Горные дороги на направлении Катон-Карагай – Зырян – это как для водителя, так и для пассажиров, никогда не ездившего по таким дорогам, одновременно и диковинная, и очень опасная зона. Опасная, потому что перевалы, проложенные когда-то сквозь горы и камни, постоянно делают резкие повороты, идут вдоль отвесных скал и продолжают подниматься вверх по извилистой дороге.
По мере подъема камни, оставшиеся внизу, превращаются в крошечные точки, вызывая у человека некое чувство страха. На участках с частыми поворотами движения встречных автомобилей также стремительны. Если не снизить скорость на таких крутых поворотах, не удивительно, что можно слететь в пропасть. А если, пытаясь ехать осторожно, снизить скорость, то на крутых подъемах ваш автомобиль может не потянуть. Легковые автомобили, которые могут остановиться при необходимости или совершить ловкий маневр в случае непредвиденной ситуации на таких опасных дорогах, справляются с этим легче. А вот делить дорогу с грузовиками, которые, нагруженные десятками тонн груза, заволакивают все вокруг дымом и с трудом ползут вверх – это испытание даже для самого опытного водителя. Отдельная история – это трудности и опасности передвижения здесь весной, осенью и зимой. Местные жители называют этот перевал «Осиновый перевал», возможно, потому, что вокруг него растут густые ели, тополя, сосны и березы.
Вот эта опасная и рискованная для жизни человека дорога, по которой ежедневно несколько раз туда и обратно безопасно перевозят не один автобус пассажиров – это ответственность автобусного парка пассажирских перевозок города Серебрянска, которым руководит Борис Литвинов.
МОЛОДОЕ ПОКОЛЕНИЕ, ЖАЖДУЩЕЕ НОВОСТЕЙ
Если начать наш рассказ издалека, то в 1984 году по решению тогдашнего руководства планировалось открыть новый автотранспортный парк (АТП) в городе Серебрянске, и руководство этим делом было поручено Александру Литвинову, работавшему в Бухтарминском АТП. Сегодня Александр на пенсии. По словам аксакала, место, где сейчас находится АТП, в то время было ровной, голой степью. Когда началась печально известная кампания по приватизации в 90-х годах, Алик, опираясь на все свои силы и накопленный опыт, сумел сохранить это предприятие, не допустив его разграбления, споря и отстаивая его. Затем, в соответствии с требованиями времени, он зарегистрировал его как ТОО (ТОО) законным путем.
– До того, как прийти сюда, я девять лет проработал на Серебрянском заводе неорганических продуктов. В 2011 году завод остановился, и начали сокращать рабочих. Делать нечего, пришел в это предприятие. Первые три года работал заместителем директора. За это время я ознакомился с деятельностью предприятия, направлением работы, коллективом, документами, и можно сказать, прошел прямое испытание опытом моего отца. После выхода отца на пенсию я занял его место, – говорит нынешний руководитель предприятия Борис Литвинов.
Анализируя и взвешивая все, что он видел и знал до сих пор, молодой директор думает о том, чтобы привнести новый темп работы в предприятие. Но как? С чего начать этот темп? Техника в предприятии вся старая, оставшаяся с советских времен. Некоторые работают неделю, другие стоят две недели. То здесь ремонт, то там какая-то поломка. Поняв, что с такой изношенной техникой далеко не уедешь, Борис решил приобрести новую технику, оформив кредит в одном из банков. Это намерение горячо поддержали как местные власти, так и коллектив.
– Легко говорить что угодно. Когда дошло до дела, требования банков и их условия создали ряд трудностей, – говорит руководитель предприятия. – Однако, несмотря на любые трудности, я думаю, что мы нашли пути выхода из тупика и достигли некоторых из наших целей. Для предоставления качественных услуг пассажирам мы закупили несколько новых автобусов из России. Кроме того, поскольку наши дороги находятся в горах, передвижение становится особенно трудным весной, осенью и зимой. Поэтому нам нужны были опытные водители, которые умеют ухаживать за новыми автобусами и привыкли ездить по горным дорогам. Все это, в первую очередь, напрямую связано с безопасностью пассажиров.
«СОБИРАЯ СТАРОЕ, МЫ УСТАЛИ ЗА МНОГО ЛЕТ…»
Таким образом, коллектив, реализовав первую часть большого плана, постепенно завоевывает доверие как земляков, так и местного руководства. Здесь стоит отметить один момент. Решение молодого и энергичного руководителя, с энтузиазмом взявшегося за дело, «Для предоставления качественных услуг населению необходимо приобрести новые транспортные средства!» – похоже, было подсказано чрезмерной активностью и во многих случаях агрессивностью местных таксистов. Дело в том, что сейчас, как говорится, «кто не ленив, тот и сапожник», любой человек, имеющий личный автомобиль, сделал своей привычкой перевозить людей и зарабатывать на этом. Им легко. Они не беспокоятся о том, что опоздают на работу. В любое удобное для них время они останавливаются, едут куда хотят, сажают нужных людей и быстро доставляют их туда и сюда. Полученная прибыль – в кармане. А их безопасность, прошли ли они технический осмотр вовремя или нет – никого не волнует. Что такое инспектор? Это чей-то родственник, или сват такого-то, или, в конце концов, тоже человек. У него есть семья, которую нужно кормить. Если дать ему нужную сумму денег, то и документы, и техосмотр, и страховой полис – все будет. И запретить им это по закону нельзя. Чтобы пресечь такую законную и незаконную конкуренцию, были закуплены три 20-местных микроавтобуса «Мерседес», произведенные в Нижнем Новгороде, Россия. Сейчас они три раза в день курсируют по маршруту Серебрянск – Усть-Каменогорск, перевозя людей. По словам Бориса, три автобуса обошлись в 5 млн. 700 тысяч тенге по прошлогодним ценам. Сейчас ведь век стремительного развития электронных технологий. Удивительно, что все эти три автобуса оснащены специальными «чипами». Поэтому их передвижение до Усть-Каменогорска и обратно, с какой скоростью они едут или ехали, где и сколько раз останавливались – все это отображается на экране компьютера перед начальником предприятия. Помимо Усть-Каменогорска, пассажирские перевозки в город Зырян и поселок Октябрьский, а также пассажирские перевозки внутри города Серебрянска также находятся в ведении этого предприятия.
