«Когда я привожу такие примеры, я делаю это не для того, чтобы возвеличить чужое наследие или сказать, что наше наследие заимствовано, а наоборот, чтобы утвердить мысль: «наше собственное, но забытое понятие можно найти в письменных памятниках других»
(Серикбол Кондыбай)
О том, что Чингисхан мог быть ханом Алаша, первым сказал академик Каныш Сатпаев. Позже, причислив Чингисхана к жалайырам и назвав его «разрушителем страны, подобно пегому жеребенку», наш брат-оралман Тлеуберды Абенай также назвал Великого хана «нашим собственным Аз-Алаша ханом». После этого академик Гарифулла Есим, вспомнив слова Каныша ага, также высказал предположение, что Чингисхан мог взять себе имя Алаш в качестве прозвища. Какова может быть основа у слов двух академиков казахов?
Известно, что Алаш является синонимом названия казахов. В имеющейся у меня шежире (родословной), переданной от отца, Алаш указан как сын Сыбая. Сыбай означает всадник, кочующий самостоятельно. В широком смысле Сыбай, вероятно, означает «отделившийся, разделенный». Мы называем «сыбайластар» (соратниками) людей, объединившихся ради определенной цели. В моих предыдущих рассуждениях я говорил, что алшыны, ездившие на пегих жеребцах, в древнетюркском языке назывались «ала+ат+чин» (ездящие на пегих конях), и эти алаатчины позже стали называться Алаш. Несмотря на наличие мавзолея Алаша хана, нет никаких доказательств его существования в истории, поэтому Каныш и Гарифулла ага высказывают предположения, что этот мавзолей Алаша хана, возможно, на самом деле принадлежит Чингисхану. История Алаш бахадура, исторической личности времен образования Узбекского ханства, совершенно иная. Происхождение этого Алаш бахадура никому не известно. Утверждения о том, что его имя стало лозунгом для казахов, — пустые разговоры. Чтобы мы были уверены в связи Алаша с Чингисханом, прежде всего, мы должны выяснить, есть ли у этого Алаша связь с родословной Чингисхана, то есть с Киятами.
Сначала проанализируем легенду об Алаше. В этой легенде, когда жена хана Кызыл Арыстана (красноголовый — перс?) родила пегого ребенка, хан испугался и приказал отнести пегого ребенка в степь. Позже этот ребенок становится ханом. Подобная легенда существует и у арийцев. Когда жена Сама (не сын пророка Ноя) родила белоголового ребенка, Сам, испугавшись его, как «пятнистого леопарда», приказал отнести ребенка птицам симург. Имя этого ребенка было Зал. Видно, что «Зал» созвучно со словом «ала». Позже этот Зал вырос, нашел своего отца и стал управлять страной. Он проявил героизм в битвах с туранцами. В казахской мифологии арабские аргамаки изображаются пятнисто-синими. Например, существует легенда о том, как батыр найман Каптагай вывел гибрид арабского пятнисто-синего жеребца с казахской кобылой. Когда Зал был найден, царь, узнав о его храбрости, подарил ему арабскую лошадь. Воины Зала, все как один, ездили на пятнисто-синих арабских конях и сражались с туранцами. Вероятно, именно с тех пор турки стали называть войско Зала алаатчинами. Поскольку в предыдущих статьях я уже рассказывал об Алшынах, упомянутых в исторических источниках как алаатчин, бома, страна пегих лошадей, элючжи, я не буду останавливаться на этом снова, а перейду к тому, что лозунг Алаш пришел к казахам от арийцев.
Когда арийскому народу понадобилось посадить на трон царя из царского рода, Зал-ала отправил своего сына Рустема к горе Албурз, чтобы тот привел Кей Кувата. В казахской мифологии этот Кей Куват известен как Кейкуат. Именно этот Кейкуат был мифологическим царем, основавшим династию Кеянидов. В древнетюркском языке окончание «т» означает множественное число, например, окончание «т» в слове «кереит» означает «лер», то есть кереи. Поэтому, если мы переведем русское «Кеяниды» на древнетюркский язык, то эта династия будет «кеийт», «кеят». В книге «Суждение духа разума» эта династия называется Каяниды. По-тюркски — Кайыт. Как было сказано в моей предыдущей статье, наши Кияты, считающиеся родом Чингисхана, относятся к этой династии Кеев, Каев. В легенде «Ергене кон» говорится, что ушедшие в горное ущелье были Каян и Тогыз. Позже Рашид превратил их в Кияна и Нукуза. Кей, Кай, Кайы здесь в Авесте называются «Кави».
В предыдущей статье «Тайна тамги Чингисхана раскрыта» мы упоминали, что царь Кави Виштаспа был сторонником арийского пророка Заратуштры. Тот факт, что в основе тенгрианской веры, которой придерживался Чингисхан, лежит зороастризм, проповедуемый Заратуштрой, является научно доказанным. Арийцы же обитали в Средней Азии, Каспии, в долине реки Тарим в Китае. Тохары, называемые «загадочным народом», и арийцы имеют одну и ту же генетическую гаплогруппу. В «Истории династии Тан» VII века упоминается, что тохары и канлы шли рядом. А теперь, у жалайыров во времена Чингисхана были роды Тохыраут и Кангаут. Очевидно, что это тохары и канлы. Наряду с этим, в древних жалайырах были Кумсауты — куманы-кыпчаки, Сангуты — нынешние Сангылы, Коркыны — нынешние туркмены, а также кыныки, салгуры, чебни (Жеменей), канлы, баяты, отделившиеся от адайцев. Торы, вероятно, были дарами кеянидской династии. Наряду с этим, у жалайыров был род Оят, который, вероятно, соответствует нынешним Аитам у найманов, албанов, шекти. Среди нынешних жалайыров нет ни одного из упомянутых родов.
Мы также упоминали, что тамга Боданжара — сокол — принадлежит арийцам. Даже было сказано, что тамга Чингисхана «три ветви» (архар) также принадлежит арийцам. Таким образом, вполне возможно, что Чингисхан знал Зала, то есть пегого ребенка. Если Кият изначально был Кейат, Кейут, Кайат, Каян, то при тюркизации этого племени (их языка) Зал, бывший на индоевропейском, индоиранском, пахлавийском языках, мог превратиться в Ала, а затем произноситься как Алач. Имя Зал было прозвищем батыра Дастана. В казахской мифологии нет точных версий о том, когда появилось название Алаш. Мы уверены только в том, что Алаш изначально был лозунгом только алшынов. Начиная со времен хана Есима, это название стало лозунгом всех казахов. В легенде Алаша хан является ханом страны «шесть алашей». По словам Серикбола Кондыбая, в первом казахском государстве, царстве Юечжи-Кушан, во времена царя Канышке, количество благих дел было не пять, как в нынешнем исламе, а шесть. Вероятно, имя царя Канышке позже стало известно в казахском языке как Каныш. Число шесть связано с буддизмом. А теперь, во времена мифологического Аланша хана, говорится, что