— Уважаемый, мы знаем вас как ученого-абаеведа. В одной из своих «Слов» наш Абай говорил, что без полного понимания видимых и невидимых тайн мира невозможно быть человеком. Он даже сравнивал таких людей с животными. Как это понимать?
— Сейчас мировоззрение изменилось. Раньше все мы поклонялись материализму. Мы брали этот материализм как основу всей общественной мысли, производства, всех отраслей. Его основоположниками были представители квантовой физики. Неделимая часть луча называется квантом. А неделимая часть материи называется атомом. Квант равнозначен этому атому. Через это мы пришли к пониманию, что не материя правит миром, а великое сознание правит миром. Это научно признано. Но принять это трудно. Европа с 16 века пошла по этому пути. В 7-м «Слове» нашего Абая говорится: «Без полного понимания видимых и невидимых тайн мира, хотя бы на уровне тела, невозможно быть человеком». Потому что Абай, исследуя видимые и невидимые тайны мира, говорил, что их нужно создавать не в отрыве, а в гармонии. В 16 веке европейские и испанские ученые пришли к следующему выводу: «Мы знаем о душе. Мы не можем ее удержать, измерить, увидеть. Зачем нам это? Лучше перейдем к видимым тайнам мира». С тех пор вся Европа ушла в материализм. Несмотря на то, что они создали производство и транспорт, они духовно угасли. Деградировали. Почему? Потому что они не придали значения невидимым тайнам мира. Наши предки, особенно Абай и Шакарим, стремились к невидимым тайнам мира. Шакарим в своих философских лирических произведениях исследует вопросы души и тела. Абай в своем стихотворении «Слово Аллаха легко» пришел к выводу: «Мы не можем познать Аллаха разумом, мы чувствуем его сердцем». Таким образом, он возвысил культ сердца. В абаеведении есть такие большие познавательные изменения. Наши нынешние ученые не могут войти в это. Причина в том, что Европа на протяжении 500 лет формировалась с атеистической, материалистической точки зрения. Во времена Советского Союза мы стали невежественными, отрицали Бога, верили, что сам мир материален. Мы тоже это приняли. Например, я вырос в этом воспитании в течение 70 лет своей жизни. Моя мать была религиозной. Она очень наставляла меня перед школой, а в школе учителя говорили: «Бога нет. Если есть, где он? Покажи?». Сейчас этот вопрос решен. То есть, решающий фактор кроется в невидимых тайнах мира. Это то, что искали Абай, Шакарим, Магжан. Европа и Советское правительство этого не приняли. С материалистической точки зрения мы попали в категорию безбожников. То, что это ложно, сейчас раскрылось. Мы не можем избавиться от этого сразу. Но у нас есть возможность избавиться от многого, познав наследие Абая. К этому не готовы нынешние философы-абаеведы. Они сформировались на основе той материалистической философии. Все их модели взяты оттуда. Они не могут перейти к этой модели. Для этого нужно знать ислам. Нужно глубоко знать историю религии. Только тогда они смогут понять Абая. Вот почему происходят такие вещи. Чтобы понять Абая на мировом уровне, мы должны встать на этот путь. Советское правительство объясняло Абая как материалиста-атеиста и вбивало это нам в уши. Этот путь сейчас закрыт. Потому что Абая не смогли правильно объяснить. Абай не материалист и не атеист. Как мы можем назвать атеистом Абая, который говорит: «Сам Аллах истинен, и слово Его истинно»? Теперь его сделали атеистом искусственно, в соответствии с политической идеологией. Мы должны отказаться от этих рельсов и перейти на рельсы великого сознания. Здесь Абай раскроется полностью. Есть ли люди, готовые к этому? Есть единицы. Но другие ученые-абаеведы все еще стоят на прежнем уровне познания. По этому мы и знаем. Абай был не только казахом, но и в свое время достиг очень высокого уровня среди всех народов Средней Азии, а через них и среди всех тюркских народов. Он стоял на высоком уровне в плане философской лирики.
— Что же мешает нам проникнуть вглубь Абая и познать его в полной мере?
