Сегодня изобилие иностранных товаров и продуктов питания, поступающих со всех сторон, препятствует отечественным предпринимателям встать на ноги. Главная проблема в политике импортозамещения – не цена и качество товара, а количество поступающих из-за рубежа товаров. То есть, конкуренция очень сильная. Об этом подробно рассказал экономист-эксперт, маркетолог НПП «Атамекен» Максат Сералы.
– В экономике Казахстана активно проводится политика импортозамещения. Какова польза этой политики для экономики страны?
– Политика импортозамещения у нас очень хорошо развивается в течение последних 7-8 лет. Одной из причин этого стало то, что мировой кризис, начавшийся в 2008 году, показал уровень экономики Казахстана и дал понять, что экономическую политику страны необходимо направить на укрепление конкретных производственных секторов. Точнее говоря, вопрос импортозамещения был выдвинут на первый план. Начиная с 2010 года, реализуется множество проектов с целью осуществления политики импортозамещения. Была принята программа «Импортозамещение товаров» на 2010-2014 годы. К сожалению, в связи с тогдашней экономической ситуацией эта программа не принесла результатов. Потому что наш производственный сектор не был готов к таким большим шагам. Устаревание техники на производствах, нехватка квалифицированных специалистов и очень сложная реализация произведенной продукции.
Не секрет, что экспорт Казахстана связан с сырьевым и сельскохозяйственным секторами. И не стоит забывать, что отрасли, двигающие экономику страны вперед – это сельское хозяйство и сырьевая промышленность. Поэтому реализация политики импортозамещения в этих отраслях более выгодна для экономики нашей страны. Основным объектом малого и среднего бизнеса является сфера сельского хозяйства. А для развития этого сектора были приняты еще ряд государственных программ. Начали проводиться программы финансирования малого и среднего бизнеса через фонд «Даму». Государство через НПП «Атамекен» оказывает всестороннюю помощь, сокращая таможенные и административные барьеры для представителей малого и среднего бизнеса. На сегодняшний день эти шаги приносят свои результаты. По последним данным, определенная часть пенсионных накоплений будет направлена на развитие производственной сферы. Это эффективный метод. Потому что, как показал опыт, если мы сможем системно развивать производственную и сельскохозяйственную сферы в ближайшие 10-15 лет, то в будущем наша экономика избавится от зависимости от сырья. С этой точки зрения, реализация политики импортозамещения очень важна.
– Какие есть достижения и недостатки в процессе импортозамещения?
– Если рассматривать сферу сельского хозяйства, то экспорт мяса и пшеницы находится на высоком уровне, объем импорта очень мал. А по конкретным продуктам таких показателей нет. Например, отечественная продукция составляет лишь 12 процентов фармацевтического рынка. Это очень низкий показатель. Для развития политики импортозамещения в сфере МСБ и услуг была принята программа «Дорожная карта бизнеса-2020». На реализацию этой программы были выделены миллиарды тенге. Основным направлением программы является развитие производственных мощностей во всех регионах страны. Предусмотрено кредитование через банки второго уровня. Эффективность этой программы заключается в очень низком проценте возврата субсидий. В среднем, кредиты выдаются под процентные ставки в диапазоне 4-7%. Этот показатель очень низкий по сравнению с мировыми и странами СНГ, и является значительным облегчением для отечественных предпринимателей. В последнее время программы по импортозамещению, развитию производства, поддержке малого и среднего бизнеса, разработанные правительством Казахстана, берутся в качестве образца Российской Федерацией. Это свидетельствует об эффективности наших программ.
