировоззрения Ақыта. Его сборник «Ғақылиялық үндеулер» находит созвучие с мыслями Абая во многих его стихах, таких как «Қартайдық, қайғы ойладық, ұйқы сергек» (Состарились, печалились, сон стал чутким), «Қыран бүркіт не алмайды салса баптап» (Что не возьмет сокол, если его приручить), «Қалың елім, қазағым, қайран жұртым» (Мой многочисленный народ, казахи мои, мой бедный край), «Көңілім қайтты доостан да, дұшпаннан да» (Разочаровался и в друзьях, и во врагах), «Жігіттер ойын арзан, күлкі қымбат» (Парни, игра дешева, смех дорог), «Сабырсыз арсыз, еріншек» (Нетерпеливый, бесстыдный, ленивый), «Мұз болады болысың» (Ваш волостной станет льдом), «Бойы бұлғаң» (Тело его неуклюже) и других, и они идут в одном русле.
Важно отметить, что Ақыт не просто подражал Абаю и остался в его тени. Он был духовно созвучен Абаю. Опираясь на Абая, Ақыт переосмысливал актуальные проблемы своего времени и делал собственные выводы. В «Шестом слове» он говорит:
Милосердие, разум, честь и совесть – в одной голове,
Все это не может быть у одного человека.
Человек, в котором собраны эти четверо,
Не совершит ни одного поступка без согласия.
Четыре качества, названные поэтом, можно назвать украшением всего человеколюбия. Он желает, чтобы эти качества были присущи молодежи. Если человек не будет думать о чести и совести, не будет открывать рот по любому поводу, а будет решать все с милосердием и разумом, то ему будет трудно называться гражданином и далеко продвинуться. Можно сказать, что это признаки человечности, которые никто не должен игнорировать. Если опорой мировоззрения Абая было человеколюбие или человечность, переплетающиеся со всей жизнью, то Ақыт также сделал это основой многих своих стихов и жизненным идеалом. Таким образом, поэт призывает высоко держать истинное человеческое достоинство.
Абай уделял большое внимание вопросам воспитания. В нескольких своих «Словах» он высказывает важные мысли о главных проблемах воспитания молодежи. Поэт-учитель Ақыт также делает воспитание молодого поколения в духе человеколюбия одной из главных тем своих произведений. Он считает, что одним из условий становления хорошим человеком является воспитание ребенка с юных лет.
Учиться этикету, наукам,
С семи и восьми лет.
Соблюдение этикета – это социальная традиция, основанная на человеколюбии. Если нарушится сложившаяся народная норма, это может привести к изъяну в облике человека и пятну на национальном достоинстве. Поэтому поэт, рассматривающий этикет как меру воспитания, выделяет два аспекта – этикет и науку – на основе принципа «ребенка – с юных лет». Ведь если путь к великому человеколюбию начинается с этикета, то он хорошо понимает, что тайна мира и будущее страны связаны с наукой. Поэтому он считает, что этикет и наука должны прививаться молодому поколению с юных лет. А Абай также высоко ценил науку, говоря: «Без науки нет ни загробной жизни, ни мира». Главное, что волновало обоих поэтов, – это человеческая жизнь, воспитание потомства. Оба много внимания уделяли решению фундаментального вопроса: как сформировать истинного человека.
Абай, говоря: «Хороший ребенок – радость, плохой – горе», показал множество путей воспитания хорошего человека. Ақыт, опираясь на педагогическую теорию Абая, также уделяет особое внимание воспитанию молодежи.
Хороший ребенок – свет очей,
Словно горящая свеча, –
говорит он, сравнивая хорошего ребенка с горящей свечой родителей, и добавляет:
Этикет и скромность близки,
Опора для них – разум, –
говорит он. Он не отделяет этикет и скромность от разума, рассматривая разум как их опору. То есть воспитание должно идти в трех направлениях: этикет, наука, разум. Только когда эти три аспекта объединятся, вырастет хороший человек.
Колонизаторы внесли «нововведения» в управление страной, изменив традиции власти народа. Коварством, хитростью и властью они разрушили единство народа и вынудили его к социально-экономической и духовной зависимости. Отсюда появилось множество льстецов. Ақыт сокрушается:
Потеряв рассудок,
Родились гордые сыновья.
