Ежегодно, с приближением уборочной кампании, обостряется проблема горюче-смазочных материалов. Меры государственной поддержки сельхозтоваропроизводителей во время уборочных работ напрямую связаны с обеспечением их этими источниками энергии. До сих пор государство отдавало приоритет поставкам дизельного топлива для проведения полевых работ в сельском хозяйстве. В частности, согласно Закону «О государственном регулировании производства и оборота отдельных видов нефтепродуктов», во время весенне-осенних полевых работ в первую очередь сельхозпроизводителям, затем локомотивному парку Казахстанских железных дорог, акиматам различных уровней в приоритетном порядке выделяется этот вид топлива. Среднегодное потребление дизельного топлива по республике составляет около 4,5 млн. тонн. Из них 4 млн. тонн приходится на отечественных нефтепроизводителей, а 0,6 млн. тонн – на импорт. В этом году для сельхозтоваропроизводителей на весенние полевые работы выделено 366,8 тыс. тонн, а на уборочную кампанию – 391,6 тыс. тонн дизельного топлива. Отгрузка осуществляется своевременно согласно оплате.
В этом году Министерство энергетики РК заявило, что в 2016 году оптовая цена дизельного топлива для крестьян на полевые работы составит 79 тенге за литр, а розничная цена – 99 тенге за литр. То есть, цена, которую получают сельхозпроизводители, несколько ниже общей цены на дизельное топливо. Однако, несмотря на это, у сельхозтоваропроизводителей немало проблем с поставками этого дизельного топлива. Например, известно, что цены на горюче-смазочные материалы в Казахстане значительно ниже, чем в соседних странах. Поэтому имели место факты перенаправления дизельного топлива и бензина марки АИ-80 в соседние Россию и Кыргызстан. Особенно велика разница в розничных ценах между соседними странами и Казахстаном: на наших АЗС – 99 тенге, в России – 189, в Узбекистане – 239 тенге (эти цены постоянно растут). Отсюда следует, что приграничные области России заинтере