— Перед нами три препятствия в познании Абая. Первое препятствие: хотя мы знаем биографию Абая через Ауэзова, мы не знаем политических тайн и секретов того времени. Если мы не раскроем это, мы не сможем понять, что Абай 18 лет был волостным управителем, и как он сформировался и выступил против правительства. После того, как Россия подчинила нас, она покорила нас экономически. Вместе с тем, она приложила усилия для идеологического подчинения. Для этого они отправили миссионеров. Прибыла группа во главе с Ильминским. Их целью было крестить нас, а через это русифицировать. Позже, хотя они и отказались от крещения, они сохранили политику русификации. Чтобы узнать об этом, мы должны глубоко изучить историю жизни Абая. Это первое препятствие в познании Абая. Откуда вышел Абай? Каково было его отношение к власти, когда он участвовал в ней? Абай отказался от власти и от волостного управления. Он увидел, что за этим кроется большая беда. Какая это беда? В письме царю генерал-губернатор Западно-Сибирского края пишет: «В казахской степи растет дерево под названием сексеуил. Если ударишь гвоздем, он не войдет, если ударишь топором, не расколется. Но если ударишь его самого о что-то твердое, он разлетится вдребезги. Давайте применим это к казахам». Вот в чем заключается главная политическая линия России. Казахам дали управлять большими областями. Например, в Западном Казахстане были султанские правители. Их назначали только из числа торе. Они управляли большой губернией. В Среднем жузе появился ага-султан. Он тоже управлял большой областью. Но за ними стоял русский представитель. Через них они заставляли делать то, что хотели. В то время весь Южный Казахстан подчинялся Кокандскому ханству. Власть там строилась на основе рода. Главу рода называли даткой. Таким образом, в первой половине 19 века мы были разделены на три части. Запад подчинялся султанским правителям, Средний жуз — ага-султанам, Юг — даткам. Такую власть можно оценить как «длинную аркан, широкие путы». Что это значит? Лошадь привязывают длинным арканом, она не может уйти дальше. Это называется «длинная аркан, широкие путы». Эта система просуществовала до 1867 года. С 1867 года нас, всю Среднюю Азию, полностью завоевали. Укрепили границу с Китаем. Затем царское правительство, проведя 50-летние исследования, остановилось на вопросе, как удержать казахов. Они снова опирались на прежний метод. Таким образом, они ввели волостную систему. Мы думаем, что волость — это плохо, но не раскрыли ее корни. Одна волость состоит из 12 аулов. Там около 2 тысяч дворов. Эти 12 аулов делятся на четыре части. Есть 4 бия, 4 ауылная, елубасы, онбасы. 12 аулов не состоят из одного рода. Обязательно состоят из разных родов. Вот казахи, стремясь стать волостными, биями, ауылными, елубасами и онбасами, начинают враждовать между собой. Характер казахов, которые так боролись за эту власть, изменился. Казахи, которые раньше не говорили два слова, стали лгать, казахи, которые не умели писать жалобы, стали писателями жалоб. Увеличились клевета, интриги, партийные склоки, споры. Каков результат этого? Казахи испортились в характере. Как сказал С. Торайгыров:
«Время Абая — время разложения казахов,
Красная кровь превратилась в черноту.
За свою страну, землю и религию,
Было построено много ловушек, много сетей», — сказал он. То есть, под ловушкой он подразумевает миссионерскую политику, а под сетью — волостную систему. Благодаря этой системе казахи, борясь как собаки, испортились. Казахи знали это, поэты знали это, Абай знал это. Все они выражали протест против этого. Все поэты эпохи «Зар заман» выражали протест. Пока мы не узнаем эту тайну, мы не сможем полностью понять жизнь Абая, сформировавшуюся в период волостного правления.
«Была партия,
Народ разделился.
Я в заботах,
О твоем шуме и крике», — говорит Абай. Вот, среди этого он говорит: «Моя жизнь прошла в криках». Абай видел разложение народа. Чтобы понять мотив политической и социальной лирики Абая, нужно понять все это. Тогда мы красиво раскроем его. Вот первое препятствие. Мы не можем преодолеть это препятствие. Сейчас я пишу статью «В чем три препятствия в абаеведении?». Таким образом, мы раскрыли одно препятствие. Избавились от него. Теперь пойдем дальше. Теперь перед нами возникло второе препятствие. Абай в своих стихах, особенно в «Словах», использует много терминов из ислама. Мы читаем их и не понимаем. «Разум и чувства познают все, Сердце знает, чувствует, Мутакаллимы, мантики, Бесполезно мучают впустую». Ничего не понимаешь. Поэтому я начал искать, что такое «хауас». Так я нашел «хауас», нашел «мантык», «мутакалам». И тогда я углубился. Мировоззрение Абая находится именно здесь. Философы не принимали это как религиозное стихотворение. Основной поворот происходит здесь. Почему Абай отверг мутакалим и мантик? Это были течения, возникшие в исламе. Мутакалимы связывали философию греков с исламом и доказывали. Вот, Абай в этих стихах показывает, что он против них. Мы преодолели второе препятствие.