Привязавшись к матери,
Родились властные дочери, –
причина его скорби именно в этом. Что же делать? Одним из путей выхода из этого он считал образование и науку, ставя целью воспитание нового поколения.
Учи язык, будь то турецкий, монгольский или русский,
Пусть он прямой, пусть он кривой, –
говорит он. В словах «Пусть он прямой, пусть он кривой» кроется глубокий смысл. Он подразумевает, что зная язык любого народа, можно избежать ошибок, научиться правильному и отличить хорошее от плохого. Разве Абай не говорил: «Нужно знать, как избегать вреда и как пользоваться пользой»? Мысли обоих поэтов текут в одном русле. Оба считают знание многих языков одним из предварительных условий образованности.
Учитель Абай в своем стихотворении «Ғылым таппай мақтанба» (Не хвались, не найдя науки) перечисляет, чего должны избегать молодые люди и к чему стремиться. Среди хороших качеств он называет пять благородных дел:
Стремление, труд, глубокая мысль,
Терпение, милосердие – знай.
Ақыт добавляет свою мысль следующим образом:
Терпение насытит живот,
Не позволит чрезмерно жадничать.
Милосердие и сострадание сделают душу
Дружелюбной.
Если делать дела, обдумав их,
Разум поселится в голове.
Стремясь и прилагая усилия,
Опередишь своих сверстников.
Не ленись и трудись,
Протянешь руку к вершине.
То, что говорит здесь Ақыт, – это пять благородных дел, названных Абаем, расширяющих рамки человеколюбия. Учась у Абая, поэт выражает их по-своему и делает собственные выводы. Таким образом, глубина и острота сборника «Ғақылиялық үндеулер» берут начало от Абая.
Парни, знайте цену жизни,
Думайте разумом, будьте честны, чисты, –
эти строки – основная нить духовного сборника. Искренность и лиризм в произведениях такого мастера, как великий Абай, не оставляли поэта равнодушным, и глубокие мысли мудрого поэта точно отражали биение сердца Ақыта. Таким образом, он обрел духовное созвучие с Абаем и почитает его.
С одной стороны много врагов,
С другой стороны много шума.
Он прошел, скорбя и плача,
Заботясь о черных казахах, –
в этих словах, посвященных Абаю, кроется глубокая правда. Так может говорить только тот, кто знает силу слова и глубоко понимает уникальность таланта. Вместе с тем Ақыт брал пример с Абая и в создании портретов людей.
Достигнув возраста «старейшины народа, перешагнувшего шестидесятилетний рубеж», он словесно ваяет красоту прекрасной женщины. Это стихотворение Ақыта написано по образцу великого поэта «Қақтаған ақ күмістей кең майдалы» (Широколобая, как кованое белое серебро). Ақыт также начинает с «широкого лба, как белое серебро», и описывает части тела женщины, выделяя каждую (изящные брови, сияющие глаза, прямой нос, алый румянец, белое лицо, чистые зубы, широкие плечи, прямые плечи) с помощью образных слов. Это раскрывает и подчеркивает ее красоту. Безусловно, это влияние Абая. Иногда
Нежный подбородок.
Широкие, лежащие брови.
Две груди, как яблоки,
Неувядающие стебли.
Или:
Белые пальцы без морщин,
Чистое сердце на губах.
Черные волосы, как шелк,
Касаются ее лодыжек, –
говорит он. Невозможно не испытать волнение, увидев красоту красавицы. Здесь проявляется тайна чувств поэта. А из строки «чистое сердце на губах» мы словно узнаем о чистоте и честности женщины, о ее духовном мире. Когда он говорит: «Черные волосы, как шелк, касаются ее лодыжек», живой образ начинает оживать. Ақыт, под влиянием наследия великого Абая, в одном из своих сборников стихов так гармонично изображает пленительную красоту прекрасной женщины. Это тоже можно считать примером Абая. Таким образом, в свое время голос Абая широко распространился среди казахов, живущих далеко от родной земли, питая деятелей искусства и выступая в роли учителя.
