Широта земли – большое богатство. Вопрос в том, чтобы это богатство служило на благо народа. Чтобы земля стала благом, ее нужно осваивать. И только освоенная земля является источником богатства. «Опутать» Казахстан железными и автомобильными дорогами – несомненно, это работа, которая окажет огромное влияние на освоение земли. Пока что главные дороги в указанной сфере не могут полностью избавиться от прежней советской системы, которая обходит казахские земли стороной. Одним из таких регионов является Костанай.
Костанай – зерновой, рудный регион. Расположен на северо-западе страны. На территории Костанайской области могли бы разместиться несколько небольших европейских государств. В советское время связь с Москвой, главным центром, была более тесной, чем с Алматы, дороги, ведущие в Россию, были хорошо развиты, а связь с внутренними районами Казахстана оставалась на втором плане. На сегодняшний день город Костанай не имеет прямого железнодорожного сообщения со столицей Астаной, а также с южными и центральными регионами. Железная дорога, идущая из Астаны в Костанай, уходит далеко на запад, затем через станцию Тобол делает крюк и возвращается в Костанай. Причина в том, что в период сталинской индустриализации, имевшей место в прошлом веке, станция Тобол была построена как необходимый для транспортировки путь для переработки свинцового, медного, угольного сырья с юга и центра Казахстана на заводы Южного Урала России. От этого Тобола железная дорога уходит прямо в Россию. Политика того времени, ориентированная на российские интересы, пренебрегала внутренними транспортными связями Казахстана, в результате чего областной центр Костанай оказался на обочине. Таким образом, сегодня пассажир, прибывающий из южного региона или Астаны в Костанай, «жертвует» 5 часов своего времени на объезд. Длина объездного пути – 240 километров.
Независимый Казахстан, который раньше ориентировался на Москву, теперь должен действовать в соответствии с целями, сосредоточенными в столице. В связи с этим, если бы железная дорога, связывающая южный регион с городом Костанай через Астану, была бы проложена напрямую, минуя Тобол, от станции Кушмурын к бывшей железной дороге «Целинная» (дорога, связывающая центральный Казахстан с севером, нынешнее направление Кокшетау-Костанай), соединившись со станцией «Шоккарагай», был бы построен прямой путь, и длина дороги значительно сократилась бы. Расстояние между Кушмурыном и Шоккарагаем – 90 километров.
Если бы этот участок был соединен железной дорогой, это имело бы следующие социально-экономические выгоды:
Значительно сократилось бы расстояние между Астаной и Костанаем, что сэкономило бы время и деньги пассажиров. Это – особый вклад в развитие человеческого капитала. Сэкономленные от дорожных расходов деньги пассажиров могли бы быть вложены в другие сферы, особенно в самосовершенствование человека (образование, здравоохранение, туризм и т.д.). В настоящее время скоростной поезд «Тальго», следующий по маршруту Астана-Актобе, Атырау, до станции Тобол идет 7 часов. Если бы он повернул прямо на Костанай от станции Кушмурын, он бы, в крайнем случае, за 7 часов показал бы вершину областного центра;
Железнодорожное расстояние между Аркалыком, который считается центром южного отдаленного региона области – Тургайского края, и Костанаем также сократилось бы как минимум на 5 часов. Учитывая, что город Аркалык соединен с железной дорогой Шубартау-Бейнеу, и в будущем по этой дороге будет курсировать пассажирский поезд, расстояние между югом и севером значительно сократится по железной дороге;
Поезда, следующие из Астаны в Западный Казахстан, проходили бы через областной центр Костанай (сейчас они проходят через станцию Тобол, минуя Костанай, находящийся в стороне), что увеличило бы транзитные возможности города. Это – во-первых. Во-вторых, эти работы, в свою очередь, откроют путь для тесной связи областного центра Костанай, изолированного на обочине, с южными и западными регионами Казахстана в различных направлениях, что, несомненно, будет способствовать оживлению деловых связей и партнерства;
Вблизи станции Кушмурын имеется большой запас легковоспламеняющегося бурого угля. Российская Троицкая ГРЭС проявляет к нему интерес. Если железная дорога будет проведена прямо в Костанай, расстояние до Троицка сократится. Угольное месторождение получит второе дыхание. А самое большое озеро в северном регионе, Кушмурын, также благоприятно для развития рыбного хозяйства;
