В начале прошлого века великий казахский поэт Магжан Жумабаев указал на два пути развития нашей нации в целом и нашей литературы в частности: один путь – это путь национальных традиций, а второй – западное направление, и написал программу «Алки», заявив, что наше будущее лежит на пути национального развития. К сожалению, мы пошли по западному пути и из-за последствий колониальной политики едва не утратили национальную самобытность.
К сожалению, несмотря на то, что прошло уже около четверти века с момента обретения независимости, основные вопросы, обеспечивающие нашу национальную идентичность, поднятые лидерами нации сто лет назад, до сих пор не решены. Современное казахское общество все еще отчаянно ищет путь национального развития. Вопрос о том, останемся ли мы нацией в будущем, стоит остро. Вопросы языка и земли, которые активно обсуждаются в стране, являются основным доказательством этой мысли.
Если говорить о причинах такого положения нашей нации, то, с одной стороны, мы еще не смогли выбраться из оков колониализма, а с другой – не смогли противостоять и выстоять перед глобализацией, которая зародилась на Западе в начале этого века и с каждым днем усиливается.
В целом, для существования любой нации или этноса необходима определенная территория. Насколько трудно человеку жить и развиваться без дома, настолько же трудно жить нации, состоящей из таких людей, без дома, то есть без земли. Нации, лишенные своей земли, не имеют будущего: они растворяются среди других наций и в конечном итоге исчезают. Если взглянуть в прошлое, история человечества состоит из кровопролитных войн за клочок земли, который мог бы сохранить не только нацию, но и людей в целом. Только те нации, которые смогли сохранить, защитить и расширить свою землю, которая их кормит, объединяет в нацию и позволяет развиваться, не только обеспечили свое национальное развитие, но и добились выдающихся успехов в мировой конкуренции. Сегодня в мире существует около 6-7 тысяч языков, наций и этносов, но только около 200 из них имеют государственность, то есть землю. Все остальные нации живут в состоянии «на грани смерти».
Наши предки также прекрасно понимали ценность и значение земли для жизни и призывали беречь ее как зеницу ока. Любовь к родной земле и ее защита считались национальным долгом каждого гражданина перед народом. Вся общественная и духовная жизнь казахского народа строилась на верной службе нации, народу, Родине. Именно этот патриотический мотив, призывающий любить родную землю и, при необходимости, защищать ее, является золотой нитью лучших образцов казахской литературы. Тот факт, что в устном народном творчестве казахов так много пословиц и поговорок, таких как «Поставь свой флаг на родной земле», «Нет земли лучше родной», «Нет народа лучше родной страны», «Даже полынь родной земли сладка», «Воздух родной земли – целебен», «Земля каждого человека – его рай», вероятно, объясняется этими причинами. Основное содержание народного творчества составляют защита Родины и верная служба народу. Основной темой множества богатырских эпосов и исторических песен, таких как «Сорок богатырей Крыма», «Алпамыс батыр», «Кобланды батыр», «Кенесары-Наурызбай», является защита Родины и народа.
Известно, что казахи, занимаясь скотоводством и ведя кочевой образ жизни в самом сердце Евразии, создали уникальную в мире культуру кочевников. Поскольку их жизнь была напрямую связана с пастбищами, они досконально знали ценность и природу земель, где пасли скот и кочевали, и приспосабливались к ним в повседневной жизни. В мире мало народов, которые так же хорошо знали бы землю и природу, как казахи. Вы убедитесь в этом, прочитав следующие строки.
Великий мудрец степей XV века Асан Кайгы, путешествуя по казахским землям на своем верблюде Желмая, дал следующие характеристики их особенностям:
Увидев длинный Иртыш:
– Этот молодец не будет сидеть, говоря «я сыт», и не будет плакать, говоря «я голоден», это земля, где торчат рога коровы и уши теленка. Ребенок будет плакать из-за теленка каждый день! – сказал он.
Увидев горы Чингис и Семей:
– Земля здесь будто обезумела. Трава, растущая на ней, становится дикой, скот, откормленный ею, становится диким, а люди, которые едят ее мясо и пьют ее молоко, становятся дикими. Это место, где кровь не перестает литься, где много убийств, драк и потасовок! – сказал он.
Увидев реку Шидерты:
– Земля здесь драгоценная. Лошадь, которую держали в арыке шесть месяцев, за месяц откормится до жира! Это место, где свободно гуляющие лошади останавливаются, как будто их заковали в шидерты! – сказал он.
Увидев реку Оленты, он остановился и ничего не сказал, просто запел.
