Сирия. Алеппо. Курдский боец в районе Шейх-Максуд
Невозможно понять смысл гражданской войны в Сирии. Много неясных моментов в хаотичных столкновениях, но очевидно, что в этой войне проливается много крови и насилие зашкаливает.
На одной чаше весов — некомпетентный правитель Башар аль-Асад, поддерживаемый Ираном и Россией, «Хизбаллой» и шиитскими отрядами из Ирака, остатками сирийской армии и разрозненными курдскими группами. На противоположной стороне — экстремистская организация «Исламское государство» (ИГ — запрещена в Казахстане), несколько групп повстанцев «Аль-Каиды» и множество повстанческих отрядов.
Сейчас наблюдатели, следящие за этой войной со стороны, не могут разобраться в сути происходящих событий, не говоря уже о целях конфликта. Но одно ясно: сейчас на востоке Алеппо лояльные правительству силы окружили повстанцев, и не исключено, что исход этой битвы изменит ход всей войны.
РЕЖИМ АСАДА, ПОДДЕРЖИВАЕМЫЙ РОССИЕЙ И ИРАНОМ
В выходные повстанцы, находившиеся в центре Алеппо и в западной части города, нанесли своим противникам сильный удар в районе Рамусех (Ramouseh) и пытались восстановить линию фронта. Но, как обычно, сторонники режима выстояли. Для противостояния атакам повстанцев они также опирались на российские авиаудары.
Очевидно, что война в Сирии сейчас находится в патовой ситуации. Кайла Ортона, научный сотрудник Общества Генри Джексона, в интервью Радио Свобода по электронной почте, говорит, что Алеппо является крупнейшим городом Сирии, где происходят основные вооруженные столкновения. По его прогнозам, повстанцы должны удержать Алеппо, не отдавая его силам Асада.
Опираясь на помощь России и Ирана, режим, в свою очередь, значительно снизил стратегическую угрозу со стороны повстанцев. Теперь для них возвращение Алеппо равносильно победе над повстанцами. Ортон говорит об этом: «Короче говоря, судьба всей войны зависит от битвы в Алеппо».
Если повстанцы прорвут окружение, коалиции власти будет нанесен стратегический удар. По мнению Ортона, «силы Асада не пользуются большой поддержкой в северо-западном регионе Сирии, в том числе в Хаме и южной части Алеппо». Если повстанцы усилятся в провинции Идлиб и на юго-западе Алеппо, и они также сконцентрируются в Алеппо, возникнет серьезная угроза для основных войск Асада, а вместе с ней будет разрушена и возможность Асада нанести сокрушительный удар по повстанцам.
ГРУППЫ, «ПОМОГАЮЩИЕ» ПОВСТАНЦАМ
Есть еще один сомнительный и сложный момент в сирийском вопросе. Основные атакующие повстанческие группы — «Джабхат Фатах аль-Шам» (ранее организация «Фронт ан-Нусра», связанная с «Аль-Каидой»), «Ахрар аш-Шам» и Сирийская свободная армия. «Аль-Каида» в Сирии, назвав себя «Фатах аль-Шам» — официально «Единство повстанцев» — это способ улучшить свой имидж на публике.
Один из разрушенных районов Алеппо. 2 августа 2016 года.
Здесь основной вопрос решает, как долго продлится атака. Различные мирные переговоры ничего не дали повстанцам. Переговоры, запланированные на конец августа, также, похоже, не принесут никаких результатов. Режим, поддерживаемый Ираном и Россией, настолько усилился, что не склонен к компромиссу.
Россия поддерживает Асада не только на линии фронта. Благодаря дипломатическим усилиям России он получил возможность остаться у власти. Соглашения о прекращении войны остаются безрезультатными (перемирие постоянно нарушается силами Асада), поэтому «Аль-Каида» в декабре 2015 года заявила, что «режим использует соглашения о перемирии для скрытых действий против повстанцев». Жители, недовольные бездействием мирового сообщества, готовы поверить заявлениям «Аль-Каиды».
Более того, каждый раз, когда нарушаются соглашения о прекращении войны, «Аль-Каида» пытается стать основной опорой повстанцев, вышедших на бой. Повстанцы добились значительных успехов на юге Алеппо при их поддержке. Другими словами, «Аль-Каида» вернулась в оппозицию.
Теперь группа «Джабхат Фатах аль-Шам» может использовать атаку на Алеппо как возможность для полного присоединения к альянсу повстанцев. Ортон говорит: «Эта группа видит в восстании свою защиту, к тому же она хочет показать себя влиятельной военной силой, прорвав окружение города Алеппо. На самом деле эта группа через это устанавливает множество связей и создает союзы».
ТЕ, КТО ВЫИГРАЕТ, И ТЕ, КТО ПРОИГРАЕТ
Теперь очевидно, что произойдет еще одна гуманитарная катастрофа. По данным ООН, в осажденном Алеппо осталось около 300 тысяч жителей, у которых быстро заканчиваются медикаменты и продукты питания. Режим планирует осадить Алеппо и окончательно подавить восстание. Власти не спешат отражать атаки повстанцев. Однако режим не сможет долго выжидать. Теперь последуют сокрушительные удары с неба и земли.
Получить информацию из района, где находятся повстанцы, сложно из-за отключения электричества, но они, похоже, предпринимают конкретные шаги для прорыва окружения. По некоторым данным, 1 августа они захватили стратегическую зону Эль-Мишрефах к югу от артиллерийской авиабазы Рамусах.
Однако для захвата артиллерийской базы города им нужно продвинуться еще на два с половиной километра, это самая большая база в Сирии, служащая защитой для группы Асада. Захват этой базы позволит им связаться с повстанцами-союзниками в Алеппо. По словам Ортона, «отрывочные сообщения свидетельствуют о том, что война идет интенсивно и повстанцы имеют некоторое преимущество… до прорыва окружения в восточной части Алеппо осталось всего несколько сотен метров».
Если эти данные верны или повстанцы добьются небольшого успеха, по крайней мере, сохранят паритет – группа боевиков «Джабхат Фатх аль-Шам» будет на коне. Под предлогом спасения жителей в осаде эта группа покажет себя как вооруженная оппозиция в северной Сирии. Но ни повстанцы, ни народ, измученный войной, не выиграют от такого сценария боевиков.
Статья Давида Патрикаракоса переведена с английского.
Динара Алимжан, «Азаттык»