Программ много, но закономерно возникает вопрос: почему нет конкретного продукта? Продукт есть, но его признание на рынке – длительный процесс. У вывода продукта на рынок есть свои закономерности. На первом месте должны стоять такие вопросы, как узнаваемость бренда, качество продукции и привлекательность цены. По этим позициям качество нашей продукции высокое, соответственно, и цена дорогая. Поскольку для потребителя основным фактором является цена, он может не заинтересоваться дорогим товаром. Это, в свою очередь, снижает инвестиции в производство. Поэтому для активного развития политики импортозамещения государство должно субсидировать половину затрат на производство. То есть, помощь в виде лизинга техники, оборудования не будет лишней. Все это влияет на снижение себестоимости продукции, на ее доступность для потребителя. Основной целью «Политики импортозамещения» на 2010-2014 годы было обеспечение внутреннего рынка отечественной продукцией на 30-50%. К сожалению, мы не достигли этой цели. Доля казахстанской продукции на внутреннем рынке до сих пор остается в пределах 12-15%. Мы должны учитывать тот факт, что в мире нет ни одного государства, которое на 100% обеспечивает себя товарами. Если государство полностью обеспечит свой рынок и вытеснит импортные товары, оно отстанет от новых технологий на мировом рынке. Производства, открытые в настоящее время в стране, налаживаются благодаря государственным программам и субсидиям. Этот процесс в политике импортозамещения очень правильный. Потому что он напрямую влияет не только на реальный сектор экономики, но и на финансовый сектор. Развитие малого и среднего бизнеса, обеспечение ими рынка отечественной продукцией положительно сказывается на стабильности нашей национальной валюты. Если большая часть сельского хозяйства и легкой промышленности будет производиться в стране, то деньги начнут циркулировать внутри страны.
– Мы часто говорим о необходимости повышения доли сельского хозяйства в Казахстане. Нам также необходимо полностью развивать животноводство. Возможно ли это в условиях нынешнего мирового кризиса?
– Общий внутренний продукт на душу населения составляет 13,6 тыс. долларов. Да, в 1990-х годах сельское хозяйство составляло 35% ВВП. Сейчас всего 5%. Этот кризис показал, что необходимо повышать долю сельского хозяйства. Необходимо полностью развивать животноводство, которое является нашим традиционным занятием. Нам не нужны большие проекты, нам нужна конкретная отрасль и необходимо развивать продукты, входящие в потребительскую корзину. Если в 2016 году ВВП вырастет на 2-3%, это уже будет достижением.
– Если верить данным, в 2015 году казахстанским предпринимателям было выделено 260 млрд тенге субсидий. Большинство из них – сельские предприниматели. Многие считают эти средства очень значительными…
– Об этом на брифинге СЦК, посвященном мерам поддержки малого и среднего бизнеса, сообщила председатель правления АО «Фонд развития предпринимательства «Даму» Ляззат Ибрагимова. «Принятие в марте единой программы поддержки бизнеса «Дорожная карта бизнеса – 2020» стало главным новшеством в государственной поддержке малого и среднего бизнеса в 2015 году. В рамках этой программы мы оказали поддержку 1595 компаниям. Им был выделен кредит на общую сумму портфеля – 260 млрд тенге субсидий. Большинство из них – сельские предприниматели. Если специалисты бизнес-сферы получали кредит под 14%, то 10% годовых субсидировались. Таким образом, предприниматели платят всего 4%.
– Влияет ли стремление Казахстана к вступлению в крупные экономические союзы, такие как ВТО, ЕАЭС, на процесс импортозамещения?
– Любое государство, вступающее в экономический союз, должно обеспечивать отечественной продукцией не менее 60-80% своего внутреннего рынка. К сожалению, ни одно из государств-членов союза не обеспечивает себя в такой степени. Товары, которые государства-члены продают друг другу, ограничены. Нет новых технологий и инноваций. Однако с точки зрения рынка Евразийский союз предоставляет нам большие возможности для развития сельского хозяйства и сырьевого сектора. Россия с населением 140 млн человек является огромным рынком для наших товаропроизводителей. Казахстанская аграрная продукция считается более качественной и экологически чистой по сравнению с российскими товарами. По некоторым данным, российские потребители проявляют интерес к покупке казахстанских товаров. Потому что в нашей сельскохозяйственной продукции не используются генно-модифицированные организмы, ароматизаторы и кислоты. На мировом рынке востребованы чистые, экологические продукты. С этой точки зрения у нас высокие возможности. В этом наше преимущество.
