Наверное, я не единственный, кто был удивлен, когда в начале этого года пришло известие о проведении научной конференции в Московском государственном университете имени М.В. Ломоносова, посвященной 550-летию Казахского ханства. Читатель, знакомый с материалами в Интернете и прессе, хорошо знает, что президент Российской Федерации на встрече с молодежью в прошлом году заявил, что у казахов никогда не было государства. Такое заявление из уст лидера такой большой страны заставило глубоко задуматься.
Известно, что искажение истории в определенных целях широко распространялось во времена Советского Союза. В целом, если сказать, что эта политика присуща прошлым империям, мы не ошибемся. Очевидно, что такая конференция не нужна тем, кто ностальгирует по бывшему Советскому Союзу. Поэтому, как такая конференция может пройти в Москве? Какие вопросы будут рассмотрены? Каковы цели организаторов конференции? Чтобы найти ответы на эти вопросы, стоило посетить упомянутое собрание. Прежде всего, я хочу выразить огромную благодарность руководству Международного казахско-турецкого университета имени Ходжи Ахмеда Ясави, в частности его президенту, профессору У. Абдибекову, за возможность выступить с результатами своих исследований о нашем славном хане Абылае, несмотря на экономические трудности.
Конференция с обширной темой «От тюркского народа до Казахского ханства» прошла в зале на 40-50 человек Центра восточных рукописей Государственной библиотеки России, расположенной в престижном районе Москвы, недалеко от Кремля. Почти все участники собрания были учеными, студентами и аспирантами. На церемонии открытия научного форума присутствовали государственные чиновники. Собрание открыл директор Института Азии и Африки при МГУ имени М.В. Ломоносова И.И. Абылгазиев (по национальности кыргыз). Официальные представители посольства Казахстана в России и Духовного управления мусульман России выступили на конференции с теплыми словами.
В начале пленарного заседания своим мнением о Казахском ханстве поделился известный тюрколог, доктор исторических наук, профессор М.С. Мейер. Меня удивило, что он назвал Казахское ханство последней империей кочевников. Если некоторые сомневаются в существовании казахского государства, то этот человек возвысил его до уровня империи.
Среди пленарных докладов меня особенно заинтересовал доклад известного тюрколога, профессора Д.И. Насилова об огузах и кыпчаках. Тщательно изучив данные Махмуда Кашгари, он сделал интересные выводы о близости и ареале распространения кыпчакско-огузских языков.
Историки из Казахстана тоже не отставали. Среди них были примечательные доклады профессора М. Абусеитовой и И.В. Ерофеевой, которая этой весной получила звание «почетного профессора» от нашего университета за исследование казахских ханов. Последняя исследовательница, опираясь на письма казахских ханов, хранящиеся в архивах, сообщила, что они вовсе не думали становиться вассалами России, и в их письмах слово «вассал» вообще не встречается. Она показала, что казахские правители стремились лишь к союзу с сильным государством, а русские переводчики неправильно переводили письма Абулхаира и других казахских ханов, интерпретируя их как желание «стать вассалами». К сожалению, вывод о том, что казахские правители добровольно стали вассалами, вошел в учебники Казахстана как аксиома. Анализ писем казахских ханов доказывает, что казахский народ не становился вассалом по своей воле.
Вспоминается описание Мухтара Ауэзова: «в то время казах был ребенком. Русское правительство было и хитрым, и сильным». В поисках сильного союзника казах незаметно для себя стал вассалом. В своем исследовании, опубликованном в 1927 году, наш мудрый писатель четко указал «одним из причин, заставивших русских подчинить казахский народ», «разногласия среди казахских ханов». «Взаимная вражда, ненависть и злоба усиливались, и каждый искал помощи у любого народа, чтобы покорить казахский народ, как стадо диких лошадей… Когда множество таких причин совпало и жизнь народа достигла такого запутанного состояния, жадная рука русского правительства протянулась и захватила казахскую степь».
Мы не можем сказать, что все казахские правители XVIII века не думали об интересах народа. Мухтар Ауэзов пишет: «В смутное время единственной надеждой народа, как «казы-курт» (вид высушенного творога), была надежда на Абылая. Абылай был тем, кто поднял знамя старой казахской государственности, старых народных стремлений и собрал всех вместе». Возможно, поэтому на конференции, посвященной Казахскому ханству, невозможно было обойти стороной тему хана Абылая. «Деяния, цели, влияние на жизнь многих людей» выдающегося казахского хана были всесторонне освещены в докладах ведущего научного сотрудника Института востоковедения Российской академии наук, профессора А. Кадырбаева, доцента, докторанта МГУ имени М.В. Ломоносова Г.Б. Избасаровой и других.
Доктор исторических наук из Астаны А. Оразбаева раскрыла понятие «государство» и его связь с Казахским ханством, а дочь известного историка Ермухана Бекмаханова, Наиля Бекмаханова, рассказала о преследованиях ее отца и о том, как была написана первая книга по истории Казахской ССР.
Китайский исследователь Чжао Сяоця уделил внимание отношениям между империей Цинь и Казахским ханством. Кроме того, специалисты из Китая, Японии, Турции, Кыргызстана, Узбекистана, Азербайджана поделились своими мыслями и результатами исследований, обменялись мнениями на секциях истории, экономики, языка. Радует участие 2 докторов наук и 6 аспирантов из нашего Международного казахско-турецкого университета имени Ходжи Ахмеда Ясави в таком большом научном форуме.
Итак, в центре Москвы впервые состоялось научное собрание, посвященное различным аспектам истории Казахстана, его прошлому и настоящему, экономическим достижениям и отношениям с другими государствами, языку и культуре. Подобной конференции, посвященной истории Казахстана, в России никогда прежде не было. Это большое достижение.
Во-вторых, ни один историк, выступавший на конференции, не высказал мнения, что «Казахского ханства не было». На самом деле, нет никаких оснований так говорить. Материалы конференции отразили, что казахское государство существовало и в прошлом, и имеет свое место в современном мире. Проведение этого собрания, прежде всего, является результатом независимости и продолжением празднования 550-летия Казахского ханства в Казахстане.
Можно с уверенностью сказать, что конференция в Москве внесла свой вклад в популяризацию древней государственности, истории и культуры Казахстана в России и других странах. Материалы конференции были изданы отдельной книгой и распространены. Ученые из зарубежных стран с большим интересом забирали эту книгу. Слова одного ученого из Узбекистана: «Мы хотели принять участие в такой конференции и перерыли всю научную литературу по истории Казахстана. Мы узнали много нового. Например, движение Кенесары важно и для Узбекистана» – говорят о многом.
Во время проведения конференции я видел, как наши соотечественники, особенно заведующая кафедрой Средней Азии и Кавказа Института Азии и Африки МГУ имени М.В. Ломоносова Жибек Сапарбековна Сыздыкова, прилагали все усилия, и я убедился, что движущей силой этого научного форума были наши соотечественники, а их поддержали передовые русские востоковеды и тюркологи. Следует ценить как большой труд и большое достижение проведение на высоком уровне 550-летия Казахского ханства, установление преемственности нашего государства с древними тюркскими каганатами и демонстрацию достижений современного Казахстана, находясь в среде тех, кто ностальгирует по бывшему Советскому Союзу.
Мухтар КОЖА, доктор исторических наук, профессор Международного казахско-турецкого университета имени К.А. Ясави, член Союза журналистов Казахстана.
Газета «Южный Казахстан»