– Почему вы молчите? – спросили его. Помолчав немного, он ответил:
– Травы здесь много, у народа, который выбрал это место для зимовки, нет забот. Скот сыт, телята не остаются яловыми, их белое айран появляется рано, дети, рожденные здесь, становятся ленивыми и думают только о еде, кражи мелкого скота не прекращаются, много лжи и обмана! Вода Оленты – как масло, трава Шидерты – как масло! – сказал он.
Увидев горы Ерейментау:
– У ветра здесь семь дверей. Если зима, лошади не выдержат, если лошади выдержат, жеребята не выдержат. Это летние пастбища Оразды, а зимние – Шиырлы. Народ, живущий по обе стороны, будет богат, а народ, поселившийся прямо посередине, будет беден. Устройство плохое. Горы, похожие на степь, где люди смотрят друг на друга с вызовом – как будто готовы драться, без укрытия! – сказал он.
Увидев реку Есиль:
– Это место, где бедные и богатые будут равны по воде, – сказал он.
Увидев долину Нуры:
– Это место, где за шесть дней можно откормить лошадь, – сказал он.
Реку Торгай:
– Вода здесь сладкая, как мед, а белая рыба – как масло! – сказал он.
Увидев реку Шу:
– Берега здесь обрывистые, вся река заросла камышом, внутри полно тигров. Это место, где у детей не будет пустоты в животе, где не вынут нож, где мужчины станут лошадьми, а женщины – наложницами! – сказал он.
Увидев длинный Сырдарью:
– Голова богатая, ноги кривые: это место для двух аулов, вся его длина предназначена для бедности. Если зимовать у Каратая, а летом у Сырдарьи, тогда это будет подходящее место для поселения! – сказал он.
Увидев Сулы Келес и Куры Келес:
– Мучатся, как коровы! Это место, где не прервется род коров, – сказал он.
Дойдя до Жиделибайсын, он сказал: «Русские заберут Сарыарку, и однажды мой могильный камень окажется под ногами русской лошади, я пойду туда, куда русские не ходят», и перестал подкладывать баранов к овцам, жеребцов к лошадям, верблюдов к верблюдицам, держал коров без быков, и три года держал скот, не давая ему размножаться, и забил его».
С точки зрения казаха, нет земли более священной, чем казахская земля. Асан Кайгы, чтобы казах, занимающийся скотоводством, знал о состоянии каждой земли, открыто говорил о ее хороших и плохих сторонах, а последующие поэты и жырау в своих произведениях выражали горячее чувство любви к родной земле.
Казтуган, поэт с шеей как у гуся, пел:
«Где молодой жеребенок
Становится огромным верблюдом.
Где оставленная в одиночестве овца
Превращается в тысячу овец».
Для казаха нет земли лучше казахской степи. Для казаха:
«Вокруг родники, над головой Тенгри,
Чем Азовское море хуже Стамбула?» (Доспамбет жырау);
«Тысяча Парижей, сто Москв не нужны,
Если они стоят над моей головой.
Широта моей степи, безмятежность,
Моя душа ищет, мое сердце любит это точно» (Магжан).
Азовское море, о котором говорит Доспамбет жырау, – это небольшой город Азовск, ныне принадлежащий России.
В казахской литературе в полной мере отражены свойства родной земли. Один из таких примеров – роман Жусупбека Аймаутова «Карткожа», полный горячих чувств к родной земле и народу: «Как может понять ценность родной земли человек, который с рождения не выходил на природу?..
Как же горяча родная земля! Как выдержит сердце, пока не достигнет родной земли? Кто не будет скучать по своей матери? Кто не полюбит свою землю? Если не любит, то это бездумное, бесстрастное сердце, чужое… Как может не любить Карткожа, сердце которого, как нежное птенцовое сердце, выросшее на груди любящей бабушки, никогда не покидавшее родного дома?»;
«Вот Иртыш. Его воды чернеют, как бархат, вздымаясь, неся с собой синие льдины, с пеной, как пена от удара о дом, бурный Иртыш. Вот льдины идут плечом к плечу, сталкиваясь. За ними отдельные льдины, крича, рвут носами, треща и ломаясь, с грохотом, как огромные глыбы льда, бьют грудью идущих впереди, прокладывая путь. Как выдержать мощь гиганта? Быстрые льдины ломают носы, треща и ломаясь, с грохотом, кружась, вращаются. Иртыш, бушующий, как ливень, несущий град издалека, или как тигр, идущий через камыш, тяжело дышит, грудь его вздымается». Эти строки можно сравнить только с песней Лермонтова и переводом Абая на казахский язык «Подарок Терека».
Дулат Бабатайулы, живший в середине XIX века в окрестностях Аягоза:
«Акжайлау и Сандыктас
Места, где останавливался мой предок.
Ночь проходит, трава растет на пядь,
Неукротимая.
Ручьи, текущие по оврагам,
Густые леса вокруг.
Твои склоны – летние пастбища, широкие равнины