Теперь осталось третье препятствие. Это мировоззрение Абая. Наши философы объясняли мировоззрение Абая как атеистическое, материалистическое. А на самом деле Абай не атеист и не материалист. Мы впали в кризис. Как теперь выйти? Старым путем мы никуда не выйдем. Чтобы выйти из этого, мы обращаемся к великому сознанию. Представители квантовой физики признались: «Мы верили, что материя вечна». Оказалось, что материя не вечна, она изменяется. Она тоже плод сознания. Мы убедились в этом. Таким образом, они отвергли свой прежний атеистический, материалистический путь и пришли к великому сознанию. Представители квантовой физики говорят, что нас окружает энергетическое поле. Это поле управляет всем миром по воле Аллаха. Это энергетическое поле влияет на нас, и мы можем влиять на него. Например, если мы все будем жить с добрыми пожеланиями и честно, то там (поле) прояснится. Затем на землю придут добрые вещи. А если мы все будем иметь злые намерения убить того, другого, обмануть того, то оно (поле) изменится и даст нам знак. Землетрясение, или извержение вулкана. Иногда случаются наводнения. Значит, мы напрямую связаны. За энергетическим полем стоит разумный хозяин. Теперь путь идет туда. Если философы раскроют этот вопрос, третье препятствие будет устранено. Без этого третье препятствие пока не будет устранено. Если мы сможем прочно устранить эти три препятствия, мы сможем проникнуть вглубь Абая и услышать его скорбь. Абай говорит: «Горе рождается от знания, Гнев рождается от учености. Когда горе и гнев сжимают, Из языка вырывается скорбь».
— В чем заключалась скорбь Абая? О чем он скорбел, чего оплакивал?
— Как понять скорбь Абая? Именно эта политика заставила Абая скорбеть. Затем Абай искал пути избавления от этого. Он думал, каким лекарством вылечить этот разлагающийся народ. Так, усердно ища, он создал учение о совершенном человеке. Суть учения о совершенном человеке — это разум, справедливость, милосердие. На основе этих трех составляющих создается концепция совершенного человека. Что такое разум в нем? У Аллаха восемь атрибутов. Самые сильные из них — Знание и Всемогущество. Абай объединяет эти два и называет их разумом. Нет ничего, чего бы разум не нашел. Разум делится на два: светлый разум и холодный разум. А Европа — страна холодного разума. Они направили науку по пути безверия. Почему? Потому что все их искусство заключается в создании оружия, убивающего людей. А светлый разум не смотрит на это. Он приносит только добро народу. Куда бы он ни пришел, он приносит тепло. Абай мечтает именно о таком светлом разуме. У совершенного человека будет светлый разум, у получеловека будет холодный разум. У наших нынешних предпринимателей холодный разум. Вы не можете назвать их глупцами. Они умны и деятельны. Но чего-то не хватает. В их сердцах нет веры, убеждений. Это все портит. Нынешних миллиардеров я бы сравнил с пиявками. Пиявки, присосавшиеся к деньгам народа. Прежние пиявки после насыщения отпадали, у них было насыщение. У этих пиявок нет насыщения. Они прилипли к богатству народа, отрезали себе хвост. Они пьют оттуда, льют отсюда. Пусть народ умирает, если умрет. Нынешние миллиардеры без веры таковы. Каждая отрасль общества должна обратить внимание на это учение Абая. Сейчас мы преподаем учение о совершенном человеке Абая в восьми университетах. Если молодежь полностью освоит это учение, она не пойдет по пути зла. Если мы загрязнены, как мутная вода, это учение очистит нас от этого. Его можно назвать духовным очистителем. Высшие инстанции этого не чувствуют. Они все еще понимают Абая по пути, проложенному нашими материалистами. Поэтому мы должны открыть Институт абаеведения на международном уровне. Мы находим и формулы. За рубежом есть институты. Они не получают денег от государства. Имангали Тасмагамбетов выделил землю для строительства этого Института Абая. Мы не можем получить эту землю. Если бы нам дали ее, мы бы не взяли ни копейки от правительства. Наши предприниматели готовы. Они построят пятиэтажное здание и будут вести свой бизнес. Мы будем получать от них небольшой процент. И дальше будем развивать науку. Мы должны создать в Казахстане аналог зарубежных институтов. Только в таком случае наука абаеведения будет развиваться дальше. Процветать, расти. Сейчас нужно решить эти проблемы. Мало людей, которые это понимают. Много кандидатов и докторов наук в абаеведении. Но большинство из них придерживаются материалистических взглядов. А людей, сформировавшихся с этой точки зрения, единицы. Те, кто на том пути, не могут понять нас. Они называют нас идеалистами. Мы не идеалисты, мы идем по новому пути. Но тяжелый груз оттуда тянет нас к себе. Мы не можем вырваться. Вот в таком состоянии сейчас находится судьба абаеведения.