Зарлыхан Жепаев – водитель одного из недавно приобретенных микроавтобусов «Мерседес». По словам директора, он является передовиком производства, проработавшим на этом автопарке долгие годы, самым опытным. Водит машину 35 лет. – Руководство, вероятно, учло мой многолетний труд и опыт, и сразу доверило мне один из этих автобусов. Новое есть новое. Тем более иностранное. Летом прохладно, зимой тепло. Пассажирам удобно, внутри просторно. На старые автобусы в последнее время люди жаловались и в итоге перестали ездить. Потому что внутри пахло маслом, дымило, на подъемах плохо тянуло, и мы несколько раз останавливались в пути. А летом наоборот, внутри было жарко, а зимой печка плохо работала, поэтому внутри было холодно. Так, мучаясь, мы наконец-то получили эти машины, и наша жизнь наладилась. Говорят же: «Собирая старое, с ума сойдешь». Отремонтируешь одно, другое готово. Вместо того чтобы отдыхать дома вечером, как нормальный человек, ты сидишь, ломая голову: «Завтра нужно отремонтировать то, нужно посмотреть это, нужен такой-то запчасть». А то, что они в мороз плохо заводятся, это вообще кошмар. А эти – просто рай. Приехал, завел, поехал. Сейчас люди стали меньше ездить на такси после появления этих автобусов. «Чем ехать в тесной машине, чувствуя себя неудобно, гораздо удобнее ехать в просторном и комфортабельном новом автобусе», – говорят они. Цена тоже не очень высокая. Всего 850 тенге на одного человека. А для детей до семи лет проезд бесплатный, а для детей до пятнадцати лет – половина цены, и они могут добраться до места назначения, – говорит опытный водитель Зарлыхан.
«ПОКА ПОСЛЕДНИЙ АВТОБУС НЕ ВЕРНЕТСЯ ИЗ РЕЙСА, Я БЕСПОКОЮСЬ…»
Если бы мы думали, что «легко заниматься бизнесом, перевозя людей на новых автобусах», то сильно ошиблись бы. По словам руководителя предприятия, помимо ежегодного технического осмотра этих автобусов, дорожно-транспортного налога и страховки, очень важно своевременно менять зимние и летние шины, масло и другие необходимые запчасти. С учетом ежемесячных выплат по кредиту, это, похоже, приводит к значительным расходам.
– Сегодня у нас 24 единицы техники, включая старые и новые. По городу с семи утра до семи вечера ходят два маршрутных автобуса. Особенно много пассажиров в будние дни утром. Раньше, когда здесь работали заводы, их было еще больше. Сейчас заводы остановлены. Рабочих сократили. Это оказывает существенное негативное влияние на наш бизнес. Летом в поселок Октябрьский на Бухтарме довольно много пассажиров. Некоторые из наших автобусов по определенным маршрутам не окупают свои расходы. Недавно бухгалтерия подсчитала, что один микроавтобус, курсирующий по маршруту Зырян, принес убыток в 320 тысяч тенге за месяц. Мы работаем без остановки все лето, а зимой живем на заработанные средства. Другого выхода у нас нет. Зимний сезон для нас очень невыгоден, наша работа останавливается на 60-70 процентов. В нашем предприятии 37 человек, из них 23 – водители. Я раньше работал на заводе, как я уже говорил. Там я, как и все, беззаботно отдыхал по субботам, воскресеньям, а тем более по праздникам. Не было никаких лишних забот. Зарплата тоже была хорошая. А здесь мы забыли, что такое праздники и выходные. Раньше, когда мой отец был директором, я со стороны думал, что это легкая работа. Оказалось, что это самая беспокойная работа. Будь то перевозка людей по городу или за его пределы, пока последний автобус не вернется благополучно, ты не можешь спокойно сидеть, беспокоясь. Несмотря на это, мне нравится это дело, – говорит новатор-директор Борис Литвинов.
В начале рассказа мы упомянули, какие опасные горные дороги приходится преодолевать, чтобы добраться до города Серебрянка. Это не просто предположение или догадка. Это действительно опасная, рискованная дорога. Я сам был свидетелем этого около десяти лет назад. Это был конец осени, шел снег с дождем. Возвращаясь из командировки в город Серебрянск, мы сели в ПАЗик на 20 мест. Наш автобус, который с трудом поднимался в гору, как бык, вдруг задергался, зарычал пару раз, а затем заглох и остановился. Вместо того чтобы снова завестись и тронуться с места, наш автобус своим весом скатился вниз и остановился поперек дороги. В итоге пассажиры, шумно возмущаясь, насыпали песок под колеса, и мы с трудом спустили автобус вниз…
Поэтому, не только на маршруте Серебрянск, но и вообще при передвижении по дорогам, крайне важно соблюдать правила безопасности. Недавно мы связались с Борисом Литвиновым.
– Мы благополучно пережили зиму без каких-либо дорожно-транспортных происшествий и вступили в летний сезон. В ближайшие дни я собираюсь привезти еще один автобус «Мерседес» из России, – поделился он последними новостями.
Пусть труд людей, служащих многим, будет вознагражден!
Серик Кусанбаев
«Дидар»