Недавно один знакомый, которого я давно знаю, осуществил свою мечту и побывал в США. Этот человек без остатка насладился Америкой, а по возвращении, не забыв о своих казахских корнях, привез подарки близким, родным, друзьям и знакомым. Люди были в восторге от привезенных из-за океана сувениров. Рассматривая подарки со всех сторон, они заметили, что под ними, едва заметно, было написано «made in China». Тогда собравшиеся покачали головами и сказали: «Похоже, Китай уже завоевал и Америку?!»
«Догнал и перегнал Америку…»
Сегодня стремительно развивающийся Китай признают и могущественные США, и хитрая Япония, и аристократичная Англия, и изящная Франция, и высокомерная Россия. Любая из этих стран вынуждена считаться с мнением Китая в мировой геополитике и геоэкономике.
Как говорится, «много страха – много силы, но и много страха – много и слабости». У Китая есть ряд преимуществ перед другими. По численности населения (1,3 млрд.) он лидирует, а по территории занимает третье место после России и Канады.
Кроме того, Китай – это мощная и грозная держава, освоившая космос, обладающая ядерным оружием и имеющая большую армию.
Дэн Сяопин, заложивший основы китайской реформы в новую историческую эпоху, говорил: «В стенах нашего дома должно быть четыре окна. Через первое мы будем впускать знания и науку, через второе – технологии, через третье – опыт и квалификацию, через четвертое – капитал».
Еще недавно, говоря о самых богатых странах, люди в первую очередь вспоминали Америку и Японию. Восхищались их богатством и достижениями. Теперь же начали хвалить Китай. Ведь за последние год-два Китай обогнал и перегнал США и Японию по ВВП. Многие стали называть его «мировой фабрикой», производящей одежду и товары народного потребления. Это потому, что Китай стал ведущим мировым производителем и инвестором в глобальной экономике.
Кстати, о «перегоне». В 60-е годы в Советском Союзе существовал лозунг: «Загоним и перегоним Америку в ближайшее десятилетие!». Газеты выходили с подобными лозунгами.
Как и было сказано, Китайская Народная Республика, не свернув с пути социалистического развития, несмотря на то, что другие свернули, не выкрикивая лозунгов, молча совершила великие дела и в XXI веке оставила США позади. Более того, Китай, в отличие от Америки, избегает применения силы и угроз в отношении других стран (Ирак, Ливия и Иран).
За последние 30-40 лет КНР (не считая войны с Вьетнамом в 1979 году) не вступала в военные конфликты и вооруженные столкновения ни с одной страной.
Поэтому, возможно, международные политики и эксперты сегодня говорят, что «Китай применяет политику «мягкой силы» во взаимоотношениях с другими странами».
(Термин «политика применения мягкой силы» был впервые введен в науку о международных отношениях в 1990 году американским политологом, профессором Гарвардского университета Дж. Наем. По его объяснению, это означает, что одна страна влияет на другую не путем применения военно-технической силы, а наоборот, посредством экономики, торговли, культуры и искусства, идеологии, гуманитарной помощи в мирном ключе, подчиняя ее себе.)
Политика «мягкой силы» отчетливо прослеживается в современной жизни Китая и его отношениях с ближними и дальними странами. Как говорится испокон веков, во внешнеэкономических отношениях Китая: «нет ни близких друзей, ни дальних врагов», есть только взаимные интересы!
На первый взгляд, Китай кажется непримиримым конкурентом США и Евросоюза, враждующими друг с другом странами. Однако каждая из них прекрасно понимает, что политика – это одно, а экономика – другое, и что они не понесут убытков, если не будут получать выгоду от двусторонних торгово-экономических отношений.
Ярким доказательством этого является то, что ЕС и США являются крупнейшими торгово-экономическими партнерами Китая по сравнению с другими странами, а товарооборот с первым достигает 600 млрд. долларов в год, а с последним превышает 521 млрд. долларов.
По этой причине, вероятно, европейский альянс в декабре 2003 года признал Китай «стратегическим партнером». Заметив такое теплое отношение, Пекин предложил Брюсселю снять эмбарго на экспорт вооружений со стороны ЕС. В этом контексте он ссылался на продажу оружия Тайваню со стороны США. Предложение получило поддержку со стороны Англии и Франции.