Что касается ВТО, то вступление в эту мировую организацию может повысить инвестиционную привлекательность страны. Потому что продукция будет продаваться в страны с огромными рынками, такие как соседние Китай и Россия. Это удобно для нашей страны. Будут развиваться производство, инфраструктура, создаваться рабочие места, развиваться инновационные технологии. Это принесет налоги в государственный бюджет. Возникнет конкуренция между предпринимателями на определенном уровне. Это, в свою очередь, повысит качество товаров и положительно повлияет на ценовую политику. От этого мы можем получить большую выгоду.
– В связи с устранением таможенных барьеров конкуренция усилилась. Смогут ли отечественные предприятия конкурировать с продукцией соседних стран?
– В настоящее время главная преграда в политике импортозамещения – не цена и качество товара, а количество поступающих из-за рубежа товаров. То есть, конкуренция очень сильная. Вторая проблема – уровень издержек на наших производствах в 2-3 раза выше по сравнению с зарубежными производствами. Третья проблема – емкость рынка. Несмотря на то, что население нашей страны составляет 16 млн человек, реальное число потребителей еще ниже. То есть, каждому производителю трудно найти конечного потребителя. Логистические расходы могут стать препятствием для выхода в регионы. Все это увеличивает себестоимость товара. А цена товара из России ниже. С этой точки зрения конкурентоспособность наших производителей снижается. Но, несмотря на это, все предпосылки для импортозамещения готовы.
– Какая отрасль экономики Казахстана имеет высокий потенциал для импортозамещения?
– Если рассматривать пищевую промышленность, то мясной продукцией мы обеспечиваем основную часть рынка сами. Если отечественные производители мяса не смогут удовлетворить спрос внутреннего рынка, мы будем импортировать мясную продукцию из России и Кыргызстана. Если рассматривать малый и средний бизнес, то развиваются небольшие цеха. Создаются крупные перерабатывающие цеха, предлагающие свою продукцию. Если эти отрасли будут продолжать работать, то в ближайшие 7-8 лет мы обязательно достигнем положительных результатов политики импортозамещения.
– По показателям за январь 2016 года, импорт страны значительно превышает экспорт. Например, в рамках СНГ импорт в 3 раза, в рамках ЕАЭС – в 4 раза, с Китаем – в 2 раза превышает экспорт. Какие методы экономической политики можно применить для снижения этого показателя и компенсации импорта?
– Поскольку Казахстан является аграрной страной, необходимо укреплять сельское хозяйство. Сейчас такие структуры, как «КазАгроФинанс», «КазАгроМаркетинг», «КазАгроХолдинг» выделяют значительные объемы субсидий, кредитов, лизинга для аграрного бизнеса. Интерес иностранных инвесторов к этой отрасли также высок. У Казахстана есть возможность развивать сельское хозяйство и стать брендом мирового уровня. Я считаю, что для вытеснения импорта и создания условий для развития отечественной продукции, необходимо ввести таможенные квоты на импорт в определенных отраслях и отдавать приоритет отечественной продукции. Если мы установим такие ограничения, импортные товары сократятся, и потребители будут покупать отечественные товары. Однако полностью ограничивать тоже нельзя. Потому что у потребителя всегда должен быть выбор.
– Увеличение доходов бюджета всегда остается главной проблемой. Каждый предлагает разные пути…
– Необходимо наполнять внутренний рынок и проводить процессы национализации. Это следует начать с месторождений нефти. Потому что нефть составляет большую часть доходов бюджета. Почему у нас много инвесторов в нефтяной отрасли? Потому что 90% прибыли от нефти уходит в их карманы. Только 10% поступает в бюджет. Это очень неэффективно. Если бы мы национализировали хотя бы 50% нефтяных месторождений, доходы бюджета увеличились бы.