Железная дорога, проведенная прямо от Кушмурына к областному центру, должна пройти через «Сосновый бор» – одно из самых красивых мест Костаная, курортную зону (в Аракарагайском лесу, у станции «Шоккарагай»). Это резко увеличит число посетителей курорта «Сосновый бор» из южных и западных регионов. В настоящее время, чтобы добраться до указанного курорта, им приходится приезжать в Костанай, а затем еще 50 километров ехать на транспорте, другими словами, они испытывают трудности и дорожные муки. Кстати, целебные свойства воды курорта «Сосновый бор» не уступают знаменитым Карловым Варам. Врачи рекомендуют «Сосновый бор» и тем, кто лечится на указанном европейском курорте;
Новая железная дорога, несомненно, принесет новый импульс и изменения в жизнь Аулиекольского, Карасуского, Алтынсаринского районов, занимающихся земледелием и животноводством. Увеличится количество частных хозяйств, занимающихся земледелием и животноводством. Их сдерживает нехватка инфраструктуры. Железная дорога пройдет через указанные районы и остановится у Шокарагая, недалеко от Обагана, центра Алтынсаринского района. Небольшой Шокарагай, подобно станции Бурабай в Кокшетау, станет крупной железнодорожной станцией с большим грузооборотом и оживит жизнь небольших деревень в окрестностях (таксисты, торговые точки, сфера услуг и т.д.). То же самое произойдет и с живописным и богатым природными ресурсами Кушмурыном;
Соединение Кушмурына с городом Костанай железной дорогой через «Сосновый бор» оживит внутренний туризм (краеведческие путешествия, рыбалка, отдых на природе). Ведь Кушмурын – это лесистая, живописная местность, богатая историческими местами. Здесь служил дуанбасы Аманкарагайского округа Чингис Валиханов, внук знаменитого хана Аблая, и прошло детство знаменитого казахского ученого Шокана Валиханова. В этих краях юный Шокан записал на бумаге общее для тюркских народов наследие, знаменитую поэму «Едиге батыр». В озеро Кушмурын впадает река Обаган, и из озера эта река снова вытекает. Это редкое природное явление. В Казахстане такое явление существует в озере Зайсан на реке Иртыш. В окрестностях озера Кушмурын можно открыть зоны отдыха и предоставить возможность жителям областного центра и отдыхающим на курорте «Сосновый бор» посещать их;
С 2014 года в стране реализуется социальный проект «Серпін-2050» – «Молодежь «Мәңгілік ел» – в индустрию», инициированный Елбасы Н. Назарбаевым, направленный на реализацию идеи «Мәңгілік ел» и обеспечение работой молодежь – будущее страны. Главная цель проекта – содействие молодежи из южных и западных регионов с низким потенциалом трудоустройства, но высоким демографическим ростом, в получении образования в высших учебных заведениях, расположенных в северо-западных и восточных регионах, где реализуются крупные проекты индустриально-инновационной программы, и последующее их трудоустройство на вакантные рабочие места в этих регионах. За два года в вузы и колледжи Костаная прибыли около 1200 молодых людей для обучения. Некоторые из них уже трудоустроились на объекты, включенные в карту индустриализации. Однако для молодежи, приезжающей в Костанай по проекту «Серпін -2050», и для их родителей главной проблемой является дальнее расстояние. Все остальное – чистота воздуха, красота природы, культура страны, состояние учебных заведений – все им нравится. Если бы расстояние сократилось, поток южан, приезжающих и поселяющихся на севере, увеличился бы. Безопасность приграничного региона, такого как Костанай, с точки зрения демографии и трудовых ресурсов – одна из глубоких основ идеи «Мәңгілік ел». Поэтому инвестирование в этот край за счет внутренних ресурсов Казахстана – это конкретный шаг, направленный в будущее страны;
Строительство железной дороги Кушмурын-Шоккарагай также будет способствовать бесперебойному выпуску продукции железнодорожного рельсового завода, открытого в Хромтау, и увеличению спроса на нее;
Железная дорога Кушмурын-Шоккарагай, укрепляя внутренние связи страны, откроет путь для освоения земли, развития инфраструктуры и привлечения внутренних и внешних инвестиций. «Опутать» этот регион (в целом, Сарыарку), где зима бывает с метелями, паутиной железных дорог – это один из способов освоения земли собственными силами.
Алмасбек Абсадык, город Костанай
Национальный портал