— Почему Абай пришел к созданию учения о совершенном человеке?
— Абай, будучи волостным управителем 18 лет, видел все своими глазами. Дети, рожденные от одного предка, живут семьями по 5-6 дворов, образуя аул. Это наше ядро — казахская семья. Их скот, жизнь — общие. Они помогают друг другу. Здесь нет никакого класса. Но именно эту теплую семью разрушила политика России. После разрушения мы пошли по указанному пути. Нам сейчас нужна национальная идеология. Казахский народ сейчас разделился в плане мышления. По письму он разделился на три части. Мы пишем по-русски, казахи в Китае пишут по-арабски, казахи в Европе пишут по-латыни, и мы не можем читать друг друга. Так мы разделились в письме. Разделились и по религии. Есть ваххабиты, есть другие. Сейчас все раздроблено. А по языку мы тоже разделились. Появились ада казак, шала казак, таза казак. Сейчас время шала казаков. Власть в их руках. Кто они? Ключ к крещению казахов — это школа. Раньше это была русско-казахская школа. Во времена Советского Союза ее назвали смешанной школой. Таким образом, они увеличили количество смешанных школ, называя их школами интернационализма. В Казахстане 2097 смешанных школ. Ежегодно мы готовим 300-350 тысяч шала казаков. Теперь их нужно переучивать. Для этого нужны средства от государства. Отправь казаха к казаху, русского к русскому. Все, проблема решена. Но этим занимаются шала казаки и ада казаки. Власть в их руках. Они принимают законы, таким образом влияют на правительство. Я написал статью, разоблачающую это. Написал письмо министру. Все доказал. Никто не шелохнулся. Не видят, не знают. Есть люди, которые меня поддерживают. Но им не хватает смелости. Здесь кроется большая ошибка нашего министерства. Все это можно решить бесспорно. Нужно только изменить точку зрения. Изменение этой точки зрения займет много времени. Потому что Европа, прожившая 500 лет без Бога, не может прийти к этому. Россия, сформировавшаяся с марксистской точки зрения, не может прийти к этому. Но мы ведь тоже среди них. Мы можем выйти из этого через учение Абая. Я выступил с этой идеей на 170-летии Абая в Усть-Каменогорске, Семипалатинске. Я поднял эту идею. Тот путь ошибочен, нужно скорее встать на этот путь. Потому что Абай открыл нам путь. Сила Абая проявляется в следующем. Европа знала обе стороны мира — видимую и невидимую. Но из-за того, что этот путь труден, она выбрала материалистический путь. Абай говорит, что их нужно брать в единстве, в гармонии. Абай выше их именно этим. У нас есть философы, не буду называть их имен, которые говорят: «Абай — великая фигура среди казахов. Но он не сможет подняться на мировой уровень». Наоборот, на мировом уровне Абай — великая фигура, ученые не могут достичь этого. Так можем ли мы гордиться Абаем? Можем. Религиозные философы, историки не могут своевременно решить этот вопрос и поставить его. Я один бьюсь, говорю. Кто-то понимает, кто-то не понимает. Но все равно придут к этому пути. Этому будет способствовать вышеупомянутая ситуация.
— Спасибо за беседу, уважаемый!
Беседовал Нурканат Байзак
islam.kz