– А каким образом можно наполнить внутренний рынок?
– Необходимо ввести ограничения, квоты на ввозимые из-за рубежа товары. Пока не будут введены основные квоты, что бы вы ни делали на внутреннем рынке, это не принесет никаких результатов. Нам необходимо ввести квоты на мясную и молочную продукцию и запретить их ввоз из-за рубежа. Тогда будет развиваться собственное производство. Откроется путь для других отраслей. Из молока начнут производить йогурт. После йогурта займутся производством сметаны, творога. В этом случае отечественные производители понесут затраты только один раз, импортируют только необходимую технику из-за рубежа. Средств для этого достаточно, потому что есть спрос на внутреннем рынке. Если мы не будем ввозить импортные молочные продукты, население будет покупать нашу продукцию. Введите квоты на сельское хозяйство и дайте три года. За три года сельское хозяйство разовьется феноменально. Есть скот, есть шерсть, и тогда легкая промышленность сама собой разовьется. Таким образом, откроется путь для легкой промышленности. 85% внутреннего рынка составляют импортные товары из-за рубежа. Чем больше импортных товаров, тем слабее наша национальная валюта.
– Если сравнивать с этой точки зрения, по итогам прошлого года Узбекистан значительно опередил нас…
– Потому что Узбекистан обеспечивает себя сельским хозяйством, легкой промышленностью, машиностроением. У них есть законодательство в отношении импортных товаров. То есть, они не допускают ввоз товаров из-за рубежа. Например, возьмем воду «Боржоми». Эта вода не продается в Узбекистане. Потому что у них есть своя вода. А у нас все импортные товары находятся в свободном обращении. К тому же, наши малые и средние предприниматели не могут им противостоять. Поэтому мы страдаем.
– Значит, нам тоже нужно пересмотреть некоторые законодательные акты…
– Экономику спасут не финансовые, а законодательные факторы. Законодательство – это введение квот на государственные таможни в целях поддержки внутренней экономики, отечественных предпринимателей. Квоты должны соответствовать конкурентным товарам, производимым у нас. Например, у нас есть вода «Сарыагаш». Государство должно поставить условие заводу «Сарыагаш»: «Если вы увеличите производственную мощность на 10%, мы сократим импорт «Боржоми» на 10%». Тогда завод «Сарыагаш» получит большую прибыль. С другой стороны, повысится качество продукции. В конечном итоге улучшится социальная ситуация. Множество полезных факторов, таких как занятость, поступление средств в местный бюджет, решатся сами собой. Мы потеряли часть возможностей, вступив в наши союзы. Но в такой ситуации можно выйти из союза. В законодательстве сказано: «Если союз влияет на национальную валюту, можно выйти». Поэтому в настоящее время у нас есть основания для выхода из союза. Россия и Кыргызстан наносят нам вред. Поэтому мы должны отказаться от них и работать на нашу экономику.
– Государство в качестве эффективного метода сохранения экономики отпустило цены на продукцию в свободное обращение. Получили ли мы от этого какую-либо выгоду?
– Отечественные предприниматели закупают сырье по импорту. Поэтому мы были вынуждены отпустить цены в свободное обращение. Многие компании обанкротились, почему? Потому что все оборудование было привезено из-за рубежа по дорогой цене. Например, компания «Меркурий» закупала все пищевые добавки в иностранной валюте. Вы знаете, что произошло в итоге. У нас очень мало производств, которые обеспечивают себя на сто процентов. Легкая промышленность, текстиль, хлебопекарная промышленность, все, что необходимо для сельского хозяйства, закупается в иностранной валюте. Если не отпустить цены в свободное обращение, производитель не получит прибыли. В итоге производство обанкротится. То есть, государство делает это для улучшения экономической ситуации. Это должно контролироваться государством. Если производственное предприятие повысит цену на свою продукцию, оно должно иметь экономическое обоснование, почему оно подняло цену. Однако у нас много субъектов, поэтому контролировать это сложнее. Тем не менее, стоит спросить у основных дилеров, импортирующих из-за рубежа, почему они подняли цены. А отечественных производителей мы должны поддерживать. Потому что они устанавливают свою цену в зависимости от рынка. Основная цель предпринимателя – получение прибыли. Если рынок установит высокую цену, он будет стремиться к ней. Одно лишь снижение цен на нефть повлияло на всю нашу экономику.
