ДЕНЬ БЕЗЗАЩИТНЫХ
Главным событием этого дня стало «лақпа айтыс» (бессмысленный айтыс). Включишь телевизор – шум, откроешь газету – гам, народ гудит. Обвинители и хвалители! Одни говорят: «Народное искусство казахов погибло», другие: «Искусство возродилось!»
Немало тех, кто был шокирован тем, что к рядам «шауілдектер» (крикунов) и «қорсылдақтар» (храпунов), добившихся славы, лая как собаки и храпя как свиньи, присоединились и многословные. Противников мало, хоть и мало, но они – глина (т.е. их легко раздавить). Для них открыты двери телевидения и газет. Они говорят с надменностью, считая других ничтожными, не видя в них людей.
Суть дела сводится к тому, что «не знают даже отца «лақпа айтыс» – Қиясбая…» Да-да! Нам давали советы в том смысле, что «познакомьтесь с творчеством Қиясбая, современника Абая!» Если присмотреться, кажется, что только Великий поэт понимал извилистый язык Қиясбая, у которого было сто (очень много) слов. Куда нам всем стать Абаями… После этого мы, смутившись своей ограниченности, опустили глаза: «А-а! Значит, есть и современные Абаи, которые понимают нынешних қиясбаев, значит, мы ошибались?!» Затем… Затем мы снова послушали «лақпа айтыс». По нашему мнению, у прежнего Қиясбая были слова, а у нынешних қиясбаев – лепет. Неужели ум тех, кто понимает этот лепет, превосходит ум Абая?! – возникло еще одно сомнение. Например, лучше ли было у Қиясбая, который передал смысл «от плохого рождается хорошее» в смысле «от коровы рождается лошадь», и который, сказав: «Абай ағам не даст мне уйти, он даст мне уйти», превратил одну овцу, данную поэтом, в десять, которых можно было бы угнать, или лучше то «шау-шоу», которое мы слышали с экрана? Мне, как и многим казахам, кажется, что Қиякең нравится. И в моем понимании он – красноречивый!
Мудрец Абай в трудные моменты находил слова, которые могли бы утешить и поддержать, и наслаждался речью красноречивого. Но нынешние изменили это, или усовершенствовали, и ввели в устное народное творчество казахов новую «категорию» – «лаққыш!» (бессовестный, наглый!). Да благословит их Аллах! Но им, вместо того чтобы вести за собой всех казахов, лучше бы самим уйти в «лаға» (бесцельно бродить, болтаться) вместе со своими «лаққыш». Все равно другие казахи не поймут слов их «қиясбая». Потому что, несмотря на отставание в развитии нации из-за посягательства на культуру, она не деградировала до такой степени! Мой покойный отец внушал мне, что «лағу» (бесцельно бродить, болтаться) имеет общий корень со словами «беталбатты» (бесшабашный, беспутный) и «бетімен кетті» (пустился во все тяжкие). Учитывая это: «Если бы Қиякең ожил и услышал, что его называют лақпа, он бы сказал что-нибудь вроде: «Обычно собака говорит «ап-ап», а когда ее нет, собака говорит «гав-гав»?!» – думаю я иногда. Кто знает? Но если найдутся те, кто хочет донести смысл выражения «Бетімен кеткен қыз, бет-албатты өскен ұл» (Девушка, пустившаяся во все тяжкие, сын, выросший бесшабашным), то прошу! Если найдется такой мудрец, то откроются глаза и повысится грамотность не только у меня, но и у многих. Кстати, не могли бы они объяснить и свой лозунг «Айтыс – это шоу!»?
… «Злой по рождению Катаган, / Я пролью твою кровь, как воду!» – это сказал наш предок Суюнбай, чтобы рассмешить и поднять настроение многочисленным кыргызам… А слова Катагана: «Я притащил твоего бега Наурызбая своей собаке» – это шутка? Если верить нынешним, то слова ученых «Айтыс – это меч казахского искусства!» – тоже пустые слова…
Скажу главное: новый бренд эпохи – «лақ