***
В долгой истории человеческого общества немало говорилось о природе человека. Ведь взаимоотношения и поступки людей проявляются в свете и тени жизни, поэтому одним из главных вопросов жизни и искусства является человек или человечность. Каким должен быть человек? На вопрос о смысле его жизни обращали внимание многие мыслители и высказывали свои мысли и выводы. В этом отношении великий Абай также является поэтом, систематически воспевавшим путь становления человеком и человечность. Академик М. Ауэзов не зря сказал: «Он ставил человечность, моральную философию выше всего». (Ауэзов М. Абай Кунанбаев. Статьи и исследования. Алматы, 1967, 169). В своих многочисленных произведениях поэт глубоко проникал в тайны человековедения. Его два стихотворения «Қартайдық, қайғы ойладық, ұйқы сергек» (Состарились, печалились, сон стал чутким) и «Қартайдық, қайғы ойладық, ұлғайды арман» (Состарились, печалились, возросли мечты) являются глубокомысленными произведениями, дополняющими друг друга. В этих стихах поэт делает великие философские выводы через истину, присущую всему человечеству. Вместе с тем он осуждает негативные черты характера человека и возводит в культ человечность. Ақыт, будучи учеником Абая, по-своему осмысливает мысли, высказанные в стихах учителя, и «разъясняет их сложные смыслы». Ақыт во «втором слове» говорит:
Ленивый не сможет совершить честный труд,
Если он сам ленив, кто ему поможет?
Занимаясь воровством, делая привычкой поедание баранины,
Говорит: «Я нашел искусство», стуча по голове.
Проявляются человеческие и порочные качества,
«Тысячу дней не сломается, в один день сломается сосуд». /1,190 с./
Ақыт в своих произведениях без изменений берет одну строку Абая («Тысячу дней не сломается, в один день сломается сосуд») и по-своему излагает смысл сказанного. Абай раскрывает действия людей, считающих хитрость и воровство находчивостью, а Ақыт показывает корыстные намерения ленивцев, которые сделали привычкой «воровство, поедание баранины» и считают это искусством. Объект воздействия – один. Оба поэта предупреждают, что зло всегда заканчивается бедой.
В стихах Абая и Ақыта сравнительно изображаются действия добрых и злых людей. Абай считает, что справедливость, как деление черного волоса пополам, и правильная оценка всего – это действия доброго человека, а Ақыт развивает эту мысль:
Умный делит черный волос на сорок частей,
У всего есть своя мера, сколько бы ни было частей.
Прямодушного, искреннего человека
Создал Бог с самого начала, –
говорит он.
Ручей, в который поэты вливают свои стихи, – это утверждение в человеке принципов человечности. Это путь к тому, чтобы не унижать достоинство благородного имени «человек» и быть достойным его. Мудрый Абай в упомянутом выше втором стихотворении точно указывает на вред болезненных явлений, встречающихся в общественной жизни. Он сетует на тех, кто «вместо того, чтобы продавать свой пот, продает свой взгляд, и все люди стали покупателями». Затем он перечисляет множество покупателей. Он точно описывает и раскрывает низменные черты характера человека и выражает недовольство, говоря: «Я боюсь за молодое поколение». В стихах Ақыта это также отчетливо прослеживается. Он точно характеризует тех, кто простирает руки и притворяется.
«Состарились, печалились» – какое время,
Если присмотреться, характер молодежи так же плох.
Не продавая свой пот, возлагая обязанности,
Обычай народа – «дай мне».
Поэт нападает на «предателей, продающих свою душу за богатство» (богатых, биев, судей, бедняков, гонцов, сельских старост, занги, күнде и т.д.). Это была болезнь казахского общества того времени. Поэтому глубокие размышления Абая о человечности точно совпадают с мыслями и мечтами Ақыта. Ақыт также видел и пережил то, что Абай называл мечтами. Даже «ночью сон его убегал». Считая своим долгом откликнуться на наследие Абая, который называл и описывал благородные человеческие качества, он считал это своим долгом.
Известно, что одно из стихотворений мудрого поэта, воспитывающее в человеке проницательность и благородную человечность, – это «Жігіттер, ойын арзан, күлкі қымбат» (Парни, игра дешева, смех дорог). Абай обращается к парням, словно ведет с ними беседу. С другой стороны, он раскрывает свое мировоззрение о достижении совершенства, о становлении человеком. Так что же должен делать стремящийся к добру молодой человек? Чему учит жизненный опыт? Он ставит целью назвать и внушить молодежи важные благородные качества (стремление, честность, постоянство, рассудительность, единство, согласие и т.д.). Как же поет Ақыт, опираясь на такое понимание великого поэта?