– Известно, что в стране приняты различные программы, направленные на поддержку отечественных производителей. Насколько они реализуются?
– Причина их неэффективности заключается в том, что, во-первых, производственные предприятия импортируют сырье из-за рубежа, и механизм доставки продукции конечному потребителю не сформирован. Во-вторых, из-за малочисленности населения в нашей стране производство товаров невыгодно. А логистика дорогая. Поэтому мы должны развивать каждое село, каждый город отдельно. Допустим, в одном селе открылся кондитерский цех. Нет необходимости в его создании в очень крупном масштабе. Этот цех должен постепенно расти, сначала обеспечивая одно село, затем соседние села. Мы уделяем внимание крупным цехам, считая, что нужно поддерживать инновационные проекты. Многие из них впоследствии банкротятся. Потому что вероятность возврата вложенных в них миллиардов долларов очень низка. У нас не развита инфраструктура. Перевозки обходятся дорого. Казахстан нельзя сравнивать с Сингапуром. Сингапур так сильно развился потому, что большая часть перевозок осуществляется через порт. А мы не имеем выхода к морю. У нас есть возможность осуществлять перевозки через Каспийское море в приграничные страны. Но для этого нужно открывать производство недалеко от моря.
В Китае все отрасли экономики уже полностью развиты. Сейчас у них не осталось земли для развития сельского хозяйства. Экология плохая для строительства крупных заводов. Поэтому они развивают технологическую сферу. Уделяют внимание машиностроению. Таким образом, они продумывают новые механизмы развития экономики. По мере снижения юаня, цены на их товары снижаются. Это наносит ущерб отечественным производителям у нас. С каждой девальвацией китайские товары становятся конкурентоспособными. Кроме того, известно, что наш Национальный банк включил китайский юань в качестве резервной валюты. По мере снижения юаня, деньги в Национальном фонде снижаются. Вот такие есть последствия. Но если мы будем должным образом реализовывать государственные программы, мы сможем это преодолеть. Потому что основным фактором, поднимающим экономику, является потребление национального продукта.
Когда-то китайский экономист-эксперт Генри Лю сказал: «Я могу сделать Казахстан богатым за 1 год». По словам эксперта, есть несколько способов поднять экономику Казахстана. Один из них – продавать нефть страны за тенге. В результате снизится зависимость государства от доллара. Он говорит, что дал такой совет китайскому правительству, и китайцы в настоящее время переходят на ведение внешней торговли в своей национальной валюте – юанях. «Я не антиамериканец», – говорит Генри Лю. Американцы сейчас покупают вашу нефть за доллары. Если вы будете продавать «черное золото» за тенге, их активы перейдут в ваши руки. Почему? Потому что они сначала купят у вас тенге, а потом нефть. А валютный курс тенге находится в руках Национального банка Казахстана». По словам Генри Лю, другие страны также начнут покупать казахстанские тенге, потому что тенге им нужны для покупки нефти. Принятие таких мер позволит укрепить внутреннее развитие страны и позиции на валютном рынке. А если тенге не хватает населению, государство имеет право на его эмиссию (выпуск) в большем количестве, ведь американцы тоже печатают доллары, если платежей недостаточно.
– Спасибо за беседу!
Беседовала
Динара Мынжасаркызы
Газета «Туркестан»