Что касается геополитических противоречий между Китаем и США, то их немало. Эти противоречия связаны с поддержкой Тайваня Вашингтоном и его политикой в АТР (Азиатско-Тихоокеанском регионе). Например, Пекин недоволен вмешательством Белого дома в спор с Филиппинами по поводу Южно-Китайского моря, когда он, находясь далеко, оказывает политико-военную поддержку Маниле. Он считает, что решение Международного трибунала по этому спору в пользу Филиппин было принято под влиянием США. И он хочет, чтобы подобные споры решались только путем переговоров, соглашений и компромиссов между двумя сторонами. Китай, обладающий достаточным умом, хитростью и дипломатическим мастерством, нелегко уступает кому-либо во внешней политике.
Во внешнеторговых экономических связях Китай не обходит вниманием и далекую Африку, и отдаленные страны Латинской Америки и Карибского бассейна. Согласно последним данным, взаимный товарооборот между Китаем и африканскими странами в 2013 году составил 210 млрд. долларов, и есть надежда, что к 2020 году он достигнет 400 млрд. долларов. Африканцам нравится то, что китайские власти, в отличие от США и Запада, не выдвигают никаких политических требований в отношениях с ними, не вмешиваются во внутренние дела, не навязывают свою модель развития. Принцип заключается в том, что торгово-экономические и гуманитарные связи должны быть выгодны обеим сторонам.
Таким образом, торговля Китая с государствами Латинской Америки и Карибского бассейна за последние пятнадцать лет выросла в 22 раза. Китай стал торгово-экономическим партнером второго уровня. В будущем обе стороны не ограничатся только транспортировкой сырья, но и сосредоточатся на производственной сфере, инновациях и новых технологиях, а не только на перерабатывающей промышленности. Безусловно, такие отношения будут способствовать развитию стран Латинской Америки, превращению их из развивающихся в развитые.
Если считать, что «давать в долг и ставить в зависимость» – это свойство, присущее человечеству с древних времен, то инвестирование в иностранные государства и предоставление кредитов – одно из важных направлений стратегии Китая. Например, в 2002 году он вывел за рубеж 6,9 млрд. долларов инвестиций, а к 2012 году этот показатель достиг 84,2 млрд. долларов. География инвестиций простирается от соседнего Гонконга до Азии, Европы, Африки и Латинской Америки. В отличие от некоторых стран, не умеющих договориться с соседями, он «издалека – арбалап, вблизи – дорбалап тасиды» (привозит издалека и собирает вблизи).
Вероятно, именно так и должно поступать государство, стремящееся к росту и процветанию.
Центральная Азия – важный стратегический регион
Для КНР Центральная Азия (Казахстан, Кыргызстан, Узбекистан, Таджикистан и Туркменистан) является важным стратегическим регионом. Этот регион площадью 3,9 млн. квадратных километров населен 51 млн. человек. Его недра богаты редкими металлами, нефтью и газом, а также другими природными ресурсами. Учитывая это, Китай, сразу после распада Советского Союза в 1991 году и обретения независимости республиками Центральной Азии, стремился наладить с ними отношения и заполнил образовавшиеся рынки товарами повседневного спроса. До сих пор на торговых точках Центральной Азии: рынках и магазинах, в основном, можно увидеть дешевую китайскую одежду, бытовые товары и изделия.
Затем Китай добился получения дешевой нефти и газа из Казахстана, Туркменистана и Узбекистана по трубопроводам.
Через ШОС (Шанхайскую организацию сотрудничества), созданную в 2001 году с участием Казахстана, Китая, Кыргызстана, России и Таджикистана (позже присоединился Узбекистан), были объединены интересы этих государств в области поддержания стабильности и безопасности, а также в экономико-социальной сфере. В рамках ШОС также развивалось сотрудничество в научно-технической, технологической и гуманитарной областях.
Руководство Китая правильно понимает, что отношения с Россией и республиками Центральной Азии не должны ограничиваться только транспортировкой сырья и тор