Несмотря на то, что человечество считает себя разумным, тысячи кровопролитных войн в его истории свидетельствуют о том, что оно живет по «законам джунглей». Разница лишь в том, что оно находит различные предлоги для оправдания своей хищнической натуры. Один из таких предлогов – когда более сильный народ распространяет мнение о другом этносе, что он «не совершил значимых дел в истории, является поздно появившейся неполноценной нацией и поэтому не имеет права на самостоятельное существование», и затем завоевывает его. Конечно, такое оправдание не может быть применено к народам, чьи имена и деяния запечатлены в древних письменных источниках. Подобным притеснениям в основном подвергаются народы, которые по различным причинам меняли свое этническое название в ходе истории. Если искать примеры поближе, то к таким «молодым этносам» относятся ногайцы, узбеки и казахи, отделившиеся в 15 веке от улуса Джучи (Золотой Орды) и получившие новое, не встречавшееся в истории прозвище. Если мы сами даем повод для этого, отмечая 550-летие образования Казахского ханства, то другие народы не станут перерывать архивы, говоря «этого не было».
В Москве я пытался объяснить одному историку, что казахский этнос «не возник из ниоткуда» 550 лет назад, и что основой нашей нации являются племена, создавшие государство Манги ел в начале 13 века под предводительством Чингисхана, и даже ранее создававшие государства. Он не поверил и привел ряд примеров из опыта других государств. Город Вятка в России был назван в честь древнего племени вятичей, город и область Тверь – в честь племени тиверцев, а недавно построенный в 1916 году город Мурманск – в честь угро-финской племени муромы. Существует также «Муромский лес». Илья Муромец из русских былин, подобно нашим Кандыгалы Богенбаю и Каракерею Кабанбаю, происходит из этого племени. (Судя по библейскому имени «Илья», эта былина, похоже, появилась после принятия христианства в этом крае). Город Москва (область) также произошло от названия угро-финской племени мокша (моксель). Мы знаем, что названия областей Германии, таких как Саксония, Пруссия и др., происходят от имен древних германских племен саксов, пруссов. Многие штаты США названы в честь коренных народов этой страны – индейских племен: штаты Дакота – от лакота, Монтана – от монтанье, Айова – от кайова, Чикаго – от племени чикасо. Столица Канады Оттава также названа в честь индейского племени. Даже огромный край Сибирь, ныне принадлежащий России, происходит от названия тюркского племени сувар, обитавшего в среднем течении реки Волги в IX веке. Названия этих населенных пунктов свидетельствуют о том, что эти края были родиной упомянутых древних родов и племен.
Чтобы еще больше убедить москвича, я тоже искал в древних историографиях названия родов на территории Казахстана, и вспомнил о городище Северный Конырат недалеко от города Балхаш. Однако по-русски оно называется «Коунрад». Моя родная станция Матай не всегда указывается на картах. Поскольку это было лишь одно из ответвлений основного рода, оно не было записано в старых шежире. Привозить историков из разных стран в Казахстан и спрашивать их на улицах: «Кто из вас Найман, кто Керей?» – неудобное дело. Поэтому необходимо искать эффективные пути, чтобы показать другим народам (и самим себе), что казахи – не «молодой этнос», а имеют древние корни. На мой взгляд, один из таких путей – максимально показать на географической карте Казахстана названия, связанные с нашим народом, упомянутые в древних историографиях и хорошо известные историкам всего мира.
Как повествуется в «Огуз-наме», после междоусобной (гражданской) войны, произошедшей в древние времена в Туркестанском крае, из пяти племен, поддержавших Огуз-хана, в составе современного казачества остались Канглы и Кыпшак. А от Кията (Киян, в китайских историографиях Хуянь, от тюркского слова «куйган» – «лить»), главного правящего племени тюрков, основавших в 209 году до новой эры империю Хунну и ушедших на восток, не подчинившись Огуз-хану, и от множества родов, произошедших от него, в составе казахов есть Конырат и Коралас. О том, что на территории нынешнего Казахстана одновременно с империей Хунну на востоке существовали государства Канглы и Уйсун, написано во многих трудах историков прошлого и настоящего. Общеизвестно, что огромная территория между реками Иртыш и Дунай с X века называлась Дешт-и-Кыпчак. Хотя тюркские племена, входившие в это объединение, сегодня приобрели различные этнонимы, название «кыпшак» сохранилось только в роде, входящем в состав казахов. Название племени Жалайыр (Яглакар), входящего в состав казахского народа, мы встречаем в связи с образованием Уйгурского каганата (на территории современной Монголии-Маньчжурии) в VIII веке. В «Жамиг ат-Тауарих» Рашид ад-дина, написанном в 1310 году, Жалайыры также упоминаются в связи с государством Кидань (империя Ляо) и временем правления Каиду, шестого прадеда Чингисхана (конец X века). В «Жамиг ат-Тауарих» и других шежире, посвященных истории Чингисхана, о родах Найман и Керей также повествуется с XI века (под этими названиями).
