Канат Кожамуратов – один из тех земледельцев, кто убедился в плодородности земель северного региона Казахстана. С 15 соток земли он собирает 5-6 тонн картофеля в год.
В Северном Казахстане увеличилось число репатриантов, переехавших из Узбекистана. Они говорят, что привыкли как к климату холодного края, так и к своей новой профессии.
43-летний Канат Кожамуратов – один из репатриантов, переехавших из Джизакской области Узбекистана в Мамлютский район Северо-Казахстанской области вместе с четырьмя детьми. Репатриантам было трудно освоиться на родине, несмотря на быстрое оформление документов и получение гражданства. За 12 лет, прошедших с момента возвращения на родину, глава семьи, у которого только сейчас начала налаживаться жизнь, испытал немало трудностей, переезжая с места на место.
— В 2004 году мы переехали в Аккайынский район Северо-Казахстанской области. Тогда мы, как и все, получили от государства помощь в размере около 100 тысяч тенге на человека. У нас были накопления, была помощь от государства, и, сложив все вместе, мы могли приобрести жилье. Но мы не купили. Пока привыкали, жили у родственников. Не освоившись на севере, мы не задержались надолго, — говорит глава семьи.
Канат Кожамуратов, описывающий себя как «человека, занимающегося сельским хозяйством», в первые годы после переезда из Узбекистана в Северный Казахстан, не освоившись, переехал в Южно-Казахстанскую область. Из-за отсутствия работы, через 4 года он вернулся обратно.
Через год семья репатриантов из Узбекистана снова переезжает в привычный им климатический пояс – село Казыбек би Мактааральского района Южно-Казахстанской области. Канат Кожамуратов намерен купить дом и окончательно обосноваться. Несмотря на переезд в приграничный с Узбекистаном район, семья Каната Кожамуратова прожила там четыре года, и, сильно страдая от безработицы, снова переселилась в Северо-Казахстанскую область.
— Чтобы переехать из одной страны в другую и обосноваться, нужно как минимум два года. В первые годы было нелегко привыкнуть к климату, к жителям. Вообще, это место (имеется в виду Северо-Казахстанская область – ред.) удобно для жизни. Сейчас сюда переезжает все больше людей. Есть и те, кто, не освоившись, вернулся, не сумев наладить свою жизнь, — говорит он.
Когда корреспондент «Азаттыка» приехал, жена Каната Кожамуратова, Алмагуль Алибекова, готовила нарсу как зимний запас. А глава семьи вместе с родственниками забивал колья для скотного двора методом «асар» (коллективная помощь).
— Мой старший сын и дочь учатся в школе-интернате в городе Петропавловск. Двое младших сыновей учатся в школе этого села. Сейчас все на каникулах. Помогают по хозяйству, — говорит Алмагуль Алибекова.
Жители села Павловка Мамлютского района, куда переехал Канат Кожамуратов, покупают питьевую воду. В магазине, расположенном на центральной улице, десять литров воды стоят 75 тенге.
Хотя Алмагуль считает, что открыть дело и заниматься бизнесом в Северном Казахстане легче, она скучает по своим родителям и родственникам на юге и говорит, что «всегда поворачивается боком в ту сторону».
Канат Кожамуратов, описывающий себя как «человека без профессии, занимающегося сельским хозяйством», с особым акцентом говорит, что его жена – бухгалтер. Однако Алмагуль не работала по специальности, занималась домашним хозяйством и воспитывала детей.
Канат Кожамуратов считает, что освоение нового места зависит от собственного характера и трудолюбия человека.
— Несмотря на холодный климат, мы поняли, что поиск средств к существованию важнее, чем поездка на юг. Здесь мы выращиваем все необходимые для жизни фрукты и овощи. Растут картофель, огурцы, помидоры, морковь, свекла. Сейчас у нас в хозяйстве шесть голов крупного рогатого скота, десять голов овец. Держим и птицу. Летом готовимся к зиме. Помимо творога и масла, мы ежедневно продаем 40-50 литров молока по 55 тенге за литр. Таким образом, только от продажи молока в месяц в семейный бюджет поступает 50-60 тысяч тенге, — говорит он.
На холодном, с суровой и долгой зимой севере Алмагуль пришлось научиться максимально эффективно использовать летний сезон. Репатриантка, которая заготавливает дрова и уголь летом, варит варенье из малины, смородины, крыжовника, клубники и вишни.
Северо-Казахстанская область – удобный регион для содержания скота. Канат Кожамуратов, нашедший свое дело, забивает колья для скотного двора, рассчитанного на 30 коров, чтобы увеличить поголовье скота.
— На юге мы испытывали трудности с поиском работы. А здесь у нас есть скот во дворе, птица, мы обеспечены едой и питьем. Удобно содержать скот. В Мактаарале, где мы жили, большинство выращивает хлопок. В годы, когда на хлопок нападают вредители, трудно найти хлеб. [А здесь] мы обустроились в соответствии с нашими условиями и бытом, — говорит Алмагуль.
По сообщению пресс-службы акимата Северо-Казахстанской области, до августа 2016 года в регион из зарубежных стран прибыли 59 казахских семей, состоящих из 122 человек. Из них 23 семьи прибыли из Узбекистана, восемь семей – из Монголии, семь семей – из России, 19 семей – из Китая, одна семья – из Таджикистана, одна семья – из Кыргызстана.
Пресс-служба сообщает, что семьи репатриантов расселились и проживают в восьми районах области и городе Петропавловске.
Согласно официальному сообщению, из репатриантов, прибывших в Северо-Казахстанскую область, 79 трудоспособны, из них 17 имеют высшее образование, 17 трудоустроены, шестеро находятся в отпуске по уходу за ребенком, 18 – студенты. Акимат заявил, что «всем лицам, обратившимся в государственные органы для получения статуса репатрианта, своевременно оказана соответствующая помощь, и (до 3 августа текущего года) 77 человекам выданы удостоверения репатрианта».
По словам журналиста Есенгуль Капкызы, часто пишущей о проблемах репатриантов, в северные регионы Казахстана в основном заселялись репатрианты из Монголии, однако в последнее время в этом регионе увеличилось и число переселенцев из Узбекистана.
Матери-репатриантки, ожидающие работодателей на обочине дороги для найма на черную работу. Талгарский район Алматинской области, село Жалгамыс, 17 октября 2011 года. (Иллюстративное фото)
— Я видел много казахов из Узбекистана в Северо-Казахстанской области. В одном из районов области из-за большого количества казахов из Узбекистана была открыта специальная казахская школа. Большинство казахов, склонных к земледелию, находятся там. Освоение региона зависит от самого человека, — говорит журналист.
Семья Кожамуратовых, открывшая личное хозяйство и получившая кредит для занятия животноводством, заявляет, что больше не будет переезжать с севера. Они строят планы по увеличению поголовья дойных коров и откорму крупного рогатого скота.
— Кроме того, у нас есть 15 соток земли перед домом. Ежегодно мы сажаем картофель и получаем 5-6 тонн урожая. Посадка картофеля не требует больших усилий. Потому что земля плодородная. Достаточно бросить семена и один-два раза прополоть сорняки. Торговцы сами приезжают и покупают, например, в прошлом году купили по 40 тенге за килограмм. Только с этой земли мы получаем доход 200-300 тысяч тенге в год. В целом, мы привыкли к этому месту. Переезжать мы не собираемся, — говорит Канат Кожамуратов.
Дилара Иса, «Азаттык»