ru.ult.kz
  • Главная
  • Общество
  • Культура
  • Спорт
  • U magazine
  • Вторая Республика
  • В мире
No Result
View All Result
  • Главная
  • Общество
  • Культура
  • Спорт
  • U magazine
  • Вторая Республика
  • В мире
No Result
View All Result
ru.ult.kz
No Result
View All Result

Главная страница » Экономика и бизнес » Развитие и проблемы государственно-частного партнерства в Казахстане

Развитие и проблемы государственно-частного партнерства в Казахстане

Редакция Ult.kz by Редакция Ult.kz
10 августа, 2016
in Экономика и бизнес
0

В настоящее время государственно-частное партнерство (ГЧП) широко распространено во всем мире. Практически во всех развитых и развивающихся странах мира на первом месте по применению ГЧП стоит строительство и реконструкция автомобильных дорог, за которым следуют такие ключевые отрасли, как здравоохранение, образование, водоснабжение и канализация, железные дороги, строительство аэропортов.

В нашей стране изначально, в первые годы независимости, государственно-частное партнерство рассматривалось в основном как элемент управления государственными активами. На начальных этапах инвесторам предлагался единственный инструмент – концессия, а точнее, в данной редакции рассматривалась только передача в аренду казахстанских объектов концессии иностранным концессионерам.

Если обратиться к истории возникновения государственно-частного партнерства, то еще в Древнем Риме муниципии (municipal – аналог современных муниципалитетов) применяли практику передачи в частное управление объектов античной инфраструктуры, таких как почтовые станции, порты, водопроводы, рынки и бани. Во Франции с XVI века представители власти начали развивать экономические потребности, в том числе транспортное обеспечение и коммунальные услуги, за счет частного сектора под своим контролем. Точнее, в 1552 году во Франции была выдана первая концессия в сфере общественной инфраструктуры – проект строительства канала в долине Кро был передан предпринимателю Адаму де Крапонну. А в самой Великобритании государственные концессии начали передаваться частному сектору в XVII-XVIII веках – в Англии и Уэльсе маячные службы развивались по принципу партнерства государства и представителей бизнеса. В XIX веке благодаря концессионным механизмам были построены железные дороги, крупные судоходные каналы и множество других инфраструктурных комплексов, и не зря этот век называют «Золотым веком» концессий. К известным проектам, реализованным с помощью концессионного механизма в этот период, можно отнести Суэцкий канал (1855 год) и Эйфелеву башню в Париже (1887-1889 годы).

В настоящее время уровень и направления развития государственно-частного партнерства в каждой из стран мира различны, и в некоторых странах, в том числе и в Казахстане, формирование и внедрение указанных отношений все еще продолжается.

В основном, путь развития государственно-частного партнерства можно разделить на следующие этапы:

1) Подготовительный (отработка государственной политики в данной сфере, анализ и формирование необходимого законодательства, создание специальной организации, занимающейся подобными вопросами и т.д.);

2) Внедрение (расширение сферы применения ГЧП, поиск новых путей финансирования проектов, устранение законодательных барьеров, формирование целостности системы ГЧП и т.д.);

3) Совершенствование (разработка методологических инструкций и руководств, улучшение моделей реализации ГЧП, развитая система финансирования проектов, высококвалифицированные государственные служащие по вопросам ГЧП).

В настоящее время можно сказать, что в Казахстане 1-й этап полностью завершен, и некоторые позиции 2-го этапа уже начаты. Тем не менее, в процессе развития существуют и проблемы, вызывающие беспокойство:

– Правильно ли выбран путь развития данной сферы?

– Какие задачи необходимо выполнить в будущем?

– Созданы ли все условия для участия частного бизнеса в проектах ГЧП?

– Где мы допустили ошибки и как мы можем их интенсивно исправить и далее совершенствовать?

Если составить план на будущее по подобным вопросам, возникает мысль, почему бы не ускорить наш путь развития в несколько раз, не повторяя полностью пути развития других стран мира, а лишь учитывая их опыт.