Итак, почему бы не назвать области, районы, населенные пункты Казахстана этими названиями – Канглы, Уйсун, Кият, Жалайыр, Найман, Керей, Кыпшак, Конырат, – которые записаны в древних историографиях и известны историкам всего мира, и тем самым не показать, что казахский этнос сформирован этими известными в истории племенами. Например, (хотя бы условно) территорию от реки Каратала до Алтайских гор можно назвать Найманским улусом, между реками Караталом и Иле – Жалайырским улусом, между Иле и городом Шымкент (?) – Уйсунским улусом (Дулатским улусом), а оттуда до Жанакоргана – Коныратским улусом. Избавившись от колониального названия «Кызылорда», область следует назвать «Канлыским улусом» по имени рода, издревле правившего в этом крае, а городу (Кызылорда) дать название в честь малочисленного рода Кият, проживающего там. Керей и Кыпшак, а также другие роды, известные в мировой истории, можно назвать улусами, улусами (районами) в соответствии с их нынешним расселением. Например, почему бы не назвать нынешний Панфиловский район «Албан-Суанским улусом»? Или же имя Панфилова для нас дороже памяти предков-аруахов?!
Причина, по которой я предлагаю слова «улус», «улус», заключается в том, что русские слова «область», «волость», «волостной» (у нас «болыс») на самом деле произошли от искажения тюркского (казахского) слова «улес, улус». Русское «уезд» также происходит от древнетюркского слова «йус» (по-казахски «улус», «жуз» – Старший жуз, Средний жуз, Младший жуз). Конечно, поскольку слово «улус, улус» использовалось при разделе наследства между сыновьями Чингисхана (улус Джучи, улус Чагатая и т.д.), для обозначения территории больше подошли бы слова «аймак, территория». Тем не менее, чтобы не отходить от давно используемого слова «область», лучше взять слово «улус».
Конечно, некоторые из упомянутых родов в древности могли не проживать именно на нынешних территориях. Однако цель не в том, чтобы распределить территории между родами, а в том, чтобы показать их на земле Казахстана, в составе казахского этноса, и тем самым доказать, что казахи – не «молодой», а древний этнос.
(В связи с темой, я хотел бы также обратить внимание на нынешние названия наших областей. Например, город Караганда, вероятно, был построен в месте, где много караганских кустов, а в окрестностях города Актобе есть белый холм или бугор. Но ведь вся территория области не может быть заросла карагандой или располагаться рядом с тем самым холмом!? Поэтому стоит подумать о том, что называть всю область именем города нелогично).
Среди нас еще много соотечественников, чье сознание затронула политика «русификации народов, находящихся в подчинении», проводившаяся империей СССР под лозунгом создания «советской нации». Мы видим это по их периодическим «призывам» бороться с «родоплеменной рознью, национализмом» по старой привычке. Я чувствую, что они и сегодня будут возмущаться нашим предложением: «Не будем укорачивать историю нашего народа, отказавшись от имен наших предков!». Они, осознанно или нет, способствуют тем, кто стремится к глобализации мира и управлению человечеством, превратив его в безликую толпу, забывшую свои национальные корни. Однако они сами не забыли свой род и не хотят его забывать. Они просто сделали своей профессией набирать очки, выглядя «интернационалистами» в глазах других (вчера – Москвы, сегодня – народа, выдвигающего их в депутаты).
Этот вопрос, как они говорят, не означает, что если улус или улус (район) будет назван в честь одного рода, то человек другого рода не сможет туда попасть. В Алматинской области есть «Уйгурский район». Однако известно, что там проживают и представители других национальностей, а уйгуры живут не только там, но и в других городах, улусах, районах Казахстана. Также кто сказал, что на станции Матай живут только Найманы? Мы должны понять, что «мертвый не разбогатеет, пока не будет доволен живой», и это означает не только проводить поминки, но и пропагандировать имена наших предков, чтобы они не были забыты.
В связи с этим я хотел бы порекомендовать прочитать статью ректора Международного казахско-турецкого университета имени Ахмета Ясави У. Абдибекова «Казахи делятся не на роды и жузы, а наоборот, состоят из родов и жузов» («Акикат», 2015, №4), статью академика М. Мырзахметова «Суть жизни – семейное воспитание» («Казахский учитель», 2014), проект Б. Ботеева (Союза общественных объединений «Алаш үні») «Что нужно сделать, чтобы казахи стали богатыми и сильными?».
Еще один эффективный способ наглядно показать, что наша нация не является «молодым этносом», – это разместить на государственном флаге не только один «солнечный знак», но и знаки всех основных тюркских племен, составляющих казахский народ. Знаки можно разместить в одном углу синего флага (как 50 звезд на флаге США). Историки всего мира, увидев среди этих знаков символы древних родов и племен, несомненно, будут поражены глубиной наших этнических корней.
Если бы другие тюркские страны создали свои флаги по такому же образцу, мы бы увидели, что среди народов, которых сегодня называют казахами, кыргызами, узбеками, татарами, туркменами, каракалпаками, башкирами, монголами, саха, бурятами, чувашами и т.д., есть несколько общих родов. Это стало бы наглядным доказательством того, что все они – единый тюркский народ.
Железная дорога Кожа-Тюрк
(Хасен Кожа-Ахмет)
09.08.2015.
Национальный портал