Пусть твой сочувствующий будет искренним,
Пусть твой собеседник будет от всего сердца.
Если ты раскроешь свою тайну и покажешь свою спину,
Что будет от дружбы с ним?! –
предупреждает он, что собеседник и сочувствующий должны быть честными и непоколебимыми, постоянными, и далее развивает свою мысль. Он напрямую обращается к парням (молодежи). Великие идеи Абая оживают и в произведениях Ақыта.
Если вы вместе, держитесь друг друга,
Принимайте решения вместе, руководствуясь разумом.
С чистым намерением, чистым разумом, теплым словом,
Скромно подталкивайте друг друга к развитию.
Или
Пусть чужой отступится, когда вы уважаете друг друга,
Защищайте друг друга, когда вы вместе.
Будьте абсолютно чисты от сплетен и клеветы,
Не ворчите, как кто-то, переходя через горы.
Здесь поэт говорит о мире и уважении, единстве. Он рассматривает искреннюю дружбу и любовь между людьми как главную потребность. Ведь человек – опора и хозяин жизни. Поэтому у человека много обязанностей перед обществом, перед людьми. Это начинается с самого малого – с внимания людей друг к другу. Там, где нет единства и мира, теряется красота жизни, воцаряется беззаботность. Это влияет на всю страну, на широкие массы. Поэтому есть смысл в том, что оба поэта начинают обращение к «парням». Они требуют не ошибаться даже в выборе спутницы жизни, не проявлять легкомыслия и переменчивости, проявлять честность и постоянство. Поэт в «Десятом слове» говорит следующее:
Желание, зависть быстро проходят,
Сердце, увы, тянется к тому, что видишь.
Тот, кто знает пульс сердца,
В конце концов, разум победит.
Советы Ақыта раскрывают хорошие качества в характере человека. При создании семьи он говорит, что не следует смотреть ни на богатство, ни на нужду, и что добродетель женщины измеряется не только красотой. Так какой же характер будет мерилом?
К честной, разумной, чистой жене,
Парни, довольствуйтесь и остановитесь, –
делает он вывод. От людей, которые не взвешивают свои поступки, не чувствуют социальной и этической ответственности, можно ожидать чего угодно. Умный человек не может быть безрассудным. Сохранение чести и совести – это мера человечности. Моральные нормы, о которых говорит поэт, являются частью системы человеческих качеств. Оба поэта считают трудолюбие одним из хороших качеств человека. Ведь они приходят к выводу, что человек может достичь счастья, свободной жизни и определенной цели через труд. Абай в стихотворении «Қартайдық, қайғы ойладық, ұлғайды арман» (Состарились, печалились, возросли мечты) сетует на тех, кто «вместо того, чтобы продавать свой пот, продает свой взгляд». В «Сегіз аяқ» он развивает эту мысль с другой стороны, заключая: «Если будешь трудиться не ленись, насытишь живот, не прося». Великий мыслитель, глубоко осмысливая явления жизни, во многих своих стихах открыто выражает и углубляет свой взгляд на труд. Он говорит, что «сытость живота, отсутствие работы развращают человека», и что нежелание трудиться может привести к разврату. В любом случае он доносит мысль, что одна из сторон человеческого достоинства – это честный труд. «Продавать свой пот» – одно из необходимых условий человеческой жизни. А попрошайничество – это бесстыдство.
Ақыт также связывает один из путей адаптации к жизни с трудом. Он не скрывает, что некоторые молодые люди склонны к добыче скота «сверху легкого, снизу тяжелого», и даже к воровству.
Нынешняя молодежь ищет скот и выгоду,
Где же искать, продавая свой пот с трудом?!
Или же, бродя день и ночь,
Ищут скот, скитаясь по каждой долине, –
эти строки – правда того времени (и, возможно, настоящего). Есть и те, кто превратил в привычку поиск легкой добычи и получение прибыли. Поэт выражает свое категорическое несогласие с такими людьми:
С хитростью и коварством богатство уйдет,
Не сдержав свою подлую страсть, уйдет честь.
Богатство уйдет, покой уйдет, понеся убытки,
Клянясь, душа уйдет во ложь, –
выносит он приговор. Жизнь не бывает без противоречий. Но Ақыт, стремящийся не сбиться с праведного пути, предостерегает от плохих поступков (хитрости, коварства, воров