Например, показатели передовых международных практик показывают, что успешность реализации проектов повышается при использовании механизмов проектного менеджмента, которые, в свою очередь, рассматривают мониторинг и оценку как необходимую и неотъемлемую часть управления проектом. Для решения этой проблемы можно предложить реализацию и мониторинг бюджетных инвестиционных проектов с точки зрения управления проектами (в том числе на основе Национального стандарта управления проектами).

Если мы найдем пути быстрого решения актуальных проблем данной сферы, повторяющихся по каждому проекту из года в год, мы могли бы подняться на несколько ступеней выше. Отсутствие государственных служащих, в совершенстве владеющих государственно-частным партнерством, является одним из главных препятствий для развития данной сферы. Для повышения теоретической подготовки государственных служащих, самостоятельно осваивающих данную сферу на практике, не требуется значительных финансовых и трудовых затрат, достаточно эффективной организации работы. Если мы не только будем фиксировать недостатки, выявленные в ходе реализации проектов по результатам ежеквартального мониторинга, но и оперативно займемся их устранением, мы сможем достичь успехов, отточенных веками в других развитых странах, за несколько, максимум десять лет.

Орынбасар Абсатов – эксперт Казахстанского центра государственно-частного партнерства

Национальный портал

Previous Post

Еще одна бронза в копилке Казахстана

Next Post

10 августа. Кто из казахстанских спортсменов выступит сегодня?

Next Post

10 августа. Кто из казахстанских спортсменов выступит сегодня?

Свежие записи

  • Сколько дней отдыхают казахстанцы на День независимости и Новый год? 12 декабря, 2025
  • Какие важные мероприятия пройдут в Алматы ко Дню независимости? 12 декабря, 2025
  • Какие имена были самыми популярными для детей в 2025 году? 12 декабря, 2025
  • В стране раскрыты крупные преступления, включая торговлю детьми и «элитный эскорт» 12 декабря, 2025
  • В Акмолинской области религиозная группа пропагандировала «свободные половые отношения» (ВИДЕО) 12 декабря, 2025
  • Жительница Ленгера столкнулась с тяжёлыми осложнениями после удаления зуба в неизвестной стоматологии 12 декабря, 2025
  • Отвлёкся на телефон: в Алматы водитель автобуса сбил девушку на пешеходном переходе 11 декабря, 2025
  • Трагедия на железной дороге: грузовой поезд сбил четырёх человек 11 декабря, 2025
  • Сколько дней отдыхают казахстанцы на День независимости и Новый год? 11 декабря, 2025
  • «Она легла в больницу только потому, что у неё не шло молоко»: в Алматы умерла женщина после родов 11 декабря, 2025

Рубрики

ULT TV U magazine Актуальное Без категории В мире Вторая Республика Год рабочих профессий Духовность Защита Интересное Комментарии Культура Национальная история Национальное искусство Общество Политика Постtimes Преступление Регионы Спорт Экономика и бизнес
Құрылтайшы: «Tengri Gold» ЖШС
2012-2021 © Ұлт порталы
ҚР Ақпарат және қоғамдық даму министрлігі Ақпарат комитетінің №KZ71VPY00084887 куәлігі берілген.
Авторлық және жарнама құқықтар толық сақталған.

Сайт материалдарын пайдаланғанда дереккөзге сілтеме көрсету міндетті. Авторлар пікірі мен редакция көзқарасы сәйкес келе бермеуі мүмкін. Жарнама мен хабарландырулардың мазмұнына жарнама беруші жауапты.

Рубрики

  • U magazine
  • ULT TV
  • Актуальное
  • Без категории
  • В мире
  • Вторая Республика
  • Год рабочих профессий
  • Духовность
  • Защита
  • Интересное
  • Комментарии
  • Культура
  • Национальная история
  • Национальное искусство
  • Общество
  • Политика
  • Постtimes
  • Преступление
  • Регионы
  • Спорт
  • Экономика и бизнес
  • Главная
  • Общество
  • Культура
  • Спорт
  • U magazine
  • Вторая Республика
  • В мире

© 2025 JNews - Premium WordPress news & magazine theme by Jegtheme.

No Result
View All Result
  • Главная
  • Общество
  • Культура
  • Спорт
  • U magazine
  • Вторая Республика
  • В мире

© 2025 JNews - Premium WordPress news & magazine theme by Jegtheme.